Проблемы общения верующих

Православный христианин
Здравствуйте!

У меня такое недоумение. Лет 5 назад я стал ходить в храм на Богослужения и праздники, стараюсь регулярно принимать участие в Таинствах. Но при этом я не вполне чувствую себя членом Церкви. Мне кажется, это происходит потому, что я никого там не знаю. Иногда ловлю себя на мысли о том, что странно не знать даже имен тех, кого я считаю братьями и сестрами, с которыми Причащаюсь с одной Чаши. Как-то не по себе… На приходе все сами по себе. Помолились и быстренько разбежались.
Может это потому что я сам не подхожу и не знакомлюсь или потому что хожу в большой кафедральный собор. В общем, не получается у меня войти в Церковь. Подскажите как мне исправить это.
 
Дорогой Антоний!

Вспоминаю, что ещё 15-20 лет назад проблема личного одиночества в церкви практически не ощущалась. Какое там одиночество, когда мы все вместе боролись за возвращение здания, за возрождение храма из руин, за его благоустроение, за регистрацию общины! И это понимание того, что мы совершаем нечто в Церкви важное и для души полезное, всех нас объединяло, поэтому человек легко вливался в церковную жизнь.
Теперь все несколько по-другому. Новоначальный христианин, приходя в храм, видит, что круг общения в целом, уже сложился. В приходах оформились группы людей, знакомых между собой - у некоторых даже свои места есть в храме, там, где они молятся. И получается, что новый человек чувствует себя чужим. Он может подходить к исповеди, к причастию, слушать священника и задавать ему вопросы, но краем глаза замечает, что другие люди между собой знакомы, общаются, остаются после богослужения, подходят к священнику с конкретными вопросами. И не всякий решится перешагнуть через себя, подойти первым и сказать: «Я тоже хочу, примите и меня в вашу семью, я хочу быть с вами». Это как в любой социальной группе - если в класс придет новый ученик, редко кто сразу предложит ему дружбу. К человеку будут присматриваться, если он сам будет активно себя "показывать". Поэтому если очень хочется войти в круг людей при храме, то нужно самому сделать первый шаг. Да, порой среди прихожан не хватает духовного общения. Но почему бы для начала не присесть на скамейку и завести разговор с одной из старушек? Духовное общение с людьми пожилого возраста бывает куда более интересное и плодотворное, чем со сверстниками. А если еще порадуете старушку каким-либо недоступным для пенсионерки угощением, то все прихожане непременно обернутся в вашу сторону... :)

Конечно в малых приходах легче - там всё на виду, но когда в кафедральный собор приходят сотни, порой, тысячи людей, то со стороны начинает казаться, что после Литургии прихожане, которые только что причащались из одной Чаши, расходятся, как чужие. Но если прихожан много, то среди них стихийно формируются отдельные группы, окормляемые тем или иным батюшкой - тогда формирование общинного духа во многом зависит от конкретного пастыря. Только не нужно ждать, пока сам священник что-то придумает. Нужно самим подходить с инициативой под его благословение. Например, знаю крепкую общину, где практически все прихожане (которых добровольно обучают имеющие музыкальное образование) поют во время службы. Очень объединяет людей «агапа любви» - общая трапеза после службы. Так видел, как в немецком Баден-Бадене прихожане русского храма сами собирают средства для организации общих застолий и сами готовят. И если в храм приходит новичок, его тоже приглашают на трапезу. В такой общине уже никак не почувствуешь себя одиноким в церкви! Идеальная трапеза, застолье – это пир Духа, радостная возможность пообщаться с ближними, друзьями: она объединяет нас в Божественной Любви. Вкушая пищу, мы, подкрепляясь телесно, получаем радость от общения с единодушными братьями и сестрами. Недаром трапезу Святые Отцы называли продолжением главного христианского священнодействия - литургии.
А когда в нашем соборе у молодежи возникла потребность в духовном общении, они самостоятельно стали организовывать молодежные паломничества, куда приглашают прихожан. Но при всём том не нужно забывать главного, что Церковь – это не клуб по интересам, что в вере нужно искать Бога, а не приятно-душевного релакса. Если человек и вне храма страдает от недостатка внимания, то одиноко ему будет везде, где не уделили ему внимание лично. Нужно учиться преодолевать своё внутреннее одиночество и искать Божией благодати в молитве.
 
Последнее редактирование:
Сверху