Принципиальный вопрос

сомневающийся
11. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.


Вспомнил сейчас, что давно думаю про эту цитату.
Посмотрел контекст - но только хуже стало, непонятно к чему она в контексте.

Вопрос - если ее последовательно понимать - то и мне лично, и всем (ну или почти всем) мирянам тогда и скажем Символ Веры нельзя обдумывать, и вообще ни о чем богословствовать нельзя. Но это противоречит здравому смыслу.
Хотя с одной стороны - прекрасно понятно и без авторитета Лествичника, что страсти действительно могут сильно искажать философские и богословские мысли, и действительно (именно в наше время) "печально известно" "форумное горе-богословие" (сам я в свое время этой беды не избежал, "уверенно судил и спорил"((( ) но с другой - в какой степени все же можно богословствовать?

Простите за вероятную глупость вопроса.
Или он не глупый, именно непросто и требует рассудительности - отделить те вещи, о которых стоит и нужно думать, от тех, о которых богословствовать не можешь?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Во-первых, надо помнить, что поучения св. отцов достаточно часто указывают на идеальный вариант действий, но с известной осторожностью можно и расширять рамки допустимого. Тут будет уместен следующий пример: летом на многих водоемах появляются таблички "Купаться запрещено!". Однако все местные прекрасно понимают, в каких случаях это нужно понимать буквально (сильное течение, омуты и пр.), а в каких случаях это означает просто невозможность (или нежелание) властей устроить официальное место для купания (кабинки, дежурные спасатели и прочее), соответственно и надпись следует понимать как "купаться только на свой страх и риск, если что-нибудь случиться - сами виноваты".

Во-вторых, сам термин "богословие" понимался в 4-5 веке уже чем сейчас. Под ним подразумевали тайны Троицы и Боговоплощения. Вопросы же церковной жизни, нравственности, учение о Боге как Творце и Спасителе мира и пр. относилось к "домостроительству" или же вообще к "философии". Соответственно и слова Лествичника надо понимать в том смысле, что без должной подготовке нельзя касаться догмата о Троице и Богочеловечестве, а остальные темы вполне допустимы. Т.е. слова преп. Иоанна надо понимать в контексте блестящих 5 слов о богословии свт. Григория Богослова.

В-третьих, нельзя забывать, что Лествица написана для монахов, там и искушения и ответственность другая. Одно дело, когда богословскую чушь ляпнет мирянин, другое - когда старец вполне достойной жизни. У нас есть множество высказываний (например свт. Игнатия (Брянчанинова)) о том, что Лествицу надо читать аккуратно и осторожно, и ее требования не всегда применимы даже к современным монахам, не говоря уже о мирянах.

В-четвертых, надо понимать, что эпохи меняются, и обстоятельства из-за которых преп. Иоанн дал такие советы могли уже много раз измениться. Тут и вопрос национального (греческого и коптского) темперамента и ситуации в обществе. Мы то уже живем в пост-христианском мире - у нас большая часть населения вообще веры не знает - кто им все это расскажет, если не мы, многогрешные.
 
Сверху