- Православный христианин
Конечно, не могла не вспомнить:
Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.
Это все хорошо, но есть одно но, о котором хочется сказать. Современному человеку, выходящему из общества потребления, эта история очень нравится еще и тем, что помогает оправдать свою самость, вплоть до нахальства, и неблагоговение к святыни, когда храм Божий готовы сделать вертепом разбойников. Неблагочестивый внешний вид: а вот митрополит Антоний рассказывал... Устроить в храме танцы: а что здесь такого? Поэтому если бы другой настоятель в другом случае попросил бы покинуть храм, тоже был бы прав.
И если вдуматься, что это: сделали замечание, и человек ушел... Так быстро? Даже не попытаться оправдаться незнанием, обстоятельствами? Ну просто по-человечески объяснить, попросить, почему нет? Ведь скорее всего замечанием бы дело и кончилось. Или теперь нельзя делать замечания? Но ведь эти правила не просто так придумали. Апостол говорит: Посему жена и должна иметь на голове своей [т.е. покрывать голову в храме] знак власти над нею, для Ангелов. (1 Кор. 1:10). Или, может, той женщине, не сильно и надо было в храм? Как выше сказали, что такие бабушки "санитары" храма, так с этим нельзя не согласиться, да, они и "санитары" тоже. Когда взрослый мужик убегает из храма из-за вредной бабушки, а потом пол-жизни винит вредных бабушек в том, что он туда не идет - какая ерунда. Вот человеку действительно надо:
И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
(1 Цар. 1:9-17)
Пьяной назвали, сказали что-то вроде "иди проспись", а она говорит "я не пьяна, я так молюсь". Удивительный пример, как ведет себя женщина! А у нас такой любимый и такой непробиваемый вопрос: а что здесь такого (плохого)? а что тут такого? а что там такого? Сделали замечание по делу - развернулся ушел. Ну что ж, до свидания, приходите еще.
Современный человек не считает предосудительным обращаться к психологу, посвятить этого незнакомого человека в личную жизнь, в глубины души, и, конечно, заплатить ему, но в то же время может считать неприемлемым для себя исповедать грехи незнакомому человеку (священнику), при том что это Божье установление, это бесплатно и там не нужно подробностей и глубин души, а только назвать грехи и, если надо, уточнить. Не против дресс-кодов, униформ, не выйдет на улицу в пижаме, старательно преоденется на работу, но в то же время минимальные правила к внешнему виду в храме Божием воспринимает в штыки. Не считает зазорным исполнять указания начальника на работе и даже терпеть откровенную несправедливость ради карьеры, но когда слышит о Боге, о Самом Создателе Вселенной, Самом Источнике и Начальнике жизни, то здесь вереница вопросов, недоумений, даже упреков, будто ему только должны, должны и должны. Должны сначала принять его с его капризами, правила для него отменить, а то он развернется и уйдет... Ведь минимальные правила, почти никаких, и то "много" оказывается! А не предлагает ли вам начальство отпуск десять раз в году, или, может, надоедают с предложением повысить зарплату? Соглашайтесь наконец. Нет, никто даже и не мечтает об этом, и все нормально. А в храм можно как им нравится, ни стыда ни совести, на правила плевать, на других людей тоже: а вот владыка Антоний рассказывал... Ну и что же, это частный случай, и назидание для тех, кто делает замечания, чтобы или не делали лишний раз, или делали правильно, но совсем не для тех, кто собирается искать своего (1 Кор. 13:5), бесчинствовать и плевать на правила. Кстати, такая пожизненная епитимья - молиться за ту женщину до конца своих дней (всю жизнь!), тоже частный случай, особый. Это не значит, что благочестивый вид в храме отменяется и люди должны молчать, а в случае чего подвергнуться епитимьи. Не значит. Торговцы в Иерусалимском храме вообще могли оправдываться тем, что они служат культу, ведь они меняли деньги на храмовую монету, продавали жертвенных животных, но Господь Иисус Христос их выгнал оттуда (Мф. 21:12, Мк. 11:15, Ин. 2:15). Выгнал. Чтобы не делали храм Божий вертепом разбойников. Выгнал. И вопрос, как же люди пойдут в храм без храмовой монеты или жертвенных животных не обсуждается. Поменяют вне храма, купят в другом месте. Так и здесь, оденься нормально и приходи. Тем более, если сказать, что в первый раз, не знал, заверить, что впредь постараешься, тогда очень маловероятно, чтобы вас выгнали.
Последнее редактирование: