Здравствуйте, хотел поделиться своими наблюдениями при исполнении ежедневной молитве и попросить совета.
Некоторое время назад (может быть полгода), во время чтения правила я стал "заставлять" себя перечитывать молитвы по несколько раз, внушая себе то, что я читаю их не внимательно (именно внушая т.к. старался все-таки концетрироваться на молитве). В итоге правило начало увеличиваться по времени, но важно другое, за постоянным перечитыванием я перестал понимать смысл молитв, моей основной целью теперь стала потребность в правильном вычитвании, а не в разговоре с Богом.
Я заметил как стал запинаться в самом начале прочитв 3-4 слова и заставлял читать себя заново, сейчас доходит все до того, что я просто смотрю на первое слово молитвы и не могу его произнести как бы понимая заранее, что пойду снова по кругу и от этого впадаю в грех уныния.
Я пробовал менять правило, пробовал вместо утренних и вечрних молитв, читать псалмы, акафисты и каноны. Поначалу это помогло, но не надолго и я опять впал в это искушение.
Я пытался найти объеснение своему состоянию в других постах или объяснениях, но все упирается в понятие "рассеянность", но здесь не совсем то, что именно с ней связано. Скорее наоборот изляшняя сосредоточенность, которая заглушает и сердце и разум.
Так же после основных молитв я стараюсь молиться своими словами к Небесному Отцу, но и здесь у меня какие-то заученные шаблоны в которых я пытаюсь вычитать и произнести с должным внимание все до конца, до единого слова, боясь того, что Отец не услышит меня, если я произнесу что-то без должного внимания.
Раньше представлял постоянно образы, сейчас стараюсь с этим бороться.
Дорогие братья и сестры, подскажите было ли что-то у Вас подобно и как на это все реагировать.
Дорогой Варфоломей, как говорят Отцы, не рассеиваются в молитве только Ангелы.
Кроме этого, вы же понимаете, что молитва НЕ ЕСТЬ вычитывание того или иного правила, а тАинственная созерцательная радость души о Господе.
Но от «механической» молитвы нам никуда не уйти, потому что она тоже необходима.
Так спортсмен вынужден день ото дня делать одни и те же механические упражнения, чтобы тело его было сильно, гибко и готово к различным неожиданностям и ударам.
И если он занимается с прилежанием, то в одно прекрасное время он обнаруживает в своем теле некие способности, которых ранее не замечал.
Так и с молитвой. Душе необходим навык «механической молитвы», мы упражняем свою душу под руководством Святых. Мы начинаем воспринимать их образ мыслей, душевный строй, обороты речи. Помните, как написано: «с преподобным преподобен будеши и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши…»
(Пс. 17:26).
Но придет время, когда сквозь молитву механическую начнет прорываться иная молитва, совсем другого состояния и качества. Сначала редко, потом чаще, при этом вы удивитесь, как оба эти вида молитвы сосуществуют и не мешают друг другу.
Что же касается внимания, меня лет 25 назад духовник учил так, чтобы я, произнося слова, сосредоточивал внимание на них как бы перед носом. Попробуйте.
Перечитывать молитвы… ну, здесь тоже необходима мера, это можно делать, если ум совсем уплыл куда-то на страну далече.
Не нужно делать себя игрушкой бесам, чтобы они глумились над вами. Повергните немощь свою перед Богом, исповедуйте печаль свою, попросите помощи.
Попробуйте такую, например, малую молитву: «огради помышления моя, Христе, Святыя Матери Твоея пречистыми мольбами!»
Будьте сосредоточены, насколько возможно, не более того.
Полагайтесь не на свои силы, а на помощь и любовь Божию.
Помогай Господь