Жизнь сама иногда приводит примеры, чтобы помочь определиться с сомнениями.
Недавно был в Чечне и хочу привести отрывок из своих дневников.
........................
Моё путешествие предполагает, прежде всего, общение с людьми. Тем не менее, я люблю чередовать ночлег в селениях и на природе. Окрестности Грозного защищены густой «зелёнкой». Меня подмывало сойти и заночевать там. Долго ли натянуть меленькую палатку или повесить гамак. Ни кто не заметит и следов, потом не останется. Однако, провидение спасло меня от такого шага в этой местности.
Тут шли тяжёлые бои. Многие поля до сих пор заминированы и подрывается скот. А уж в лес вообще лучше не соваться. Мины-лягушки! Один человек рассказывал, как у него разорвало быка, наступившего на противотанковую мину. Все проходили по ней у водопоя, а этот был очень тяжёл.
Как и следовало ожидать, после грозы начинается затяжной дождь. Становиться темно. Я захожу в первую лавку и спрашиваю, где найти ночлег. Мужчина советует идти в мечеть. Ну что ж, в мечеть так в мечеть. Современные мечети тут очень красивы, а старые, зато, имеют свой сложившийся приход и традиции. Но для всего мусульманского мира является законом предоставление приюта путникам.
По чёрному дождевому костюму стекают капли воды. Я похож на некого посланника тёмных сил. За время путешествия через всё страну странник приобретает определённое амбре, замешанное на поте, дыме, пыли дорог. Спрашиваю мужчину, можно ли мне, не мусульманину, переночевать в мечети. Без тени сомнения он проводит меня внутрь, выбравшись под дождь из своей машины.
Снимаю обувь и носки, оставляя их в специальных отсеках. По мягким коврам, сплошь устилающих пол, идём к другому молодому человеку, выполняющему роль, вроде распорядителя. Люди встречают вежливо и доброжелательно. Спрашиваю, как вести себя здесь мне – христианину. «Не волнуйся», – говорят, и предлагают выбрать место для отдыха.
Оставляя рюкзак в углу, иду в специальное помещение и мою ноги. Делаю маленькое отступление, вспоминая, как один из гостеприимных хозяев сам помогал мне мыть ноги в его доме, вызвав некоторый конфуз с моей стороны. Туалет находится на дворе мечети, а для выхода туда есть специальные тапочки.
Как же приятно идти босому и освежённому по мягким коврам! Несколько человек уже находятся в мечети и либо молятся, либо готовятся. Я же оттаиваю душой. Потихоньку, к определённому часу, стекается народ. Мулла начинает читать общую молитву. И вот, когда надо всем встать в ряд перед муллой, на меня устремляются косящие взоры.
Особо нетерпеливые кивают встать рядом с ними, пока, им не объясняют, что-то не объясняют о моём статусе. Я вижу искренне недоумевающие взгляды, как можно быть не мусульманином и не молиться. Только наступает секундный перерыв в поклонах, как все взоры устремляются на меня. Всё-таки, как верующему человеку, мне было бы совсем неудобно сидеть, когда люди молятся. В знак уважения встаю, но держусь у стены. Про себя читаю «Отче наш». Когда все троекратно садятся и встают, делаю то же самое. Считая, что Бог един, а только люди избрали разные способы выражения своей веры, не считаю зазорным быть в мечети, храме или церкви.
По окончании молитвы ко мне подходит парень в повязке на лбу и очень вежливо, извиняясь, говорит, что тут место святое, а я отвлекаю верующих. Многие из молодёжи не понимают моего поведения, и даже само присутствие нарушает их убеждения. Даёт понять, что ночевать здесь без разрешения имама нельзя.
Не проблем! Я собираю вещи и, стараясь не привлекать внимание, выхожу. Но более старшие мужчины, видя это приходят в недоумение и просят остаться. Тот же распорядитель предлагает дождаться имама к следующей молитве. Не успеваю вернуться, как ко мне начинают подходить один за другим и задавать вопросы. Всё происходит предельно корректно и доброжелательно.
Но вот в разговор вступает юноша лет 20-ти. Он начинает доказывать мне, как плохо быть кафиром, то есть неверным. Какие они презренные, духовно бедные и пустые. Как ошибаются христиане в своей вере. Несёт какую-то ахинею от лица нашего патриарха, услышанную из чужих уст. Конечно, безгрешность любого священнослужителя вопрос спорный. Источники информации тенденциозны. Но юноша делает это так безаппеляционно, что диву даёшься.
Стараюсь не спорить и слушаю человека, который, по его же словам, пришёл к истинной вере всего год назад. Задаю ему несколько вопросов и сравнений из истории. Видя, что его что-то ставит в тупик, он быстро находит выход, говоря, что это путь шайтана. Всё противоречащие его взглядам и мировоззрению – путь шайтана. Контраргуметировать бесполезно, особенно при таких обстоятельствах.
Всё это продолжается часа три, когда надо слушать собеседника и смотреть глаза в глаза. Человек, вроде, говорит правильные общепризнанные вещи о моральных ценностях, поведении, образу жизни. Делится радостью исповедовать ислам. Но только как-то напориста и внутренне агрессивна это доброта. Этот человек своё добро готов насаждать всеми способами. Он рассказывает мне, что видел пустоту в глазах умирающего кафира, и блаженство у «правоверного».
Даёт чётко мне понять, где грань между кафиром, которым являюсь я, и которого он пытается переубедить пока его слушают, и кафиром-врагом, которого он не пощадит. Этот парень, возможно уже где-то поучаствовал. Он считает обязанным выполнить свою мессианскую роль для привлечения меня в ислам.
Вокруг нас собирается уже кружок слушателей. Я привожу пример
ы о деяниях Мухаммеда на Синае и в Палестине. Парень включает телефон с записью молитв на арабском и переводом на русский. Он закатывает глаза и млеет. Он счастлив в своей вере, и, слава Богу, если его путь будет нести добро. Но мне кажется, что я вижу человека уже «заряженного», способного выполнить любой приказ, если понадобится. Он уже как чека, которую дёрнут, и мир взорвётся.
Даю ему понять, что если ради ночлега я скажу, что приму ислам, то он сам не поверит. Напоминаю о том, как сразу сказал, что являюсь христианином. С этим не спорили. За эти три часа обработки, я понял, что при всех моих грехах, стал ближе к православию. Что в дилемме: «Что такое прощение – слабость или мудрость», склоняюсь теперь ближе к последнему. Не увидеть в человеке другой веры врага – это всё-таки мудрость. Не лезть на пролом и не спорить, вызывая ярость – то же. Скорее – видя спокойное поведение и внимание к его речам, он сам невольно задумается надо ли создавать самому «врагов веры».
......................