Розни в душе

оглашенный
я мог бы и оспорить такое мнение, скорее всего у вас вырвано из общего контекста понимания. Благодать никогда не может навредить человеку. Потому она и именуется БЛАГОдать. Вредит человеку его самость и самомнение, сделанные не верные выводы о себе.

Когда отцы писали свое понимание о духовных вещах они не были святыми отцами...Вон того же отца Игнатия Брянчанинова, старцы с оптины осуждали его высказывания и обвиняли его в прелести...
Ну можете не отвечать,раз вам не интересно мое мнение... Ваше право.
Вы не со мной спорите. Святитель Игнатий Брянчанинов знал что писал.!!

пока не будет дано объяснение через призму Святых Отцов. Даже и говорил невозможно.

"я считаю такая а я так, а я иначе. Уважаю ваше мнение, а я так.."


а критерий где....
Святые Отцы
 
оглашенный
ух как!!! А что для вас показатель святости???
На счет чудес
В ветхом завете жрецы фараона чудо сотворили? Валаамова ослица.....
Нострадамус...


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о трех причинах чудес.


«Первою причиною исцелений бывает, во-первых, благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам… Вторая причина — назидание Церкви, или вера тех, которые приносят больных для исцеления, или тех самых, которые желают получить исцеление. В сем случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных, и от грешников, о которых Спаситель говорит в Евангелии…»

предупреждает Спаситель.

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Мф 24:24)
 
оглашенный
Чудеса и бесы могут делать.
Иоанн Кассиан также указывает на третью причину.


Вот пример

Правда, известны случаи, когда по особому смотрению вера действовала через грешников, обращая ко спасению и самих грешников. Епископ Игнатий приводит два примера из жития святых. 1. Исцеление слепой монахини, испившей воду, в которой были умыты ноги разбойника Флавиана, переодевшегося с целью ограбления обители в одежду инока-странника.310 2. Воскресение умершего младенца по молитве блудницы.311
310
Алфавитный Патерик, буква Ф.
311
Четьи Минеи, июль 9-й день
 
Православный христианин
У этого Порфирия, то есть в его книге есть ряд моментов, которые не встречаются у Святых Отцов.


Именно то что написано там в книге, может Порфирий был другим.
Например, о том э, как ему "старец передал дар молитвы, когда Порфирий подсмотрел, как тот молится"
Читаешь и в ужас проходишь... Только Бог может радовать молитву. А тут такое .. ну искушение.....

Есть бесспорные святые. Игнатий Брянчанинов. Его рекомендуют: оптинские старцы, Иоанн Валаамский, игуменья Арсения Себрякова, игумен Никон Воробьев, Иоанн Крестьянкин.

"Не хули и не принимай" святоотеческий совет.
Вот вам статья с полным разбором всей клеветы и всех нелепостей, написанных о старце Порфирии.

Рыжов А. А. Святость преподобного Порфирия Кавсокаливита.
 
Православный христианин
И как уже неоднократно говорил, что у человека три вида ума, тривида воли и три вида внимания. Вот их и необходимо свести в единство, а точнее, они часто в этом единстве находятся, но для совершения греха. Но у человека есть возможность, реализовать это триединство в Божественном промысле, исполняя Его благую волю.
Так что главный это духовное человеческое сердце... Хотя и это не верно. В Триединстве нет главы, они все взаимоуважаемые и смиренно исполняемые волю друг друга — тела, душа и сердца.
Это тоже не совсем верно. Давайте опустим по три типа каждой силы, оставим только три основных понятия. Вот, что по поводу Сил души говорят св. отцы (православие). Из лекции о. Вадима Леонова (преподов. Сретенской семинарии):

Разумная (познавательная) сила - интеллектуальные способности человека. Служит ему приспособлением к окружающему миру. Это естественный или плотской разум, мысль или внутреннее слово. Инструментом разумной силы души является мозг, но не источником, а только инструментом.

Желательная (или вожделевательная) сила - служит для реализации желаний, намерений человека. Это сила деятельная, которая относится к волевым проявлениям души. Посредством этой силы человек обеспечивает свою активность, ведет какую-либо деятельность, достигает цели, намеченные разумом. Чтобы желательная сила проявилась необходима воля. Вожделевательная сила проявляется в чистом виде только на первом этапе волевого акта. Ее нельзя ассоциировать с волей полностью, так как в последующих этапах уже присутствует и разумная, и деятельная, и желательная, то есть, человек весь включается в процесс.

Раздражительная сила - относится к чувственно-эмоциональной деятельности человека. Проявление ее в чистом виде можно увидеть, когда у человека возникает неконтролируемая первая реакция на событие. Например, вам наступили на ногу, вы тут же выругались..., только потом начали думать и сожалеть о сделанном. К этому порядку относятся: реакция на прикосновение к горячему (утюгу), вспышки гнева, смеха, когда улыбаемся или хмуримся при виде друга/недруга. Эта сила дает силы для любой деятельности. Укоренена она в сердце и действует через него. Проявляется в пяти внешних чувствах: зрение, вкус, обоняние, осязание, слух. Под действием этой силы иногда сначала совершаются грехи, а потом только наступает сожаление о них. То есть, разумная сила подключилась, когда уже поздно.

Вывод:
Гармоничное устроение сил души наступает тогда, когда неразумные (вожделевательная и раздражительная) силы находятся в подчинении разумной. Это естественное, правильное, Богоугодное состояние. То есть, мысль должна опережать эмоциональную реакцию и действия человека.

Заключение

Чтобы три силы взаимодействовали верно, надо научиться контролировать силы души, врачевать их повреждения. Устроение души обусловливает эмоционально-психологический характер человека.

  • Разумная сила должна анализировать, обобщать, ставить цель для деятельности человека.
  • Вожделевательная - эту деятельность осуществляет.
  • Раздражительная - дает силы для реализации действий и служит обратной связью внешнего исполнения: как я это реализую, требуется ли что-то подкорректировать.
Если разумная сила души не господствует над двумя неразумными, можно сделать заключение, что ум такого человека полностью помрачен, находится в нездоровом состоянии. Когда силы души находятся в здравом состоянии и при этом устремлены к Богу, тогда возможно созерцание Триипостасного Божества.

 
Переславль Залесский
Православный христианин
Разумная (познавательная) сила - интеллектуальные способности человека. Служит ему приспособлением к окружающему миру. Это естественный или плотской разум, мысль или внутреннее слово. Инструментом разумной силы души является мозг, но не источником, а только инструментом.
Эта сила должна из чего-то состоять. Необходим центр ее управления. Если она тем более познавательная,то у нее должно быть и точка познавания,то есть внимание, которое направляет эту силу. Внимание - скорее инструмент разумной силы души. Видите, мы погружаемся глубже в познание этой силы. Для того чтобы ей управлять,все необходимо понимание из чего эта сила состоит и как ее контролировать. И мозг, скорее адаптер, чем инструмент. Он выравнивает и создает последовательность энергий этой силы для ее использования. В посмертии, этот адаптер уже не нужен, так как тело человека освобождается от анализа совместимости тела с энергиями.
Желательная (или вожделевательная) сила - служит для реализации желаний, намерений человека. Это сила деятельная, которая относится к волевым проявлениям души. Посредством этой силы человек обеспечивает свою активность, ведет какую-либо деятельность, достигает цели, намеченные разумом. Чтобы желательная сила проявилась необходима воля.
Термин -ВОЛЯ, это понятие исключительно духа. Сила духа = сила воли. Именно дух заставляет человека двигаться и быть активным, так как дух не может находиться в статическом состоянии,не подвижном. Для него это смерть, так как определяется его существованием движением в нем энергий. Это как сила тока в электрической сети.Тока нет, нет и электричества.
Ее нельзя ассоциировать с волей полностью, так как в последующих этапах уже присутствует и разумная, и деятельная, и желательная, то есть, человек весь включается в процесс.
Это как раз то о чем и я говорю, что человек это сложный Божественный "механизм" и что в нем постоянно проявляется Триединство его составляющего. Он работает,как часы, вот только мы используем этот механизм не во благо, а против Благой воли чаще... так как потеряли ориентир.
Раздражительная сила - относится к чувственно-эмоциональной деятельности человека. Проявление ее в чистом виде можно увидеть, когда у человека возникает неконтролируемая первая реакция на событие. Например, вам наступили на ногу, вы тут же выругались..., только потом начали думать и сожалеть о сделанном. К этому порядку относятся: реакция на прикосновение к горячему (утюгу), вспышки гнева, смеха, когда улыбаемся или хмуримся при виде друга/недруга. Эта сила дает силы для любой деятельности. Укоренена она в сердце и действует через него. Проявляется в пяти внешних чувствах: зрение, вкус, обоняние, осязание, слух. Под действием этой силы иногда сначала совершаются грехи, а потом только наступает сожаление о них. То есть, разумная сила подключилась, когда уже поздно.
В том то и дело, что это не совсем так.Это скорее рефлексия тела и деятельность заложенных в памяти человека навыков на события. Чувственные переживания - это удел безусловно сердца духовного,а центр находится в физическом, как не странно - это уже доказали современные нейробиологи. И опять же,если это сила,то она должна иметь инструменты управления, сдерживания, усиления - если необходимо. Вот об этой духовной анатомии я и пытаюсь рассказать. Потому как прежние понятия, для современного человека уже размыты и не осязаемы. Лишь есть определенное представление об этом,но к сожалению,оно далеко от истины. Мы скорее додумываем, чем познаем.
Человек не различает внимание рассудочного ума от внимания духовного,а уж сердечного и подавно. А если копнуть в эту область, то разница восприятия очевидна. Недооценивает функцию памяти, воспринимая ее поверхностно,в чем себя и ущемляет катастрофически. А память наша - это как раз образ нашего духовного сердца. А мы часто воспринимаем ее, как удобную функцию мозга. Мы даже не понимаем, функцию тела в Божественном промысле, хотя в Евангелие сказано, что это алтарь и вместилище Святого духа. Но что это такое, понятия даже не имеем даже в представлении.

Вывод: Гармоничное устроение сил души наступает тогда, когда неразумные (вожделевательная и раздражительная) силы находятся в подчинении разумной. Это естественное, правильное, Богоугодное состояние. То есть, мысль должна опережать эмоциональную реакцию и действия человека.
Это положение верное исходя из рассудочного понимания мира,где разумная(осознанная) часть души заключает о положении человека в мире. Но мысль и так ,по своей природе чаще находится прежде эмоций и действий... И люди могут вполне и злое делать, осознавая что они творят. Потому прежде не мысль должна быть, а внутренне чувство доброжелания, любви...И уже исходя из этого, будут поступки Богоугодные. А доброделание, часто вообще подсознательно и делается по естеству и желанию души, на добрых рефлексах. И порой душе не надо рассуждение мысли о том, делать прежде или нет.

Если разумная сила души не господствует над двумя неразумными, можно сделать заключение, что ум такого человека полностью помрачен, находится в нездоровом состоянии. Когда силы души находятся в здравом состоянии и при этом устремлены к Богу, тогда возможно созерцание Триипостасного Божества.
я как раз и веду к тому, что человек должен познавать свои так называемые неразумные свойства души, вниманием к ним. И то что раньше было не разумным и не подчинялось единой воле человека, может вполне быть осознанным и подчиненным. Просто познать их не возможно через рассудочный ум, так как он слишком прямолинеен и ограничен. Так же как и молиться, направляя внимание рассудочного ума на слова молитвы. Ум и внимание постоянно будут скакать, как бы вы его не пытались усадить на место.
 
Православный христианин
Эта сила должна из чего-то состоять. Необходим центр ее управления. Если она тем более познавательная,то у нее должно быть и точка познавания,то есть внимание, которое направляет эту силу. Внимание - скорее инструмент разумной силы души. Видите, мы погружаемся глубже в познание этой силы. Для того чтобы ей управлять,все необходимо понимание из чего эта сила состоит и как ее контролировать. И мозг, скорее адаптер, чем инструмент. Он выравнивает и создает последовательность энергий этой силы для ее использования. В посмертии, этот адаптер уже не нужен, так как тело человека освобождается от анализа совместимости тела с энергиями.
Вадим, вы слишком витиевато выражаетесь, поэтому трудно понять суть сказанного. К тому же, заметила, что вы все сводите к какой-то механике. Будто человек -- это робот, и достаточно вот этот проводок соединить с этим, как появится некая Сила (Благодать). Словно обоженности можно добиться "самоуправлением", достаточно технических знаний устройства. Вообще все выглядит как нелогичное самонадеяние на контроль энергий и пр. Человек - не машина, тем более, когда речь идет о душе. И сам, своими силами мало что может сделать.

Душа - по своей природе христианка. Разумная сила души - интеллект (способности человека) -- это таланты, полученные от Бога. Если ими распорядиться разумно, человек становится Образом Божьим, обоживается, привлекая Благодать. Этому учимся у св. отцов, которых вы не признаете.

Вы: Эта сила должна из чего-то состоять. Необходим центр ее управления. Если она тем более познавательная, то у нее должно быть и точка познавания,то есть внимание, которое направляет эту силу. Внимание - скорее инструмент разумной силы души...
Ответ: Эта сила -- ИНТЕЛЛЕКТ человека, сама является центром управления, приспосабливает к окружающему миру. Управляет плотским разумом, умом и внутренним словом (мысль). Инструмент разумной силы души -- мозг, через который она реализует себя, управляя деятельностью и желаниями (поступками). Управляет, если неразумные силы ей подчинены. Такой человек гармоничен, душа здорова и способна логически мыслить анализировать информацию, обладает естественным вниманием. Осознает себя как Личность, принадлежащая конкретному человеку.

Если душа, ее разумная сила находится в здравом состоянии, то:
  • человек стремится к знаниям;
  • способен иметь мнения;
  • строить обоснованные теории;
  • формулировать четкие высказывания.
Если же разумная сила души находится в поврежденном состоянии, то:
  • у человека мысль блуждает;
  • очевидна рассеянность мыслей;
  • проявляется болтливость;
  • непоследовательность высказываний;
  • склонность к празднословию, идолопоклонству;
  • неверие, ересь, неразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность, соизволение на грехи, происходящее от страстной силы в душе.
Ефрем Сирин перечисляет что служит к врачеванию поврежденной разумной силы души:
  • Несомненная вера в Бога.
  • Вера в истинные непогрешительные православные догматы.
  • Постоянное изучение словес Духа (Священное писание и святоотеческое наследие).
  • Чистая молитва.
  • Непрерывное благодарение Бога.
Мысли рождаем мы сами -- они безгрешны и естественны, а помыслы не знаем откуда приходят, их источник может быть добрым или злым. Св. отцы так же указывают причины возникновения тех или иных помыслов...

Аналогичные выкладки могу сделать и по остальным силам, но не думаю, что это нужно вам, ибо у вас своя теория не вписывающаяся в учение св. отцов православной Церкви. Вадим, скажите, каким источником вы пользуетесь? На чем основаны ваши наставления?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
К тому же, заметила, что вы все сводите к какой-то механике. Будто человек -- это робот, и достаточно вот этот проводок соединить с этим, как появится некая Сила (Благодать).
Прежде к "механике", так как любой механизм если не правильно настроен,то будет работать плохо,и как итог может сломаться. Пользоваться электричеством в доме с плохой и слабой электропроводкой нельзя, так как может привести к замыканию и пожару. Так же и с телом человека, с его настроем прежде внутренних "инструментов" и их работой. Основные инструменты - это внимание,но и они разные...Это как ключи у сантехника, на каждую гайку свой размер. Рассудочный ум имеет свое внимание, духовный ум свое, сердечный ум свое. Это как у скульптора, молоток большой, потом молоточек по меньше и в конце шило, для ювелирных работ.
Человек - не машина, тем более, когда речь идет о душе.
Верно,не машина, а скорее водитель в машине. Если машина не исправна или плохо работает,далеко не уедешь, каким бы умелым автомобилистом водитель не был. Да и машина прежде разгоняется,а не сразу едет 100км в час. Стадия словесной молитвы - это как раз стадия подготовки к молитве, настройка и проверка всех систем человека. И за частую, человек только проверил или начал проверять систему, как уже передумал ехать, то есть оставил молитву (машину)и пошел пешком. Некогда ему этим заниматься.
Душа - по своей природе христианка. Разумная сила души - интеллект (способности человека) -- это таланты, полученные от Бога. Если ими распорядиться разумно, человек становится Образом Божьим, обоживается, привлекая Благодать. Этому учимся у св. отцов, которых вы не признаете.
С чего это вы взяли, что не признаю...Еще как признаю. И они правы в своем описании духовного человека,но я углублаю свое понимание глубже. Им этого не надо было, уже писал об этом. Для них все было понятно, восприятие и воспитание были иные, чем у современного человека. Вы говорите интеллект, по нашим меркам отцы прошлого, были вообще младенцы и ничего не знали о жизни... А современная нейробиология открывает множество тайн о внутреннем человеке, которая перекликается с учением отцов. Но они не могли описать этого, потому что не с чем было даже сравнивать, они интуитивно просто описывали образы понимания. Я вообще восхищаюсь Исаакком Сириным, на пример. Его описание и отношение перекликается с моим восприятием. Много у него нахожу знакомых вещей и моментов.
Ответ: Эта сила -- ИНТЕЛЛЕКТ человека, сама является центром управления, приспосабливает к окружающему миру. Управляет плотским разумом, умом и внутренним словом (мысль). Инструмент разумной силы души -- мозг, через который она реализует себя, управляя деятельностью и желаниями (поступками). Управляет, если неразумные силы ей подчинены. Такой человек гармоничен, душа здорова и способна логически мыслить анализировать информацию, обладает естественным вниманием. Осознает себя как Личность, принадлежащая конкретному человеку.
УПРАВЛЯЕТ - если неразумные силы ей подчинены. А как они могут подчиняться если они не разумны, только подавлением волей. А это уже нарушение воли неразумной части души. Если мы считаем ее не разумной это не означает, что она не имеет право проявляться...Важно расширить область восприятие своего, и научиться понимать и эти уголки "неразумной" части.Бог создал все в совершенстве. Может они куда более разумны, чем мы считаем.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Мысли рождаем мы сами -- они безгрешны и естественны, а помыслы не знаем откуда приходят, их источник может быть добрым или злым. Св. отцы так же указывают причины возникновения тех или иных помыслов...
тут много противоречий. Мысли это итог уже формирования, перед словом или делом. Потому они могут быть греховными. Помыслы окрашиваются сердцем в то что имеется в нем. Прежде помысла всегда прилог - суть дух, возвещающий о намерении дела. Мысль на пустом месте не бывает,не рождается. Для нее нужна сила, первоисточник, я его называю Божественным импульсом.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Тема очень заинтересовала. Мы ее тут обсуждаем.
 
Православный христианин
Разумная сила души - интеллект (способности человека) -- это таланты, полученные от Бога.
Мне кажется отцы не называли разумной силой души то, что современная психология называет интеллектом. Это разные понятия, насколько понимаю.
Для нее нужна сила, первоисточник, я его называю Божественным импульсом.
Отцы писали что есть мысли от Бога, от дьявола и от человека. Мысли от человека не хорошие и не плохие, а нейтральные. Например, мы увидели красивую женщину. Мысль от человека - я вижу человека женского пола. Мысль от дьявола - я вижу предмет моей похоти. От Бога - я виду прекрасное творение Бога. Как то так. И всё это может пронестись в уме вместе.
У мысли от Бога - божественный импульс. У мысли от дьявола - импульс от падшего духа. У мысли самого человека человеческий импульс, свойственный его человеческому естеству сотворённому Богом. Можно назвать его природным импульсом по аналогии с тем, что у Христа не было гномической воли но только природная человеческая, которой он природно волил ( а не гномически с сомнением совещаеием и т.д.).
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Мне кажется отцы не называли разумной силой души то, что современная психология называет интеллектом. Это разные понятия, насколько понимаю.
Отцы писали что есть мысли от Бога, от дьявола и от человека. Мысли от человека не хорошие и не плохие, а нейтральные. Например, мы увидели красивую женщину. Мысль от человека - я вижу человека женского пола. Мысль от дьявола - я вижу предмет моей похоти. От Бога - я виду прекрасное творение Бога. Как то так. И всё это может пронестись в уме вместе.
У мысли от Бога - божественный импульс. У мысли от дьявола - импульс от падшего духа. У мысли самого человека человеческий импульс, свойственный его человеческому естеству сотворённому Богом. Можно назвать его природным импульсом по аналогии с тем, что у Христа не было гномической воли но только природная человеческая, которой он природно волил ( а не гномически с сомнением совещаеием и т.д.).
Мысль - это уже сформированный помысел, потому она действительно может быть, как от Бога,от человека и от лукавого,важно на сколько была искажена она. Помысел воруется еще на уровне прилога, когда он только подходит к сердцу, создавая образ или настроение будущей мысли. В приведенном вами примере про девушку, даже мысль:" я вижу прекрасное творение Бога" - это еще от человека. Мысль Божественная принесет гораздо больше понимания и смысла, чем просто восхищение Богом, хотя это в полне правильное направление человеческой мысли, прославить Бога. Божественная мысль, скорее откроет еще и красоту духовную этой девушки - если на то пошло. Даст увидеть в ней Самого Христа, основу ее бытия. Божественная мысль откроет и красоту всего что окружает человека, увидеть единство или единение со всем Божественным миром.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Выше всех помышлений о вещах это состояние воззрения на вещи через призму устроения мира, где Бог всегда исключительно благ. Но бесстрастное воззрение возможно только если человек укреплён добродетельностью, внутренним естественным состоянием бесстрастия, через проявление смирения ,любви и уважения к ближнему. Таким образом , он видит помыслы в их основе, без окраски внутреннего самомнения и предубеждения. Тогда любой помысел принесет пользу и свет просвещения. Ибо любая мысль несёт в себе основу Божьего просвещения. Любая.
 
Православный христианин
Мысль - это уже сформированный помысел, потому она действительно может быть, как от Бога,от человека и от лукавого,важно на сколько была искажена она. Помысел воруется еще на уровне прилога, когда он только подходит к сердцу, создавая образ или настроение будущей мысли. В приведенном вами примере про девушку, даже мысль:" я вижу прекрасное творение Бога" - это еще от человека. Мысль Божественная принесет гораздо больше понимания и смысла, чем просто восхищение Богом, хотя это в полне правильное направление человеческой мысли, прославить Бога. Божественная мысль, скорее откроет еще и красоту духовную этой девушки - если на то пошло. Даст увидеть в ней Самого Христа, основу ее бытия. Божественная мысль откроет и красоту всего что окружает человека, увидеть единство или единение со всем Божественным миром.
Не важно как вы сформулируете мысль от Бога про мой пример. Важно что и от человека есть мысли, но они нейтральные. Так я усвоила из чтения какого то отца. Эти мысли от человека не хороши и не плохи - они нейтральные. Когда мы смотрим на солнце то есть нейтральная мысль - солнце, вижу солнце. И это всё же мысль. Она просто от естества способного видеть и фиксировать в уме увиденное.
 
Православный христианин
Мне кажется отцы не называли разумной силой души то, что современная психология называет интеллектом. Это разные понятия, насколько понимаю.
Оксана, не знаю насчет современной психологии, но написала не свое мнение, а учение православной Церкви. Вспомните хотя бы историю с маленьким Сергием Радонежским: сначала не мог освоить учебу, а потом стал лучшим в классе. Что произошло? Разумная Сила подверглась духовному воздействию человека божия. Выходит интеллект -- это сфера состояния души, а не тела. Интеллект, присущий личности, останется в человеке и после смерти тела (мозга).
 
Православный христианин
Оксана, не знаю насчет современной психологии, но написала не свое мнение, а учение православной Церкви. Вспомните хотя бы историю с маленьким Сергием Радонежским: сначала не мог освоить учебу, а потом стал лучшим в классе. Что произошло? Разумная Сила подверглась духовному воздействию человека божия. Выходит интеллект -- это сфера состояния души, а не тела. Интеллект, присущий личности, останется в человеке и после смерти тела (мозга).
Можете дать определение термину « интеллект»? Вы написали что это учение церкви. Отцы использовали этот термин? Можете дать ссылки на места где они использовали этот термин? Современная наука говорит что у высокоразвитых животных есть интеллект. Но отцы говорят что разум есть только у человека, используя термин « разум» не так как его используют в современной речи.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Важно что и от человека есть мысли, но они нейтральные.
в моем понимании,они все же греховные если не несут в себе направленность к Богу. Нейтральные - значит не о Боге, значит уже без Бога...значит забыл о Нем. Моя планочка немного глубже и относится к прилогам, каждые 8 секунд, тогда когда приходит импульс от Бога.Если в душе нет оклика,радости, жады жизни - уже грешу. Понимаю, почему отцы говорили,что греха в них, как на берегу моря песка. Бог зовет каждые 8 секунд к причастию с Ним... А это возможно, только в непрестанной молитве сердцем.
 
Православный христианин
Выше всех помышлений о вещах это состояние воззрения на вещи через призму устроения мира, где Бог всегда исключительно благ. Но бесстрастное воззрение возможно только если человек укреплён добродетельностью, внутренним естественным состоянием бесстрастия, через проявление смирения ,любви и уважения к ближнему. Таким образом , он видит помыслы в их основе, без окраски внутреннего самомнения и предубеждения. Тогда любой помысел принесет пользу и свет просвещения. Ибо любая мысль несёт в себе основу Божьего просвещения. Любая.
Если человек укреплен добродетельностью... Это как? Что по вашему означает внутреннее естественное состояние бесстрастия? Откуда проявится смирение, любовь и уважение к ближнему? Только благодаря укреплению добродетелью? Это можно просто воспитать доброго человека, который всегда поступает добродетельно в силу характера. Ведь хороших и добрых людей немало, для которых естественно осознание, что Бог благ. Например, Он у меня в душе, и я всегда поступаю добропорядочно, по совести. У вас выходит, что если я делаю добрые дела, то от этого рождается и любовь, и бесстрастие?

Главное -- ориентир на то, что Бог всегда благ, поэтому с любым помыслом справлюсь как надо? Опять получается самонадеяние на свои добродетели? И снова какая-то механическая манипуляция, уверенность, что достигнув техническими приемами бесстрастия, я не наделаю ошибок? А как же мы говорим: да, святые, но не безгрешные... Св. отцы не так учат.
 
Православный христианин
Можете дать определение термину « интеллект»? Вы написали что это учение церкви. Отцы использовали этот термин? Можете дать ссылки на места где они использовали этот термин? Современная наука говорит что у высокоразвитых животных есть интеллект. Но отцы говорят что разум есть только у человека, используя термин « разум» не так как его используют в современной речи.
Оксана, эти тексты из лекции "Тело и душа" о. Вадима Леонова -- преподов. Сретенской семинарии, автора книги по богословию и пр. Он авторитетный специалист в этой сфере, поэтому доверяю ему. Вот смотрите, человек умер, душа остается без тела. Она мыслит, помнит себя, свою жизнь? Разумеется. Без тела интеллект остается -- это разумная сила души и есть. Душа же не превращается в овощ, когда уже нет мозгов.
 
Сверху