Но тут же кто-то цитировал правила для приёма в епископы. И там есть слова о разводе.
А если женатого Бог определяет быть епископом, то его в епископы не посвятят?
А где именно выдержка про развод-то?
Думаю, что безбрачным епископат стал уж точно не раньше IV века. И всё это связано, естественно, с ролью монашества в жизни Церкви.
Вот выдержка из одного очень интересного пособия:
«С IV века фундаментально зарождается
Монашество, которое возникло как эсхатологический ответ Церкви, постепенно превращающейся в сакраментально-иерархическую организацию. Ревнителей предания Церкви тревожило
обмирщвление нравственных идеалов церковного общества, уклонение Церкви в сторону служения интересам государства, уход богослужебных обрядов в сторону языческого мистериального благочестия.
Одни из основоположников монашества
св. Антоний (+356) и
св. Пахомий (+348) не были облечены священным саном, их монашеский порыв был явлением мирянским, так что в некотором смысле пришлось монашество воцерковить, т.е. не дать этому явлению вовсе отколоться от церковного единства. Хотя, следует сказать, что для первых монашествующих ценность и истинность богослужения всегда оставалась незыблемой. Отшельники (анахореты) по субботним и воскресным дням старались приходить (порою, очень издалека) в храмы для участия в совместной Евхаристии.
Афанасий Александрийский(+373) и
Василий Великий (+379) замечательно поспособствовали осуществлению задачи гармоничного вливания монашества в жизнь Церкви, - у монахов появляются уставы и правила, их начинают рукополагать в священный сан и т.п., - да так, что в скором времени монашество влилось в церковное общество и стало влиятельнейшим институтом Церкви. Оно оказало огромное влияние на формирование богослужения, в котором наблюдался
синтез богослужения времени с монашескими правилами.
Монашество постепенно стало занимать ведущие позиции в церковном обществе, организация монастырей в городах явилась духовным ядром и центром влияния, как некий идеал построения церковной жизни. Огромной оказалась роль монастырей во времена различных богословских споров. Монахи явились духовниками, наставниками и учителями церковного общества и оказали в Церкви огромное литургическое влияние. Постепенно закрепляются в литургической практике Церкви богослужебные Уставы (Типиконы), во многом обязанные своим происхождением монашеству».