Об основных проблемах современного монашества

Православный христианин
Самая главная проблема — отсутствие или скудость духовного руководства. Настоящее монашество возможно только в преемстве от наставника к ученику. Самочиние недопустимо.
По слову святителя Игнатия: «Самочинное монашество — не монашество. Это — прелесть! Это — карикатура, искажение монашества! Это — насмешка над монашеством! Это — обман самого себя! Это — актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны».
Исчезли наставники, прервалось преемство. Массовое восстановление обителей, многочисленные постриги и золоченые купола не заменят наставника, который уже прошел путь духовной брани и может научить других. Его вообще ничто не заменит.
Можно открыть сотни великолепных колхозов и богаделен, постричь и разодеть в красивые одежды массу мужчин и женщин — и назвать всё это возрождением монашества. Но монашество немыслимо без духовного руководства. А руководить может только тот, кто сам был руководим. Замкнутый круг.
Иногда в истории этот круг разрывался милостью Божией. Так было при преподобном Сергии Радонежском. Он получил дар руководства, не имея руководителя, и стал руководителем нескольких поколений русских монахов. Так было и с преподобным Паисием Величковским — именно от него пошли Оптинские старцы. Но эти и подобные случаи — исключения, только подтверждающие правило.
Есть и ещё проблемы. Удивительную силу у нас имеет внешность. Именно она становится мерилом духовности в глазах многих наших современников. Монашеская одежда, к примеру, которая возникла как отказ от красивых и дорогих нарядов — стала сама красивой и дорогой. Внешний вид монаха — длинные волосы и борода — первоначально произошел от некоего небрежения к себе, потому что подвижникам просто не было дела до своего внешнего вида. Но теперь, глядя в некоторых монастырях на холеные расчесанные бороды, начинаешь думать, что в монашеской аскезе современности стало одним подвигом больше…

Игумен Игнатий (Душеин)

Материал с ТГ-канала "Иисусова молитва в условиях современности"

Согласны ли Вы с этим?
 
Православный христианин
Однажды несколько учеников божественного аввы Антония, видя в пустынях бесчисленное множество монахов, прилежавших с великой ревностью по Боге, не уступавших друг другу в добродетелях и святых подвигах, спросили его: “Отец! Долго ли будут продолжаться эти ревность и усердие к уединению, нищете, смирению, любви, воздержанию и ко всем прочим добродетелям, которым так ревностно прилежит все это множество монахов почти без исключения?” Муж Божий отвечал им, воздыхая и проливая обильные слезы: “Наступит некогда время, сыны возлюбленные, в которое монахи оставят пустыни и вместо них устремятся к богатейшим городам. Там, вместо вертепов и хижин, которыми усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти один другого, великолепные здания, сравнимые своей пышностью с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадется стремление к собиранию богатства, смирение сердца превратится в гордость. Многие будут напыщены знанием, но чужды добрых дел, предписываемых знанием. Любовь иссякнет. Вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся доставлением себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждой. Находясь посреди мира, они не постыдятся неправедно присваивать себе имя монахов и пустынников. Не перестанут они величаться, говоря: “Я – Павлов, я же, Аполлосов,” – как будто вся сущность благочестия заключается в значении предшественников, как будто позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились иудеи предком своим Авраамом! Однако между монахами тех времен некоторые будут намного лучше и совершеннее нас, потому что блаженнее тот, “кто мог преступить – и не преступил и зло сотворить – и не сотворил,” чем тот, который увлекается к добру примером многих добрых. Так Ной, Авраам и Лот, проводившие святую жизнь посреди нечестивых, справедливо прославляются Писанием.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 41. № 200).

 
Крещён в Православии
Самая главная проблема — отсутствие или скудость духовного руководства. Настоящее монашество возможно только в преемстве от наставника к ученику. Самочиние недопустимо.
По слову святителя Игнатия: «Самочинное монашество — не монашество. Это — прелесть! Это — карикатура, искажение монашества! Это — насмешка над монашеством! Это — обман самого себя! Это — актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны».
Исчезли наставники, прервалось преемство. Массовое восстановление обителей, многочисленные постриги и золоченые купола не заменят наставника, который уже прошел путь духовной брани и может научить других. Его вообще ничто не заменит.
Можно открыть сотни великолепных колхозов и богаделен, постричь и разодеть в красивые одежды массу мужчин и женщин — и назвать всё это возрождением монашества. Но монашество немыслимо без духовного руководства. А руководить может только тот, кто сам был руководим. Замкнутый круг.
Иногда в истории этот круг разрывался милостью Божией. Так было при преподобном Сергии Радонежском. Он получил дар руководства, не имея руководителя, и стал руководителем нескольких поколений русских монахов. Так было и с преподобным Паисием Величковским — именно от него пошли Оптинские старцы. Но эти и подобные случаи — исключения, только подтверждающие правило.
Есть и ещё проблемы. Удивительную силу у нас имеет внешность. Именно она становится мерилом духовности в глазах многих наших современников. Монашеская одежда, к примеру, которая возникла как отказ от красивых и дорогих нарядов — стала сама красивой и дорогой. Внешний вид монаха — длинные волосы и борода — первоначально произошел от некоего небрежения к себе, потому что подвижникам просто не было дела до своего внешнего вида. Но теперь, глядя в некоторых монастырях на холеные расчесанные бороды, начинаешь думать, что в монашеской аскезе современности стало одним подвигом больше…

Игумен Игнатий (Душеин)

Материал с ТГ-канала "Иисусова молитва в условиях современности"

Согласны ли Вы с этим?
думается что люди которые все время моляться - отличаться от мирян все таки будут. Молитва открывает всю внутренность. Как ни крути - будет монах видеть какой он. Лучше уж не судить. А то что много монастырей и храмов - ну такое время, да не каждому дано быть руководителем, но построить дано каждому. Вот и строят, у кого какой дар в капиталистическое время. А дух мира сего уж так проник во всех что чтобы отказаться от него нужно прилагать множество усилий. Кто не хочет прилагать эти усилия - тот маловерен и думает что так и проживет и не верит по настоящему в то что сказано в Евангелие. Да одно дело произносить все то о чем учили в духовной семинарии а другое дело выполнить до конца. Впрочем опять - не нам судить, сами бы как то освоили то о чем пишется. Напишу еще о том что когда я была в одном монастыре - мне понравилось - все чинно, благоустроительно, все трудяги, тишина и покой.
 
Сверху