«Праведник» и «грешник» в Ветхом Завете

Православный христианин
В нашей западной культуре, выросшей из эллинизма, слова «праведник» и «грешник» означают некие качества человека. В эллинистической культуре вещи описываются качествами, и люди выносят суждения о вещах на основании их качеств. Приписывание качеств неизбежно привносит с собой и оценку человека или вещи, суждение о них, и если суждение о человеке негативно, это обычно ведет к осуждению. Но изначально в Ветхозаветной культуре это было не так, в той культуре абстракция была глубоко чужда, а в их языке все слова берут начало и смысл от глаголов–действий. В данном случае изначальный смысл слова «праведник» (ЦеДиК) в Ветхом Завете означает «человек идущий прямо вдоль дороги\пути», а «грешник» (РаША) – «человек сбившийся с дороги, заблудившийся». Именно поэтому эти два слова часто в ВЗ идут в паре-антитезе и употребляются в контексте «дороги», например: «Ибо знает Господь путь (букв. - "дорогу") праведников (ЦеДиКиМ), и путь грешников (РеШАиМ) погибнет (ТАВеД – точнее не «погибнет», а «пропадет, затеряется»)», "блажен муж который... на пути грешных (РеШАиМ) не соит"(Пс.1), "Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; ... Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся."(Притчи IV). Такое понимание открывает нам иной взгляд на оценку состояния людей по отношению к Богу. Жизнь человека представляется путем к Богу, человеку же надо только следовать по пути указанному Им. При этом человек может либо идти прямым путем к Нему, либо отклониться\сбиться с пути. ЦеДиК – это не «хороший» или "праведный" человек (оценка качества), а человек идущий по правильному прямому пути к Богу. РаША – это не «плохой» или "грешный", а потерявшийся, сбившийся с этого пути. Об этом и притча о потерянной овце, именно так Христос оценивает людей и действует по отношению к ним – как к овцам, либо идущим вместе со стадом (Церковью) за Пастырем, либо сбившимся с пути и потерявшимся.

Первое что требуется человеку идущему по пути – это знание правильного направления. Именно в таком смысле в Ветхом Завете понимался закон. Корневое значение слова «Тора» (которое не вполне правильно переводится как «закон») в древнееврейском – это "направление на цель". «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду. ... Дух Твой Благий наставит мя на землю праву»(Пс.142). Бог знает этот путь ("яко весть Господь путь праведных"), и открывал его ветхозаветным людям через пророков как Тору - "направление на пути к цели". В том же самом смысле понимался и грех: в Новом Завете греч. слово "грех" (амартия ἁμαρτία) буквально означает "промах, непопадание в цель".
 
Сверху