Один вопрос о гностицизме

сомневающийся
Это с одной стороны не совсем по теме, с другой - много информации о гностицизме дошло до нас из критики гностиков Отцами.
Суть вопроса.
Вроде помню, что когда-то читал в бумажном издании

Аверинцев С.С. (гл. ред.) Христианство. Энциклопедический словарь​

про безумного гностика ("безумного" - мой оценочный термин), который учил, что лучше содержать публичный дом, чем быть земледельцем, так как публичный дом к всеобщему удовольствию, а земледелец уничтожает при пахоте много живых существ.
Захотел это найти, но замучался, просматривая электронную версию словаря - нашел лишь, что Мани запрещал земледелие и что учил, что нельзя убивать растение.

Пробовал гуглить - с налету ничего.

Вопрос звучит бредово, но и в наше время встречал размышления аналогичные, что и даже веганом быть бессмысленно, так как при сельском хозяйстве погибают насекомые и червяки. Логика с одной стороны бредовая, с другой - вроде же все верно...
Поэтому размышляю о примерах в истории религии.

Заранее спасибо.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Вопрос несколько выходит за пределы этого раздела. Про таких гностиков я не слышал, по поводу фразы могу сказать только то, что надо смотреть ее в контексте всей фразы. Дело в том, что у эллинов было очень серьезное пренебрежение ручным трудом как дело не свободного человека, но раба. Поэтому эта фраза может быть понята не в указанном Вами смысле, а в том, что ручной труд - вещь настолько постыдная, что лучше быть содержателем борделя (все-таки занятие требующее умственного напряжения и определенных интеллектуальных навыков), чем пахать землю своими руками.

Что же касается широкого взгляда на проблему - запрет земледелия по причине вреда живым существам не встречался на Западе. Однако на Востоке такие мысли действительно были. Так, например, поступают радикально настроенные джайны в Индии. Они возводят принцип ахимсы ("непричинения вреда всему живому") в ранг высшей добродетели. Однако надо помнить, что у них так же принят отказ от одежды (поскольку ее изготовление так же связано с гибелью живых существ), пить воду положено лишь процеживая ее через ткань, а передвигаться надо медленно, разметая перед собой дорожную пыль специальной метлой.
 
Сверху