О цели любой дискуссии

Православный христианин
Начал просматривать Ваше обширное сообщение с конца (с надеждой в конце увидеть один тезис), а увидел намек на пикировку

+++Вы сами понимаете, о чём говорите?

и сразу бросил просматривать дальше. Я не вступаю в перепалку, и это для меня не прихоть, а насущная необходимость. Я объясню в чем дело. При любой пикировке, неважно, прав ты или нет, всегда есть риск потерять то, хотя бы малое, мирное устроение души, в котором ты, может быть, сейчас находишься. Никакая дискуссия не стоит такого риска.

А ведь можно тихо и мирно обменяться точками зрения на тот или иной вопрос. не подвергая никого из собеседников опасности потерять мирное устроение души. Только такая дискуссия может быть, на мой взгляд, полезной. Мирное устроение души -- это и есть цель дискуссии, а вопрос, которой обсуждается, только повод.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
цель дискуссии
Хороший вопрос.
Мне кажется, что после того, как участники дискуссии высказали свою точку зрения, подкрепив её аргументами, первоначальная цель (обмен мнениями по предмету) оказывается достигнутой.

К сожалению, зачастую дальнейшая дискуссия имеет целью самоутверждение участников.

А самоутверждение - это проявление гордыни и тщеславия.

Получается, задерживаться в дискуссии дольше, чем это требуется для ответа на вопрос - грех...
 
Православный христианин
При любой пикировке, неважно, прав ты или нет, всегда есть риск потерять то, хотя бы малое, мирное устроение души, в котором ты, может быть, сейчас находишься. Никакая дискуссия не стоит такого риска.

А ведь можно тихо и мирно обменяться точками зрения на тот или иной вопрос. не подвергая никого из собеседников опасности потерять мирное устроение души. Только такая дискуссия может быть, на мой взгляд, полезной. Мирное устроение души -- это и есть цель дискуссии, а вопрос, которой обсуждается, только повод.
Согласен: если сомневаешься в богоугодности цели или результате диалога, лучше закончить его или хотя бы сделать перерыв перед написанием очередного ответа. А ещё лучше не начинать пикироваться или быстро вернуться к конструктивному обсуждению.
Кстати, на светских ресурсах можно испытать и усовершенствовать свои возможности оставаться в разумных рамках лаже против явных злобных нападок и оскорблений :) .
 
Православный христианин
Православный христианин
Начал просматривать Ваше обширное сообщение с конца (с надеждой в конце увидеть один тезис), а увидел намек на пикировку

+++Вы сами понимаете, о чём говорите?

и сразу бросил просматривать дальше. Я не вступаю в перепалку, и это для меня не прихоть, а насущная необходимость. Я объясню в чем дело. При любой пикировке, неважно, прав ты или нет, всегда есть риск потерять то, хотя бы малое, мирное устроение души, в котором ты, может быть, сейчас находишься. Никакая дискуссия не стоит такого риска.

А ведь можно тихо и мирно обменяться точками зрения на тот или иной вопрос. не подвергая никого из собеседников опасности потерять мирное устроение души. Только такая дискуссия может быть, на мой взгляд, полезной. Мирное устроение души -- это и есть цель дискуссии, а вопрос, которой обсуждается, только повод.
Насмешками и резкими выражениями по адресу противников Тертуллиан тоже пользуется без всякого стеснения. С откровенным цинизмом он выражает всю ненависть и презрение своё ко врагам, называя их скорпионами (Tertull. Scorp., 1 // PL. T. 2. Col. 123B; р. п.: Ч. 4. C. 200), ехиднами (Debapt., 1 // PL.T. 2. Col. 1198A; р. п.: Ч. 2. C. 3), собаками, лающими на истину, бранит их родителей, страну, рисует на них карикатуры. Столь же резко, грубо-вульгарно выражается Тертуллиан и в адрес православных за то, что те не исполняли установленных монтанистами постов: «Ты сделал из чрева бога, из желудка – алтарь; твой жрец – повар; твой Св. Дух – пар от кушаний; твои духовные дары – приправы; твоё пророчество – икание после обжорства» (De jejun., 16 // PL. Т. 2. Col. 977А).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Насмешками и резкими выражениями по адресу противников Тертуллиан тоже пользуется без всякого стеснения. С откровенным цинизмом он выражает всю ненависть и презрение своё ко врагам, называя их скорпионами (Tertull. Scorp., 1 // PL. T. 2. Col. 123B; р. п.: Ч. 4. C. 200), ехиднами (Debapt., 1 // PL.T. 2. Col. 1198A; р. п.: Ч. 2. C. 3), собаками, лающими на истину, бранит их родителей, страну, рисует на них карикатуры. Столь же резко, грубо-вульгарно выражается Тертуллиан и в адрес православных за то, что те не исполняли установленных монтанистами постов: «Ты сделал из чрева бога, из желудка – алтарь; твой жрец – повар; твой Св. Дух – пар от кушаний; твои духовные дары – приправы; твоё пророчество – икание после обжорства» (De jejun., 16 // PL. Т. 2. Col. 977А).
"Тертуллиан (полное имя: Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан) запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. Между тем, несмотря на такие высокие заслуги, он не значится в числе святых отцов Церкви. Это связано с уклонением его взглядов от чистоты Православия и непослушанием Церкви, допущенных в конце жизни."

Все ли качества Тертуллиана должны быть примером для подражания?
 
Православный христианин
Я думаю, что когда в тебе действует мирный дух, надо проявлять его. Когда дух ревности -- проявлять ревность по Богу, но быть при этом очень осторожным, так как лукавый легко выдает гнев за ревность, а мирный дух легко уходит и надолго, даже если ты прав в своих обличениях.
Идеальная же дискуссия, я думаю, -- это всеми силами убеждать оппонента, что он прав, при том, что он в никакую с этим не соглашается:)
 
Крещён в Православии
Я думаю, что когда в тебе действует мирный дух, надо проявлять его. Когда дух ревности -- проявлять ревность по Богу, но быть при этом очень осторожным, так как лукавый легко выдает гнев за ревность, а мирный дух легко уходит и надолго, даже если ты прав в своих обличениях.
Идеальная же дискуссия, я думаю, -- это всеми силами убеждать оппонента, что он прав, при том, что он в никакую с этим не соглашается:)
А праведный гнев может быть очень разрушительным...греки его называли тартарским ...
 
Москва
Православный христианин
Мирное устроение души -- это и есть цель дискуссии, а вопрос, которой обсуждается, только повод.
Преподобный Паисий Святогорец спрашивал сестёр из монастыря в Суроти, основателем которого он был : - От того что я вам говорю есть хоть какая - то польза для вас? Я когда с вами разговариваю то отдаю частичку себя... не хотелось бы чтобы это пропало... ( Смысл сказанного был об этом. Ссылку не смогу дать. Читала его книги в печатном варианте).
Поэтому цель любой дискуссии ( кто чувствует в себе силы и знания ) это - помочь человеку, предостеречь его от чего-то ненужного и плохого, поддержать унывающего и отчаявшегося.... причины можно ещё перечислить.
Значит, - сохранять - мирное устроение - не может являться целью дискуссии ( разговора ). Оно, мирное устроение, является условием , при котором дискуссия может быть плодотворной. И собеседники cмогут договориться, выяснить, быть может, какие-то вещи или понятия, смогут услышать друг друга. Потому что можно говорить друг с другом но не быть - услышанными. А когда мир потерян или теряется , в ходе общения, то, да , лучше дальше разговор не продолжать.
Бог нам всем в помощь. Кто душу положит за други своя.... простите что постучалась к Вам. Для меня это так как написала. Вы можете это не принимать.
 
Православный христианин
Мирное устроение души -- это и есть цель дискуссии, а вопрос, которой обсуждается, только повод.
Идеальная же дискуссия, я думаю, -- это всеми силами убеждать оппонента, что он прав, при том, что он в никакую с этим не соглашается:)
По-моему, эта тема до сих пор еще актуальна на форуме:)
 
Сверху