Притча о талантах. О чем она?!

Сергей Оч

Заблокирован
Интересующийся
Здравствуйте форумчане!
Решил создать тему - чтобы не засорять другую.
Давайте разбираться вместе.

Сама притча:

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех
и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Толкования отцов:

https://bible.optina.ru/new:mf:25:14#origen


Мое понимание - такое.
Те, кто торгуют - нуждаются в деньгах (сегодня - это кредиты). Раньше кредитов не было?... Сомневаюсь.
Не было банков, но в долг под проценты давали.
Таким образом - в притче приводится пример - как рабы употребляли таланты - давали торгующим и получали прибыль.

Но у отцов - немного другое описание. Соответственно и у людей, читающих данные толкования.

Вот и хочу спросить - как можно:

1) скрыть свой талант в земле?

2) отдать талант торгующим с целью получения прибыли?

И хотелось бы услышать жизненные примеры.

Заранее спасибо за ответы.
 
Святая Русь
Православный христианин
Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания http://verapravoslavnaya.ru/?Pritcha_o_talantah
 
Святая Русь
Православный христианин
Что значит скрыть талант в землю? Прот. Олег Стеняев разъясняет:
"Это притча и об утраченных возможностях. Когда человек приходит в этот мир, он должен выполнить свое предназначение...
И далее мы читаем:

«получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф.25:18).

Ориген пишет: «Одна добродетель была у тех, кому были даны “пять талантов”, другая – у того, кому два, а иная – у того, кому один, и один не вмещал меру другого. “Получив один” талант получил его не для того, чтобы пренебречь им, ибо великий (дар) – и один талант такого Господа»462). Один – это человек, замкнутый сам на себя (эгоист), замкнувшись на себе, «один не вмещал меру другого», жил только своими собственными интересами, и здесь уже неважно, какими – душевными или духовными.

Эгоизм личности, замкнутой самой на себя, дробится в семье, и чем более членов семьи, тем более и дробится эгоизм такой личности. Вот почему многие наши современники не хотят вступать в законный брак, а вступив, не спешат обзавестись детьми. Они же на алтарь собственного эгоизма приносят абортированных детей или, по той же причине, соскальзывают в однополые отношения, ни к чему не обязывающие и ничего не требующие от человека, кроме его бессмертной души. Слова Господа Бога: «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18) в наше время еще более актуальны, чем тогда, когда они впервые прозвучали в Раю.

Истолковывая слова: «…один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего», Ориген пишет: «Это слово порицает того, кто получил “один талант” и скрыл в землю. И я спрашиваю, могут ли под получившими “пять” талантов пониматься более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания, под получившими два таланта – те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия, а под третьими – те, кто не воспринял вообще ничего сверх букв?»463). Самими вопросами Ориген дает и ответы: получившие «пять талантов… более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания»; получившие «два таланта – те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия», что у первых; получившие пять талантов – это «те, кто не воспринял вообще ничего сверх букв»".
 
Святая Русь
Православный христианин
Святитель Николай (Велимирович) об этом писал так: "Потому каждый из нас, получивший от Бога пять ли, две ли, одну ли меру веры, мудрости, человеколюбия, страха Божия, кротости, послушания Богу или тоски по душевной чистоте и силе, обязан трудиться, чтоб хотя бы удвоить сию меру, как поступили первый и второй раб и как обычно поступают люди, занимающиеся торговлей и ремеслами. Не преумноживший данного ему таланта - каким бы этот талант ни был - будет срублен, как дерево, не приносящее доброго плода, и брошен в огонь. То, что всякий хозяин делает с бесплодной смоковницей, которую он напрасно окапывал, прививал и огораживал, но которая все-таки не принесла ему никакого плода, - то же сотворит и Верховный Домовладыка вселенского сада, где люди являются самыми драгоценными Его деревьями. Посмотрите сами, какое недоумение и презрение вызывает у людей тот, кто, унаследовав от своего отца имение, ничего не делает, а прожигает наследство на телесные потребности и наслаждения! Даже самый последний нищий не столь презираем людьми, сколь подобный эгоистичный ленивец. Такой человек есть подлинный образ духовного ленивца, который, получив от Бога один талант веры, мудрости, красноречия или какой-нибудь иной добродетели, закапывает его, не используя, в грязь своего тела, не умножает его трудами, из гордости и себялюбия никому не приносит пользы."
 
Святая Русь
Православный христианин
На второй вопрос святитель Николай (Велимирович) отвечает так:
"На ложное оправдание Своего раба Господин отвечает: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Люди, занимающиеся операциями с деньгами, иначе еще называются менялами. Это те, кто разменивает один вид денег на другой и, таким образом, в результате обмена получает прибыль. Но все сие имеет свой переносный смысл. Под торгующими следует понимать доброделающих, под серебром - дары Божии, а под прибылью - спасение души человеческой. Видите: в этом мире все, происходящее с людьми внешне, есть лишь образ того, что происходит - или должно происходить - в области духовной. Даже менялы употреблены как образ духовной действительности, имеющей место внутри, в самих людях! Господь хочет этим сказать ленивому рабу: "Ты получил от Бога один дар; ты не хотел сам его использовать для собственного спасения; почему ты хотя бы не отдал его какому-нибудь добродетельному человеку, какому-нибудь сердечному человеку, который захотел и сумел бы дар тот передать другим людям, нуждающимся в нем, чтобы им легче было спастись? И Я, придя, нашел бы на земле больше спасенных душ: больше верных, больше облагороженных, больше милосердных и кротких. Вместо того ты скрыл талант в земле своего тела, которое истлело в могиле (ибо Господь будет говорить сие на Страшном Суде) и которое теперь ничем не может тебе помочь!"

О, сколь ясный и сколь страшный урок для тех, кто, имея большое богатство, не раздает его беднякам; или, имея много мудрости, держит ее закрытой в себе, как в могиле; или, имея много каких бы то ни было благих и полезных способностей, никому их не показывает; или, имея большую власть, не защищает страждущих и притесняемых; или, имея громкое имя и славу, ни одним лучом не хочет осветить находящихся во тьме! Самое мягкое слово, которое о всех о них можно сказать, - воры. Ибо дар Божий они считают своим: они присвоили чужое и скрыли дарованное. Однако они являются не только ворами, но и убийцами. Ибо они не помогли спасти тех, которых можно было спасти. Их грех не меньше, чем грех человека, который, стоя на берегу реки с веревкой в руках и видя, как кто-то тонет, не бросил ему веревки, чтобы спасти.

Воистину, и таким людям Господь скажет то, что в сей притче сказал лукавому рабу.
"

Т.е. человек, имеющий деньги, мог бы пожертвовать их какому-нибудь добродетельному человеку, который бы ими правильно распорядился, а имеющий способности - обучил бы добродетельного человека, чтобы тот с их помощью спасался бы. Прот. Андрей Ткачёв говорил, что даже умение писать - это тоже талант, т.к. больше миллиарда населения земли не умеет писать и читать. Если их научить, или им читать Писание и Святых Отцов, то добродетельные люди из них могли бы тоже спасаться. Кто-то не может ходить, а хотел бы в храм попасть, а у другого есть автомобиль - это тоже талант, он может довезти добродетельного человека до храма и т.д. Т.е. торгующие, менялы - это в переносном смысле добродетельные люди, которые зарабатывают новые добродетели, а талант - это любая способность. Сам не трудится человек духовно, то хотя бы помоги тем, кто трудится духовно, чтобы не быть наказанным за спрятанный талант.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Так сложилось, что в житие своем я встречался с людьми одаренными особыми талантами - талант лгать. Явно, что этот талант не от Бога, и про таких говорят, что они "чертовски талантливы" Это шулера, картёжники, артисты-лицемеры, и т.д. и т.п.
Таких Господь вряд ли будет ругать за потерю таланта))
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Так сложилось, что в житие своем я встречался с людьми одаренными особыми талантами - талант лгать. Явно, что этот талант не от Бога, и про таких говорят, что они "чертовски талантливы" Это шулера, картёжники, артисты-лицемеры, и т.д. и т.п.
Таких Господь вряд ли будет ругать за потерю таланта))
Это скорее использование таланта не по назначению. Эти люди по сути, имеют талант к сочувствию,умению чувствовать других людей,где-то даже влиять на них,но используют свой дар в личных целях. Из них могли бы получиться высокие праведники...По силе ненависти сатаны, можно судить, какой дар любви к людям, он мог иметь... Так и тут,с этими людьми.
 
Святая Русь
Православный христианин
Так сложилось, что в житие своем я встречался с людьми одаренными особыми талантами - талант лгать. Явно, что этот талант не от Бога, и про таких говорят, что они "чертовски талантливы" Это шулера, картёжники, артисты-лицемеры, и т.д. и т.п.
Таких Господь вряд ли будет ругать за потерю таланта))
Умение лгать - это не талант в Евангельском понимании. В нашем случае талант - это ресурс для приобретения добродетелей и для стяжания благодати Святого Духа. Поэтому я согласен, что талант их не в этом, просто они те свои таланты, которые Бог им дал использовали не по назначению. Лжец мог иметь талант находчивости, картежник - талант аналитика, артист - талант влияния на других людей и т.д.
 
Православный христианин
[QUOTE=" Лжец мог иметь талант находчивости, картежник - талант аналитика, артист - талант влияния на других людей и т.д.[/QUOTE]
Валерий, кабы Бог услышал, и слова твои исполнились)
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Так сложилось, что в житие своем я встречался с людьми одаренными особыми талантами - талант лгать. Явно, что этот талант не от Бога, и про таких говорят, что они "чертовски талантливы" Это шулера, картёжники, артисты-лицемеры, и т.д. и т.п.
Таких Господь вряд ли будет ругать за потерю таланта))
Эти люди сами себя наказывают. Потому как ложь их обнаружится рано или позже, и тогда все слова их обратятся в пыль. И сами они в ничто, в пустое место. Быть может их будут слушать, но так, как слушает сама жизнь. )
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Эти люди сами себя наказывают. Потому как ложь их обнаружится рано или позже, и тогда все слова их обратятся в пыль. И сами они в ничто, в пустое место. Быть может их будут слушать, но так, как слушает сама жизнь. )
лжецы в посмертии попадают в такие места,где их так же обманывают окружающие духи...отнимая остатки надежды,а за этим следует отчаяние.
 

Сергей Оч

Заблокирован
Интересующийся
Неправильно задал вопрос темы.

В других притчах при объяснении идет аналогия.

Например:

37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы -сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы

И если теперь подставить эту аналогию в притчу - получится понятный смысл.

В притче о талантах нет объяснения. Но почему то при объяснении никакой четкой параллели не приводится. Так, поверхностно. С первого взгляда - во всё верится. Но начинаешь перечитывать всю притчу с позиций толкования - она не объяснена вся.

Смотрите:

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Если талант - это качество человека. То как - оно может преумножится?
Или как - взять у человека талант и отдать другому?

Можете привести примеры?
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

Вот и хочу спросить - как можно:

1) скрыть свой талант в земле?

2) отдать талант торгующим с целью получения прибыли?

И хотелось бы услышать жизненные примеры.

Заранее спасибо за ответы.



Свт. Григорий Двоеслов:
Человек тот, отправляясь в чужую страну, передал рабам своим свое имение, ибо вверил свои духовные дары тем, кто в него верил. Одному он дал пять талантов, другому два, и еще одному один. Существует пять телесных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
*Пять талантов воплощают дар пяти чувств, то есть знание окружающего [мира];
*два таланта обозначают осмысление [то есть теорию] и воплощение [то есть дело];
*один талант обозначает только осмысление.

http://bible.optina.ru/new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust

Блж. Иероним Стридонский:
Под пятью, двумя и одним талантом мы должны понимать или различные дары (gratias), которые даны каждому, или в первом случае все подвергнутые испытанию чувства, во втором - разум и дела, в третьем - разум, которым люди отличаются от животных.

http://bible.optina.ru/new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust

Блж. Феофилакт Болгарский:
Ибо в тот сосуд вложит Бог дар Свой для меня, какой я представлю Ему: если представлю сосуд небольшой, то и дар вложит невеликий, а если сосуд большой, то и дар великий.
*Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться. Обрати внимание на усердие его: он ничего не пренебрег, но тотчас же принялся за дело, удвояя то, что получил. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других.
*Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы.
** Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или божественные слова, ибо «слова Господни - серебро расплавленное» (Пс. 11:7), или же другое какое-нибудь дарование, возвышающее и прославляющее человека, имеющего его, - и требует отчета в полученном.
http://bible.optina.ru/new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust

Свт. Иоанн Златоуст:
«Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим», сказал Господь, называя торговцами серебра вас, слушающих эти слова. Для чего же Бог назвал вас торговцами? Для того, чтобы научить всех прилагать такое же усердие к исследованию сказанного, какое те оказывают при рассматривании принимаемых монет. Как торговцы отвергают подложную и поддельную монету, а настоящую и истинную принимают, отличая неподлинную от подлинной, так поступай и ты: не всякое слово принимай, но неправильное и худое отвергай от себя, а здравое и спасительное слагай в душе.
http://bible.optina.ru/new:mf:25:27

 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Неправильно задал вопрос темы.

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Если талант - это качество человека. То как - оно может преумножится?
Или как - взять у человека талант и отдать другому?

Можете привести примеры?

Свт. Иоанн Златоуст:
Имущему бо дано будет, и преизбудет; от неимущаго же, и еже имеет, взято будет от него (ст. 28-29).
Что же это показывает? Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радит о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил. Впрочем, празднолюбца кроме этой потери ожидает еще невыносимое мучение, и вместе с мучением приговор страшного осуждения.
http://bible.optina.ru/new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust

Прп. Иустин (Попович):
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов
Бог ничего Своего не навязывает людям; Он им только предлагает и предоставляет; если они этого не хотят, Он берет обратно и дает тем, кто желает всего божественного. А это добрые и верные слуги. Подобное привлекает подобное: божественное - божественное, святое - святое, вечное - вечное. Ничто Божие не пропадает в мире вопреки всему желанию лукавыхъ и ленивыхъ скрыть, уничтожить, унизить, погубить то, что Божие. По самой врожденной своей силе, все божественное тянется к своему Творцу; в нем всегда есть богоустремленные силы, которые его сохраняют от всякой смерти и гибели и возвращают к Творцу.
http://bible.optina.ru/new:mf:25:28

Блж. Феофилакт Болгарский:
Заметь, что и получивший пять талантов, и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ; стало быть, получивший малое примет равную честь с получившим и совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит на доброе. Ибо каждый ради полученного им почитается высоко в том только случае, если это полученное употребил надлежащим образом. Благоразумные рабы таковы и бывают, а дурной и ленивый раб отвечает иначе, так, как свойственно ему. Он называет господина жестоким, подобно тому как и ныне многие из учителей говорят: жестоко требовать послушания от таких людей, в которых Бог не вложил покорности и не всеял послушания. Ибо это и обозначается словами: «ты жнешь, где не сеял», то есть: в кого ты не всеял покорности, от того требуешь покорности. Называя же господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо если господин жесток, то рабу следовало бы еще более стараться, как такому, который имеет жестокого и немилостивого господина, так как если он требует чужого, то тем более потребует своего. Посему надлежало и тебе умножить то, что ты получил, и образовать учеников, от коих Господь потребовал бы должного. Учеников называет торгующими потому, что они передают или не передают другим слово. Требует от них лихвы, то есть показания дел, ибо ученик, принимая от учителя учение, и сам имеет его, и другим передает оное в целости, и присовокупляет к нему еще лихву, то есть доброделание. Итак, от лукавого и ленивого раба отнимается дар. Кто, приняв дар для того, чтобы приносить пользу другим, не употребляет его для этой цели, тот теряет этот дар; а проявивший большее усердие приобретет и дар больший. Ибо имеющему усердие дана будет и преизбудет большая благодать, а от неимеющего усердия отнимется и то дарование, какое он по-видимому имеет, так как кто не упражняется и не заботится об умножении дарования, тот теряет его и имеет только по-видимому, но в действительности погубил его своею леностью и небрежением.
http://bible.optina.ru/new:mf:25:20#blzh_feofilakt_bolgarskij
 

Сергей Оч

Заблокирован
Интересующийся
Не вижу здесь соблюдения принципа согласия отцов. Везде есть интересное, но не везде притча разобрана полностью. Кто-нибудь из отцов - разъяснил притчу так, как разъяснял другие притчи Иисус?

"Существует пять телесных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
*Пять талантов воплощают дар пяти чувств, то есть знание окружающего [мира]; "

Как можно взять зрение у неимеющего и отдать имеющему?

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

И еще - объясните - какие таланты изначально получили и какие принесли два первых раба?

Какой талант - отнимается у негодного раба и отдается тому, у кого 10 талантов? Разве имеющий 10 - не имеет тот 1?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Не вижу здесь соблюдения принципа согласия отцов. Везде есть интересное, но не везде притча разобрана полностью. Кто-нибудь из отцов - разъяснил притчу так, как разъяснял другие притчи Иисус?

"Существует пять телесных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
*Пять талантов воплощают дар пяти чувств, то есть знание окружающего [мира]; "

Как можно взять зрение у неимеющего и отдать имеющему?

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

И еще - объясните - какие таланты изначально получили и какие принесли два первых раба?

Какой талант - отнимается у негодного раба и отдается тому, у кого 10 талантов? Разве имеющий 10 - не имеет тот 1?

Вы уделили мало внимания Отцам.
Я привела слова двух, которые сходятся в одном: один талант - это разум.

Если Вам действительно хочется разобраться, надо выделить время на изучение всех имеющихся толкований святых отцов по данному вопросу. Применить тот талант, который дан каждому: осмысление.
Бог в помощь.
 
Православный христианин
Читаю вот тему, и спрашиваю себя: а какой талант Господь дал мне?? Вначале, как бы не нашёл, а потом БАЦ!! — озарение!) и навскидку я насчитал их сразу несколько) Впрочем каждый пусть поищет и найдёт.
 
Православный христианин
Читаю вот тему, и спрашиваю себя: а какой талант Господь дал мне?? Вначале, как бы не нашёл, а потом БАЦ!! — озарение!) и навскидку я насчитал их сразу несколько) Впрочем каждый пусть поищет и найдёт.
К талантам дарованным нам Богом, наверное, можно отнести и саму жизнь, время, надежду, веру, работу. Если к ним правильно относится, то будет всё просто Славненько) Помогай нам Господи.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Читаю вот тему, и спрашиваю себя: а какой талант Господь дал мне?? Вначале, как бы не нашёл, а потом БАЦ!! — озарение!) и навскидку я насчитал их сразу несколько) Впрочем каждый пусть поищет и найдёт.
я у себя пока только базовый обнаружила: осмысление. радуюююсь ...))
 
Сверху