о личной харизме

город Минск
Православный христианин
Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание.
Харизма[1] [от др.-греч. χάρισμα — «милость, дар»] — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.
По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».
В ранней христианской традиции харизма — это содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям («дар» проповеди, чудотворения, пророчества и т. д.)
Некоторые исследователи выделяют также так называемый сексуально-мистический аспект харизмы. Они полагают, что оба этих компонента действуют вместе взаимодополняюще и, более того, по-видимому, усиливают друг друга. Как сексуальное, так и мистическое особым образом обусловливают состояние сознания, серьезно способствуя возникновению веры в особые качества их носителя.
В нашем храме, по-видимому, служит человек, имеющий духовный сан, чья личность явно оказывает влияние на окружающих людей (как прихожан, так и церковнослужителей), и обладающий какими-то особыми психо-эмоциональными свойствами.
Дара различения духов у меня нет (чтобы понять, чей это дар и откуда, на пользу это или во вред), поэтому меня его воздействие смущает. Более того, я в постоянной борьбе, на службе, дома, везде. О себе я знаю, что подвержена внушению. При этом я не полностью подпадаю под него, а изначально впечатляюсь, потом же в процессе осознания возникает активное внутреннее сопротивление. Я стараюсь рассуждать, опираясь на Священное Писание, но опыта и знаний у меня не достаточно. Кроме того, могу утверждать, что это не мое лишь субъективное мнение. Я обсуждала этот вопрос с другими людьми. Наблюдала со стороны различные неоднозначные ситуации с участием этого человека.
Посоветуйте, пожалуйста, как относиться к таким явлениям в церковной жизни. Потому что иногда возникает внутренне ощущение, что идешь на Литургию не благодарить Бога, а на встречу с конкретной личностью, облеченной в священнические одежды. Какими личными качествами должен обладать человек, подпадающий под чужое влияние? Ведь не всем людям одинаково свойственно зависеть от настроения других. Стоит ли считать это (подверженность внушению со стороны) своим недостатком и пытаться исправлять себя или скорее отнести это к личным особенностям? Сказано, что "познайте истину, и Истина сделает Вас свободными". Значит, настоящая истина познается только при условии сохранения свободы воли.
Кроме того, существует понятие "религиозного экстаза". Такие экстатические состояния также связаны с определенным психо-эмоциональным состоянием. Они могут возникать под воздействием внешних раздражителей, в том числе и при контакте с харизматичными личностями. В какой-то степени это характерно для христианства? Если да, то в какой мере, чтобы это не повредило телесному и душевному здоровью?
 
Юлия, добрый день!
В психотерапии есть такое понятие, как эротический перенос на психотерапевта. К примеру, клиентка-женщина переносит свое эротическое влечение на психотерапевта-мужчину. Как правило, это бывает с женщинами, которые в данный момент не состоят в отношениях с мужчиной. Или эти отношения их не удовлетворяют. Психотерапевт, "по долгу своей профессии" внимательно ее выслушивает, участливо включается во все события ее жизни....И это ведет к тому, что она профессиональные отношения начинает рассматривать как личные. Дополняет их своими фантазиями, "разукрашивает и расцвечивает". Ей кажется, что он самый необычный человек; самый чуткий; единственный, кто может ее понять. И часто терапевт поддается этому ее состоянию. Он впадает в так называемыый "контр - перенос". Если это человек имеет опыт работы, понимает сущность этого процесса, а также имеет определенные моральные принципы, то он со своей клиенткой этот процесс проясняет, "прорабатывает" таким образом, что она излечивается от этого ложного состояния. Как результат, она становится более зрелой личностью, лучше понимает себя, свои влечения и в состоянии владеть собой...
Но, бывает, к сожалению и так: терапевта это состояние тоже захватывает. И ничего хорошего из этого не получается. Это говорит о его профнепригодности.
Допускаю, что таких случаев больше, чем об этом принято говорить и писать в профессиональной среде.
Это в психотерапии.
Что же касается отношений к священнику, думаю, что такое развитие событий (именно по типу эротического переноса) тоже вполне возможно. А также возможно и то, что среди священников (в силу разных причин), есть люди, которые такое отношение со стороны своих прихожанок не то чтобы поощряют, но одобряют.
Не знаю, что конкретно происходит у вас на приходе, но надо "трезвиться", а значит стараться находиться в реальности, а не под действием эмоциональных порывов и фантазий.
Такие отношения, если дать им возможность развиваться, ни к чему хорошему не приведут. Все это в какой-то момент может закончиться глубоким разочарованием в этом человеке. Это отношение перенесется и на Церковь. Душа наполнится пустотой и унынием...
Мне кажется, что здесь действует духовный закон. Нам сказано: не надо "сотворять себе кумира". И если мы это делаем, то в какой-то момент, потом сами же разрушаем этого "идола". Но это всегда идет с большими потерями для души.
Попробуйте исповедовать свои чувства и свое фантазии другому священнику. Может быть, это вам поможет лучше разобраться в себе и удержаться от ненужных поступков.
Вот так я вижу ситуацию из вашего письма. Понятно, что я возможно, что-то до конца не поняла и могу ошибаться.
Не бойтесь познавать себя.
Всего вам доброго!
 
город Минск
Православный христианин
Попробуйте исповедовать свои чувства и свое фантазии другому священнику. Может быть, это вам поможет лучше разобраться в себе и удержаться от ненужных поступков.
Вот так я вижу ситуацию из вашего письма. Понятно, что я возможно, что-то до конца не поняла и могу ошибаться.
Не бойтесь познавать себя.
Всего вам доброго!
Спасибо, Марина! Я отправила Вам личное сообщение. Не хочу размещать эту информацию на форуме.:eek:
 
Юля, я не могу объективно оценить, что там происходит, в вашем приходе. Теоретически возможно все то, о чем вы пишете. Но ведь у вас есть возможность обсудить происходящее с теми, кто ближе находится к этой ситуации. И я думаю, это будет верно. Это поможет вам отделить реальность от фантазий.
 
город Минск
Православный христианин
зачем хожу туда?

Не знаю, зачем. Я в себе сомневаюсь. А вдруг я ошибаюсь, и получится, что я бросила свой храм. И уйти мне придется без объяснений, а там есть люди, с которыми за пять лет у меня сложились хорошие отношения. Скоро Великий Пост. У меня все надежды связаны с ним. Даст Бог, придет некоторое очищение души, и все мне увидится в лучшем свете. Зло, на самом деле, не имеет никакой силы и власти над нами, если в него не верить. Наверное, я в тайне желаю насилия над собой. Где-то в глубинах моей психики "мой черный человек". К нему я и хожу. А хочу идти только к Господу Богу нашему Иисусу Христу. :rolleyes:
Кроме того, у святых отцов читала, что одного инока постигло подобное искушение, и он хотел бежать, а ему был дан духовником такой совет: "не делай этого, иначе на другом месте тебя постигнет еще большее искушение".
 
оренбург
Православный христианин
Конечно лучше храм не менять с мотивацией избегания искушения(потому что оно именно ВНУТРЕННЕЕ состояние искушаемого, т.е. то от чего убежать просто невозможно). Потому Бог и говорит через пророка Исайю:
так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели и говорили: "нет, мы на конях убежим", - за то и побежите; "мы на быстрых ускачем", - за то и преследующие вас будут быстры.

Апостол Иаков даже рекомендует изменить(принудительно) своё расположение к искушению(которое обыкновенно вызывает в нас отрицательные переживания):

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Иак.1:2-8

Спаси вас Христос.
 
Православный христианин
Верность.

Хранить верность только одному Храму. Я конечно тоже консервативна в этом отношении, крестилась в одном сельском маленьком Храме, когда мне было 26 лет. С тех пор предпочитаю только этот Храм. За 17 лет после моего крещения в этом Храме сменилось уже три Батюшки:) Первого батюшку Игоря, который меня крестил, куда-то перевели. Потом был Батюшка Иоанн, вдовец, уехал от нас в монастырь. На Рождество звонит из монастыря по мобильному телефону некоторым нашим прихожанам , поздравляет с праздником. Сейчас у нас молодой энергичный Священник, и вот "боимся" что его от нас могут забрать на "повышение". Вот так и живем!!! Однако и я и другие наши прихожане бывали и бывают в других Храмах. Как-то мы в этом отношении свободны. Я тоже побывала в иных Храмах на службах. В одном мне очень нравится зайти и просто помолиться, там всегда так тихо, так спокойно, никто там не мешает молитве.Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск)
В этом Храме есть у меня любимое место Собор. Эти фото нашла здесь на Азбуке.
Но хочу сказать, что побывав в других Храмах, еще больше полюбила наш маленький сельский Храм, и вернулась в свой в котором приняла Крещение.
Юля, вот Вы пишите:
А вдруг я ошибаюсь, и получится, что я бросила свой храм.
Ну почему сразу бросила? Зачем так категорично? Сходите или поедите в иной Храм, побудьте на службе, будет с чем сравнить. Наши прихожане ездят в поломнические поездки. Я тоже съездила в Святогорск, исповедались там и причастились. Служба там была настолько торжественная, настолько великолепная, что хочется попасть еще раз. А атмосфера была сказочная, это был февраль, 18.00 часов вечера и мы шли по монастырю под звон колоколов. Впечатление такое , что сработала машина времени и нас переместили в 18 или 19 век!!! Чудо!!!
Потому что иногда возникает внутренне ощущение, что идешь на Литургию не благодарить Бога, а на встречу с конкретной личностью, облеченной в священнические одежды.
Выше написала, и Вы можете сравнить...Всех наших Батюшек мы уважаем и любим.
 
Последнее редактирование:
город Минск
Православный христианин
Но хочу сказать, что побывав в других Храмах, еще больше полюбила наш маленький сельский Храм, и вернулась в свой в котором приняла Крещение.
Юля, вот Вы пишите:
Ну почему сразу бросила? Зачем так категорично? Сходите или поедите в иной Храм, побудьте на службе, будет с чем сравнить. Наши прихожане ездят в паломнические поездки. Я тоже съездила в Святогорск, исповедались там и причастились. Служба там была настолько торжественная, настолько великолепная, что хочется попасть еще раз. А атмосфера была сказочная, это был февраль, 18.00 часов вечера и мы шли по монастырю под звон колоколов. Впечатление такое , что сработала машина времени и нас переместили в 18 или 19 век!!! Чудо!!!
Выше написала, и Вы можете сравнить...Всех наших Батюшек мы уважаем и любим.
Согласна полностью. Могу. Но что-то у меня в голове "забито", какой-то "гвоздь", нападает оцепенение и страх, что может быть только хуже, чем есть. У меня и с работой так. Я уже на одном месте 12 лет. Это первая и единственная организация, куда я пришла после университета и где я сумела преодолеть много трудностей и многое претерпеть, прежде чем обрела то, чего мне хотелось изначально. И, к сожалению, и здесь я не чувствую себя своей, скорее "свой среди чужих", "чужой среди своих". Всю жизнь мечтаю обрести свой ближний круг, влиться в компанию людей, где буду я, как дома. Я отнюдь не индивидуалистка. Просто жизнь сложилась так, что я живу одна. В моем храме я уже 5 лет, но чувство такое же: "свой среди чужих", "чужой среди своих". Разумеется, бывала в других храмах, ездила в паломнические поездки, но всегда возвращаюсь в свой первый храм. Я убеждена, что меня туда привел Бог. Это - как первая любовь. Ее не забыть и не поменять. Причем я понимаю, что для моего психофизиологического склада лучше было бы выбрать другое место, чтобы там было поменьше людей, потише, и в целом поскромней. Единственный шаг, который я сделала, чтобы изменить что-то - я стала иногда обращаться с вопросами и с исповедью к другим батюшкам. Мне это сразу принесло облегчение и пользу в том, что я не чувствую себя привязанной к одному священнику. Я могу сохранять чувство внутренней свободы. Для меня - это важно. В противном случае я впадаю в фанатизм. Пропадает живая вера. Остается какое-то тупое подчинение внешним порядкам и лицу, которое за этим следит.
 
Юлия, мне кажется Вам сейчас надо быть внимательной к тому, чтобы в мыслях даже избегать осуждения людей, избегать, сравнивать людей и себя...
Это не так-то просто, как кажется. И постепенно это начнет освобождать Вас из Вашей внутренней тюрьмы. Мы все не умеем общаться. Наше общение, как правило поверхностно и не приносит радости и полноты ощущения бытия, радости от встречи с другим человеком. Мы загружены собой, своими мыслями, проблемами и не способны "видеть" другого.
Чувство внутренней свободы - на то оно и внутреннее чувство. Оно никак не зависит от внешних условий и количества социальных контактов. Часто мы изолируем себя от людей, испытывая при этом разного рода страхи. И это никак не связано с внутренней свободой. И оно в первую очередь связано с процессом познания и принятия себя именно таким, каким я являюсь в реальности. Весь этот процесс совершается в тех, условиях, в той среде, где мы находимся, в тех обстоятельствах, и несомненно среди людей. Только в таких условиях мы в состоянии себя познать. Распознать свои пристрастия, страхи, понять свое несовершенство и в тоже время увидеть в себе зачатки любви, которым предстоит еще развиться.
 
город Минск
Православный христианин
живая кукла

Весь этот процесс совершается в тех, условиях, в той среде, где мы находимся, в тех обстоятельствах, и несомненно среди людей. Только в таких условиях мы в состоянии себя познать. Распознать свои пристрастия, страхи, понять свое несовершенство и в тоже время увидеть в себе зачатки любви, которым предстоит еще развиться.
Согласна, Марина. Это и есть одна из основных причин, почему не ухожу из своего храма. Вчера ходила в кино, на мюзикл по роману В. Гюго "Отверженные". Там был такой персонаж, Жавер, которые весь роман преследовал главного героя, чтобы совершить над ним правосудие. И когда тот подарил ему жизнь, все-таки Жавер не смог принять милость от того, кого осудил от имени Бога (он считал себя орудием Божьей правды!), и от гордости покончил собой. Два с половиной часа я проревела, и мне стало легче на душе. У меня был настойчивый помысл, что мы страдаем одинаковой какой-то страстью с этим мужчиной, который меня волнует, и что если мы выясним отношения и признаемся друг другу, то мы освободимся, очистимся от этой напасти. Сегодня я чувствую себя хорошо, на сердце у меня спокойно, я никуда не хочу идти и нет никакого желания ни с кем на эту тему больше разговаривать. Я вспоминаю про себя слова из фильма того покаявшегося грешника, бывшего каторжника и вора, проявившего во всей остальной своей жизни необыкновенную жертвенную любовь к ближним, осознавшим себя слугой Бога: "Кто я?" И еще напеваю слова из известной песенки про куклу: "По ниточке, по ниточке ходить я не желаю. Отныне я, от ныне я - живая!" Но мне немного грустно. Я так и не смогла преодолеть эту сосредоточенность на самой себе. Я продолжаю жить в своем мире. А людей в нем нет, есть только образы, которые я создаю, чтобы общаться.
 
Православный христианин
Я продолжаю жить в своем мире. А людей в нем нет, есть только образы, которые я создаю, чтобы общаться.
Юля, это опасное занятие, от которого надо отказаться. Мечтательные миры, грезы в которые убегает человек от реальной действительности... на самом деле - это такой скрытый протест. У меня не хватит профессионализма описать всю опасность таких мечтаний. Зато есть грустный опыт. Эти мечтательные миры иллюзорны, их нам по нашему согласию сплетают в красивый узор, не боитесь задать вопрос - кто? Кто оплетает и обволакивает наш ум?
Внимательно надо относиться к таким вещам, быть трезвым, бдить, сторожить свой ум!
И с молитвой, обязательно не забывайте про помощь Божию!
Господи Иисусе Христе, спаси и сохрани!
 
город Минск
Православный христианин
Эти мечтательные миры иллюзорны, их нам по нашему согласию сплетают в красивый узор, не боитесь задать вопрос - кто? Кто оплетает и обволакивает наш ум?
Внимательно надо относиться к таким вещам, быть трезвым, бдить, сторожить свой ум!
И с молитвой, обязательно не забывайте про помощь Божию!
Господи Иисусе Христе, спаси и сохрани!
Спаси Господи, Ирина! Я это тоже знаю, но не могу вырваться на свободу. Несколько глотков свежего воздуха, а потом снова "засасывает в болото". Но у моих мыслей есть и реальное основание. Вчера перечитала поэму о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского в романе "Братья Карамазовы". Сегодня обсудила этот вопрос с одной прихожанкой нашего храма. Она тоже видит явление "харизмы". Но относится она к этому совсем несерьезно, как-то по-детски, что, мол, кого-то привлекает, а кого-то пугает. В целом, не придает значения, хотя на себе воздействие ощущает. Странно. Это похоже на сон. Со мной тоже так было раньше. А сейчас я начала пробуждаться, но не хватает терпения, веры и трезвения, нет покаяния. Какой из меня воин Христов? Господи, помилуй. Боюсь сама себя. Как в это поэме: "спасите нас от нас самих"...Ладно, не будем грустить. Все слава Богу. Даже в интернете можно найти поддержку. Пишите, если что, не молчите. Я есть.
 
Православный христианин
Юля, учи на память псалом.
Это очень мне помогло и помогает.
26 очень сильный.
Госпóдь просвещéнiе моé и спаситель мóй, когó убою́ся? Госпóдь защи́титель животá моегó, от когó устрашýся?
Сегодня только одну строчку и повторяешь ее целый день. Завтра вторую строчку и тоже целый день учить. Послезавтра делаю так: повторяю и первую и вторую строчку вместе. Потом на 4 день - третью строчку учу, на 5-ый - повторяю все вместе. Потом этот процессс замедляется - пока не выучу хорошо например 5 строчек, к 6-ой не перехожу. И таким образом примерно за месяц или два можно выучить 26 псалом.
Польза невероятная. Во первых - это слово Божье (научение), во вторых - внимание, в третьих память.
В четвертых - заметишь, когда учишь, ты вынуждена вдумываться в слова псалма, они молитвенны и твой ум не блукает, не рассеивается, нет места для блужданий ума, нет места мечтаниям. Как только впадаешь в соблазн, старайся снова заняться повторением строчек псалма. Через месяц такого труда - большая польза для ума, становишься трезвее :)
 
Сверху