Советы от бабушек в церкви.... Как отвадить?

Православный христианин
Конечно, не могла не вспомнить:
Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.

Это все хорошо, но есть одно но, о котором хочется сказать. Современному человеку, выходящему из общества потребления, эта история очень нравится еще и тем, что помогает оправдать свою самость, вплоть до нахальства, и неблагоговение к святыни, когда храм Божий готовы сделать вертепом разбойников. Неблагочестивый внешний вид: а вот митрополит Антоний рассказывал... Устроить в храме танцы: а что здесь такого? Поэтому если бы другой настоятель в другом случае попросил бы покинуть храм, тоже был бы прав.

И если вдуматься, что это: сделали замечание, и человек ушел... Так быстро? Даже не попытаться оправдаться незнанием, обстоятельствами? Ну просто по-человечески объяснить, попросить, почему нет? Ведь скорее всего замечанием бы дело и кончилось. Или теперь нельзя делать замечания? Но ведь эти правила не просто так придумали. Апостол говорит: Посему жена и должна иметь на голове своей [т.е. покрывать голову в храме] знак власти над нею, для Ангелов. (1 Кор. 1:10). Или, может, той женщине, не сильно и надо было в храм? Как выше сказали, что такие бабушки "санитары" храма, так с этим нельзя не согласиться, да, они и "санитары" тоже. Когда взрослый мужик убегает из храма из-за вредной бабушки, а потом пол-жизни винит вредных бабушек в том, что он туда не идет - какая ерунда. Вот человеку действительно надо:

И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.

И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
(1 Цар. 1:9-17)

Пьяной назвали, сказали что-то вроде "иди проспись", а она говорит "я не пьяна, я так молюсь". Удивительный пример, как ведет себя женщина! А у нас такой любимый и такой непробиваемый вопрос: а что здесь такого (плохого)? а что тут такого? а что там такого? Сделали замечание по делу - развернулся ушел. Ну что ж, до свидания, приходите еще.

Современный человек не считает предосудительным обращаться к психологу, посвятить этого незнакомого человека в личную жизнь, в глубины души, и, конечно, заплатить ему, но в то же время может считать неприемлемым для себя исповедать грехи незнакомому человеку (священнику), при том что это Божье установление, это бесплатно и там не нужно подробностей и глубин души, а только назвать грехи и, если надо, уточнить. Не против дресс-кодов, униформ, не выйдет на улицу в пижаме, старательно преоденется на работу, но в то же время минимальные правила к внешнему виду в храме Божием воспринимает в штыки. Не считает зазорным исполнять указания начальника на работе и даже терпеть откровенную несправедливость ради карьеры, но когда слышит о Боге, о Самом Создателе Вселенной, Самом Источнике и Начальнике жизни, то здесь вереница вопросов, недоумений, даже упреков, будто ему только должны, должны и должны. Должны сначала принять его с его капризами, правила для него отменить, а то он развернется и уйдет... Ведь минимальные правила, почти никаких, и то "много" оказывается! А не предлагает ли вам начальство отпуск десять раз в году, или, может, надоедают с предложением повысить зарплату? Соглашайтесь наконец. Нет, никто даже и не мечтает об этом, и все нормально. А в храм можно как им нравится, ни стыда ни совести, на правила плевать, на других людей тоже: а вот владыка Антоний рассказывал... Ну и что же, это частный случай, и назидание для тех, кто делает замечания, чтобы или не делали лишний раз, или делали правильно, но совсем не для тех, кто собирается искать своего (1 Кор. 13:5), бесчинствовать и плевать на правила. Кстати, такая пожизненная епитимья - молиться за ту женщину до конца своих дней (всю жизнь!), тоже частный случай, особый. Это не значит, что благочестивый вид в храме отменяется и люди должны молчать, а в случае чего подвергнуться епитимьи. Не значит. Торговцы в Иерусалимском храме вообще могли оправдываться тем, что они служат культу, ведь они меняли деньги на храмовую монету, продавали жертвенных животных, но Господь Иисус Христос их выгнал оттуда (Мф. 21:12, Мк. 11:15, Ин. 2:15). Выгнал. Чтобы не делали храм Божий вертепом разбойников. Выгнал. И вопрос, как же люди пойдут в храм без храмовой монеты или жертвенных животных не обсуждается. Поменяют вне храма, купят в другом месте. Так и здесь, оденься нормально и приходи. Тем более, если сказать, что в первый раз, не знал, заверить, что впредь постараешься, тогда очень маловероятно, чтобы вас выгнали.
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Максим, Ваш пост блестящ. Но речь немного о другом была в старттопике: о том, что ревность не по разуму бабушки напугала ребёнка.
А так недолжно быть ни с точки зрения светской этики, ни тем более с позиции христианской любви к ближнему.
 
Православный христианин
Но речь немного о другом была в старттопике: о том, что ревность не по разуму бабушки напугала ребёнка. А так недолжно быть ни с точки зрения светской этики, ни тем более с позиции христианской любви к ближнему.
Абсолютно согласен, не должно, и этот случай очень неприятный.
 
Православный христианин
Это все хорошо, но есть одно но, о котором хочется сказать. Современному человеку, выходящему из общества потребления, эта история очень нравится еще и тем, что помогает оправдать свою самость, вплоть до нахальства, и неблагоговение к святыни, когда храм Божий готовы сделать вертепом разбойников. Неблагочестивый внешний вид: а вот митрополит Антоний рассказывал... Устроить в храме танцы: а что здесь такого? Поэтому если бы другой настоятель в другом случае попросил бы покинуть храм, тоже был бы прав.

И если вдуматься, что это: сделали замечание, и человек ушел... Так быстро? Даже не попытаться оправдаться незнанием, обстоятельствами? Ну просто по-человечески объяснить, попросить, почему нет? Ведь скорее всего замечанием бы дело и кончилось. Или теперь нельзя делать замечания? Но ведь эти правила не просто так придумали. Апостол говорит: Посему жена и должна иметь на голове своей [т.е. покрывать голову в храме] знак власти над нею, для Ангелов. (1 Кор. 1:10). Или, может, той женщине, не сильно и надо было в храм? Как выше сказали, что такие бабушки "санитары" храма, так с этим нельзя не согласиться, да, они и "санитары" тоже. Когда взрослый мужик убегает из храма из-за вредной бабушки, а потом пол-жизни винит вредных бабушек в том, что он туда не идет - какая ерунда. Вот человеку действительно надо:

И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.

И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
(1 Цар. 1:9-17)

Пьяной назвали, сказали что-то вроде "иди проспись", а она говорит "я не пьяна, я так молюсь". Удивительный пример, как ведет себя женщина! А у нас такой любимый и такой непробиваемый вопрос: а что здесь такого (плохого)? а что тут такого? а что там такого? Сделали замечание по делу - развернулся ушел. Ну что ж, до свидания, приходите еще.

Современный человек не считает предосудительным обращаться к психологу, посвятить этого незнакомого человека в личную жизнь, в глубины души, и, конечно, заплатить ему, но в то же время может считать неприемлемым для себя исповедать грехи незнакомому человеку (священнику), при том что это Божье установление, это бесплатно и там не нужно подробностей и глубин души, а только назвать грехи и, если надо, уточнить. Не против дресс-кодов, униформ, не выйдет на улицу в пижаме, старательно преоденется на работу, но в то же время минимальные правила к внешнему виду в храме Божием воспринимает в штыки. Не считает зазорным исполнять указания начальника на работе и даже терпеть откровенную несправедливость ради карьеры, но когда слышит о Боге, о Самом Создателе Вселенной, Самом Источнике и Начальнике жизни, то здесь вереница вопросов, недоумений, даже упреков, будто ему только должны, должны и должны. Должны сначала принять его с его капризами, правила для него отменить, а то он развернется и уйдет... Ведь минимальные правила, почти никаких, и то "много" оказывается! А не предлагает ли вам начальство отпуск десять раз в году, или, может, надоедают с предложением повысить зарплату? Соглашайтесь наконец. Нет, никто даже и не мечтает об этом, и все нормально. А в храм можно как им нравится, ни стыда ни совести, на правила плевать, на других людей тоже: а вот владыка Антоний рассказывал... Ну и что же, это частный случай, и назидание для тех, кто делает замечания, чтобы или не делали лишний раз, или делали правильно, но совсем не для тех, кто собирается искать своего (1 Кор. 13:5), бесчинствовать и плевать на правила. Кстати, такая пожизненная епитимья - молиться за ту женщину до конца своих дней (всю жизнь!), тоже частный случай, особый. Это не значит, что благочестивый вид в храме отменяется и люди должны молчать, а в случае чего подвергнуться епитимьи. Не значит. Торговцы в Иерусалимском храме вообще могли оправдываться тем, что они служат культу, ведь они меняли деньги на храмовую монету, продавали жертвенных животных, но Господь Иисус Христос их выгнал оттуда (Мф. 21:12, Мк. 11:15, Ин. 2:15). Выгнал. Чтобы не делали храм Божий вертепом разбойников. Выгнал. И вопрос, как же люди пойдут в храм без храмовой монеты или жертвенных животных не обсуждается. Поменяют вне храма, купят в другом месте. Так и здесь, оденься нормально и приходи. Тем более, если сказать, что в первый раз, не знал, заверить, что впредь постараешься, тогда очень маловероятно, чтобы вас выгнали.
Может человеку так плохо было, что его ноги принесли туда, где купола. А чаще всего мы так и приходим в горе, сначала неосознанно. Может он еще и с правилами-то не знаком. На все свое время. А в остальном, конечно, понятно, что с благоговением надо относиться.
 
Православный христианин
Может человеку так плохо было, что его ноги принесли туда, где купола. А чаще всего мы так и приходим в горе, сначала неосознанно. Может он еще и с правилами-то не знаком. На все свое время. А в остальном, конечно, понятно, что с благоговением надо относиться.
Это все так. Но разница мне видится вот какая. То, что вы говорите, это обычная жизнь христианской Церкви 2 тыс. лет, дело известное, здесь и беспокоиться не о чем, только если об отдельных неприятных эпизодах, как обсуждаемый в этой теме; в целом с бабушками проблемы нет, и я это лично знаю, т.к. сам захаживал в храмы еще невоцерковленным, т.е. будучи в той же группе риска быть обиженным какой-то бабушкой, и в провинциальных городках, проблем не помню, в большом городе тоже, а сейчас я в храме часто и тоже не знаю, где эти вредные бабушки, на пенсию ушли что ли... Да, припоминаю, не так давно старушка неподалеку от меня поучала молодого парня, но он головной покивал, и всё. Вот здесь человек жалуется, да, неприятно. Но в целом это не беда, мы прекрасно живем и так спокойно дожили бы до Второго Пришествия с нашими бабушками. Но то, о чем я хотел сказать, приобретает характер проблемы (мне так кажется), потому что здесь менталитет современного человека, помноженное на веяние модернизма и экуменизма, помноженное на возросшую популярность православия, и вдруг - когда думаешь: слава Богу, что все эти люди пришли в храм... Но ведь человек меняется не сразу, а тем более когда есть варианты не меняться, а приспособить под себя, и здесь понимаешь, что эта волна может серьезно размыть нам берега. В принципе, это и так произойдет в будущем, отступление в беззаконии, и горе тому, кто будет в этом виноват и в это увлечен. Нам же сегодня надо быть особенно внимательными и полюбить Церковь с ее Священным Преданием еще больше, чем вчера, или завтра может быть печальным.
 
Православный христианин
Да, братия и сестры, я в одном посте тут уже отписала, что если бы замечание мне сделали конкретно - я бы и не вспомнила потом. Но, хватать ЧУЖОГО ребенка, лезть к нему со всяческим учением, пусть даже и благим - разве это нормально? Мальчик и так скромный сам по себе, долго присматривается к людям - и если уж доверяется кому-то - то это доверие надо очень беречь. А тут ЧУЖОЙ человек! Незнакомый! Ребенок испугался. Да какая разница, умеет ребенок крестится или нет, если в свои 4 года уже проявляет добро? Неужели внешнее настолько важно для ребенка такого возраста? Ну, постепенно всему научится сам! Только для этого ему это все должно самому нравится, если он полюбит в храм ходить - бывать на службах, причащаться - потихоньку и креститься научится, и молиться! А тут - такое! Дите третий раз в храм пришло! Я часто видела мам, которые приходили в храм с детьми гораздо старше - и никто усиленно не интересовался, почему это они не крестятся, как все.

Семен Семеныч, читайте, пожалуйста, внимательнее тему. Причем тут вообще священник? О чем Вы? Перестаньте провоцировать людей.
 
Православный христианин
Мая, не ищи логику в действиях неадеквата. Поведение бабушки явно неадекватное. Прежде всего сама не будь жертвой. Не ругайся, но ребенка защити, уведи сразу. Если один на один с неадекватом, то можно попробовать способ сказать что нибуть тоже несуразное, типа - " Я сегодня ела блинчики, такие вкусные" или " Купила солнечные очки, а они мне не подходят, так жалко" и сказать" ну мне пора идти, до свидания" и уйти. Так то настоятелю сказать о неадекватном поведение этой бабушки. И главное, Мая, не принимай на свой счет поведение неадеквата, он со всеми неадекватен может быть, это просто болезнь и с тобой не связана.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мне, грешной, думается, что в таких ситуациях как в теме, чем меньше эмоций, тем лучше (спасительнее) для души. Потому что ситуация не самая страшная, легко решаемая по существу, а перед этим спокойно и вежливо попросить не трогать чужого ребёнка.
Долгие же обдумывания, "волнения", накручивания ситуации доводят до нелюбви, обиды, осуждения и, тем самым, подпитывают гордость.
 
Православный христианин
Тоже грешен, знаю, что вспылчив, но все же...
Так то конечно превозношение недопустимо. Но в момент нападения неадеквата нельзя потакать его слабости. Нужен гнев на грех. В данной ситуации нужно сразу оградить ребенка от нападок. Себя тоже надо уметь ограждать Если рассуждать о том, насколько неадекват попущен Господом, то так и будешь стоять, а ребенок будет страдать Всему свое время, сердечное расположение к проблемам неадеквата полезно в свой срок.
Мая, в следующий раз не рассуждайте много, просто ограждайте и себя и тем более ребенка от нападок неадеквата. Можно даже крикнуть "Помогите!", потом уже будешь рассуждать, пока же не давай распоясаться неадекватному поведению. Не терпи, терпеть надо в других случаях.
Ну и бабушка конечно с поведением хоть и неадекватна, но не так уж страшна, есть неадекватные нападения гораздо страшнее.
 
Сверху