- Православный христианин
Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание.
Харизма[1] [от др.-греч. χάρισμα — «милость, дар»] — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.
По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».
В ранней христианской традиции харизма — это содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям («дар» проповеди, чудотворения, пророчества и т. д.)
Некоторые исследователи выделяют также так называемый сексуально-мистический аспект харизмы. Они полагают, что оба этих компонента действуют вместе взаимодополняюще и, более того, по-видимому, усиливают друг друга. Как сексуальное, так и мистическое особым образом обусловливают состояние сознания, серьезно способствуя возникновению веры в особые качества их носителя.
В нашем храме, по-видимому, служит человек, имеющий духовный сан, чья личность явно оказывает влияние на окружающих людей (как прихожан, так и церковнослужителей), и обладающий какими-то особыми психо-эмоциональными свойствами.
Дара различения духов у меня нет (чтобы понять, чей это дар и откуда, на пользу это или во вред), поэтому меня его воздействие смущает. Более того, я в постоянной борьбе, на службе, дома, везде. О себе я знаю, что подвержена внушению. При этом я не полностью подпадаю под него, а изначально впечатляюсь, потом же в процессе осознания возникает активное внутреннее сопротивление. Я стараюсь рассуждать, опираясь на Священное Писание, но опыта и знаний у меня не достаточно. Кроме того, могу утверждать, что это не мое лишь субъективное мнение. Я обсуждала этот вопрос с другими людьми. Наблюдала со стороны различные неоднозначные ситуации с участием этого человека.
Посоветуйте, пожалуйста, как относиться к таким явлениям в церковной жизни. Потому что иногда возникает внутренне ощущение, что идешь на Литургию не благодарить Бога, а на встречу с конкретной личностью, облеченной в священнические одежды. Какими личными качествами должен обладать человек, подпадающий под чужое влияние? Ведь не всем людям одинаково свойственно зависеть от настроения других. Стоит ли считать это (подверженность внушению со стороны) своим недостатком и пытаться исправлять себя или скорее отнести это к личным особенностям? Сказано, что "познайте истину, и Истина сделает Вас свободными". Значит, настоящая истина познается только при условии сохранения свободы воли.
Кроме того, существует понятие "религиозного экстаза". Такие экстатические состояния также связаны с определенным психо-эмоциональным состоянием. Они могут возникать под воздействием внешних раздражителей, в том числе и при контакте с харизматичными личностями. В какой-то степени это характерно для христианства? Если да, то в какой мере, чтобы это не повредило телесному и душевному здоровью?
Харизма[1] [от др.-греч. χάρισμα — «милость, дар»] — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.
По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».
В ранней христианской традиции харизма — это содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям («дар» проповеди, чудотворения, пророчества и т. д.)
Некоторые исследователи выделяют также так называемый сексуально-мистический аспект харизмы. Они полагают, что оба этих компонента действуют вместе взаимодополняюще и, более того, по-видимому, усиливают друг друга. Как сексуальное, так и мистическое особым образом обусловливают состояние сознания, серьезно способствуя возникновению веры в особые качества их носителя.
В нашем храме, по-видимому, служит человек, имеющий духовный сан, чья личность явно оказывает влияние на окружающих людей (как прихожан, так и церковнослужителей), и обладающий какими-то особыми психо-эмоциональными свойствами.
Дара различения духов у меня нет (чтобы понять, чей это дар и откуда, на пользу это или во вред), поэтому меня его воздействие смущает. Более того, я в постоянной борьбе, на службе, дома, везде. О себе я знаю, что подвержена внушению. При этом я не полностью подпадаю под него, а изначально впечатляюсь, потом же в процессе осознания возникает активное внутреннее сопротивление. Я стараюсь рассуждать, опираясь на Священное Писание, но опыта и знаний у меня не достаточно. Кроме того, могу утверждать, что это не мое лишь субъективное мнение. Я обсуждала этот вопрос с другими людьми. Наблюдала со стороны различные неоднозначные ситуации с участием этого человека.
Посоветуйте, пожалуйста, как относиться к таким явлениям в церковной жизни. Потому что иногда возникает внутренне ощущение, что идешь на Литургию не благодарить Бога, а на встречу с конкретной личностью, облеченной в священнические одежды. Какими личными качествами должен обладать человек, подпадающий под чужое влияние? Ведь не всем людям одинаково свойственно зависеть от настроения других. Стоит ли считать это (подверженность внушению со стороны) своим недостатком и пытаться исправлять себя или скорее отнести это к личным особенностям? Сказано, что "познайте истину, и Истина сделает Вас свободными". Значит, настоящая истина познается только при условии сохранения свободы воли.
Кроме того, существует понятие "религиозного экстаза". Такие экстатические состояния также связаны с определенным психо-эмоциональным состоянием. Они могут возникать под воздействием внешних раздражителей, в том числе и при контакте с харизматичными личностями. В какой-то степени это характерно для христианства? Если да, то в какой мере, чтобы это не повредило телесному и душевному здоровью?