Созерцание - это вИдение или ощущение?

Переславль Залесский
Православный христианин
А чем отличается естесственное словесное рождение от сверхестесственного?
Способом описания события.
Естественное - подбирает слова в потоковом порядке под происходящее событие.
Сверхъестественное - открывает образы целиком, сразу. Это напоминает собранный и разобранный пазл. В естественном состоянии, нам приходиться подбирать пазлы, слова, под мысли. В первом случае, мазика уже собрана, и собирать ничего не надо.

Конкретно видение слов или музыки в цвете, как мне кажется, может объяснить некоторые моменты богообщения в виде слов неизреченных
Неизреченные слова относятся строго к событиям или образным "предметам" не имеющих аналога для описания в нашем мире. Суть, глубина их многоуровневая, и многозначимая, потому им сложно дать человеческое описание, так как систем измерения для них в нашем мире не существует,.

Начала читать и сразу возник первый вопрос: что такое слово деятельности?
Исходя из дальнейших описаний, это не только конкретное действие, но и нечто словесно-запечатляющееся в сознании.

"Инаково слово деятельности, и инаково слово прекрасное. И без опытного дознания чего-либо мудрость умеет украшать слова свои, говорить истину, не зная ее. Иной может толковать о добродетели, сам не изведав опытно дела ее. Но слово от деятельности - сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностию, - залог стыда."
Слово деятельности -это слова от познания на практике в нашей жизни.
Слово прекрасное - познает суть вещей, увидев их в масштабе Бытия Божьего, то как оно было задумано у Бога.

Да, я поняла. Знание нужно подкреплять действием. Исаак в данном случае говорил о милостыне. Честно сказать, я уже давно к ней приглядываюсь. Почему в одних случаях милостыню сопровождает последующая благодать, а в других - нет? И знаете что заметила? Её нет в случаях подаяния не нуждающимся..по сказанному: да запотеет милостыня в руке твоей..
Любое дело без любви пустое...

Сергий, вы уверены, что такова обо мне Божья воля?
Я уверена, что Господь меня "подталкивает" на этом пути, а я ленюсь. Вот стараюсь собраться и продолжить духовное делание.
Возможно вы не с того конца идёте. Необходимо смирить свой дух, уменьшить противление. Порой наши желания, даже с виду благочестивые, мешают нам обрести Богообщение в полноте. Так было например с Силуаном Афонским, где его желание быть с Богом, мешало обрести Его.

Нет-нет, я точно знаю свой путь. Господь даже слегка наказывая за нерадение, подталкивает постоянно.
Бог не наказывает, не надевает и чужую волю не склоняет. Но скорее всего дает вам подсказки , для понимания, что вы не так делаете , скорее всего на внутреннее состояние ваше, так как это важнее.

И непосредственно к самому вопросу в теме "

Созерцание - это вИдение или ощущение?"​

При достижении единения ума и сердца, вИдение и ощущение - сливается в одно состояние познания.

А что значит очутить или очутиться?
Я бы сказал , что по смыслу больше подойдет очнуться, буд то ты стоял, и начал жизнь, движение. Кстати , в мире духовном все постоянно движется ко Христу, там ничего не стоит на месте. Остановка, или сомнение , промедление сродни ошибке, то есть греху. Потому нужна вера без сомнения и доверие Богу.
 
Православный христианин
И непосредственно к самому вопросу в теме "

Созерцание - это вИдение или ощущение?"​

При достижении единения ума и сердца, вИдение и ощущение - сливается в одно состояние познания.
Вадим, а что значит вИдение? Это внешняя картинка или мысленный образ?
С ощутительностью знакома. Я так поняла, она больше из эмоционально-чувствительной сферы и относится к сердцу.
ВИдение соответственно относится к умозрительному состоянию.
 
Крещён в Православии
А если бесяры пронюхают что делаешь возвышенных чувств то они псевдоблагодать нарисуют, а там и до видения псевдоанглеов недалеко, многие святые пустынники такие как Пимен Великий,по молитвам которого мертвые воскресали считал что заслуживает ада.По-этому благодать притягивает смирение и покаяние сокрушенное по своим грехам.Не стоит искать разных чувств типо святости и прочего, проще все гораздо, стоит признать что я,да,блудник окаянный, самый первый гордец
 
Православный христианин
А если бесяры пронюхают что делаешь возвышенных чувств то они псевдоблагодать нарисуют, а там и до видения псевдоанглеов недалеко, многие святые пустынники такие как Пимен Великий,по молитвам которого мертвые воскресали считал что заслуживает ада.По-этому благодать притягивает смирение и покаяние сокрушенное по своим грехам.Не стоит искать разных чувств типо святости и прочего, проще все гораздо, стоит признать что я,да,блудник окаянный, самый первый гордец
"Ум, достигший духовного разума, непременно облечен в духовное чувство [7]. В нас ли оно, или не в нас, но мы должны непрестанно об нем заботиться и искать его в себе; ибо когда оно явится, тогда внешние чувства всячески перестанут обольстительно действовать на душу." Иоанн Лествичник
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А если бесяры пронюхают что делаешь возвышенных чувств то они псевдоблагодать нарисуют, а там и до видения псевдоанглеов недалеко, многие святые пустынники такие как Пимен Великий,по молитвам которого мертвые воскресали считал что заслуживает ада.По-этому благодать притягивает смирение и покаяние сокрушенное по своим грехам.Не стоит искать разных чувств типо святости и прочего, проще все гораздо, стоит признать что я,да,блудник окаянный, самый первый гордец
все так. только нюанс маленький, в самоосуждении может так же закрасться гордость и превратить раскаяние в показное чувство. Самый первый гордец - например. ключевое слово САМЫЙ ПЕРВЫЙ. и такое состояние превратиться в еще более прелестное,\чем был.
Благодать притягивается смирением и покаянием. Верно. Главное чтобы было это чувство искренним. Подобие тянется к подобному, вот основной принцип духовного взаимодействия.
 
сомневающийся
Слово деятельности -это слова от познания на практике в нашей жизни.
Слово прекрасное - познает суть вещей, увидев их в масштабе Бытия Божьего, то как оно было задумано у Бога.
В контексте, как речь преп. Исаака, и в рассм. части: иначе. Прекрасное соотв. прелестному. Почему и говорит, в данном отношении: "<...> залог стыда <...>".

Или в древн. русск. переводе: "<...> Слово еже от деяния, сокровище упования. И недеянна премудрость, сокровище стыда <...>".

Или и проще у Андрея, в теме https://azbyka.ru/forum/threads/umnoe-delanie-molitva-iisusova.4190/page-3#post-112437 , сообщ. 48.
 
Православный христианин
Мы находящиеся во грехах, недостойны даже помыслить о таком.
Почему?

... я точно знаю свой путь ...
Как же узнать его точно?

Как правильно реагировать, когда видим, что ближний согрешает?

... Если б он был в прелести, это тотчас обнаружилось бы в его взоре, несколько диком и особенно в упорстве стоять на своем.
Как определить по взору (и что взор несколько дикий)? Любое упорство стоять на своём - прелесть? А если человек не спорит, молча стоит на своём?
 
Православный христианин
Как же узнать его точно?
Словом "точно" я пыталась подчеркнуть уверенность относительно своего пути. И отсечь посторонние сомнения незнакомого человека, который почему-то решил что и как для меня лучше. При этом искренне удивляясь: почему я их упорно не принимаю?)))
 
Православный христианин
Переславль Залесский
Православный христианин
Как определить по взору (и что взор несколько дикий)? Любое упорство стоять на своём - прелесть? А если человек не спорит, молча стоит на своём?
Молиться искренне о нем, как о себе самом, желая ему познать любовь Божью, потому как, искренняя любовь, смиряется больше всех.
 
Православный христианин
Преподобный Исаак Сирин в последнем абзаце нижеприведенной цитаты три раза написал о созерцательной вере как об ощущении.
У меня возник вопрос: как можно так подробно ощущать ответы при богообщении? Ощущать возможно состояния, действия, чувства и эмоции. Но каким образом ощущать слова?

Преподобный Исаак Сирин (550): «Естественное ведение, предшествующее вере, есть путь к вере и к Богу. Будучи вложено в природу нашу Богом, оно само убеждает нас в том, что должно веровать Богу, приведшему все в бытие.

Сия вера производит в нас страх; страх же понуждает нас к покаянию и деланию. Так (т.е. за делание) дается человеку духовное ведение, или ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания.

Не просто от одной голой веры рождается духовное ведение, но вера рождает страх Божий, и при Божием страхе, когда начнем в нем действовать, от действия сего страха рождается духовное ведение, как сказал св. Златоуст: «Когда приобретет кто волю, соответствующую страху Божию и правильному образу мыслей, тогда скоро приемлет он откровение сокровенного». Откровением же сокровенного называет он духовное ведение.

Но и не страх Божий рождает сие духовное ведение, а ведение сие дается в дар деланию страха Божия. Дело страха Божия есть покаяние; покаяние же, пройдя все свое течение и завершившись, приводит туда, где дается духовное ведение.

Духовное ведение есть ощущение сокровенного. И когда ощутит кто сие невидимое, тогда в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Называют же ее верою созерцательною. Дотоле был слух, а теперь созерцание; созерцание же несомненнее слуха.

Кроме 5-ти обычных органов чувств (зрение, слух... ) у человека согласно отцам есть (утраченные грехопадением) 5 духовных чувств (духовные зрение, слух...ощущение). Эта тема особенно развита у сирийцев (среди них и у прп. Исаака), но есть она и у византийцев, а идет она у тех и у других от Евагрия. Духовные чувства восстанавливаются в подвижнике при переходе к стадии созерцания (Евагрий). Они открываются постепенно и когда подвижник не только видит и слышит, например, пение ангелов, но и обоняет, ощущает на вкус и осязает его, значит, духовные чувства у него полностью раскрылись и он достиг духовного ведения, о чем и пишет прп. Исаак.

+++как можно так подробно ощущать ответы при богообщении?

Духовные -- всем телом. Скажем, логосы (глаголы Божии) не только видятся духовным зрением, но и сами говорят подвижнику, что они за глаголы и какие, и ощущаются, как я понимаю, всем телом.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В одной статье о переводе 3-го тома прп. Исаака встретил такое определение его термина herga (созерцание, ранее переводилось как размышление) -- единовидный и простой образ мысли при видении и постижении божественных откровений.

"В результате проведенного исследования установлено, что сирийский термин herga употребляется мар Исхаком в смысле духовного созерцания, возникающего в чине сосредоточенной Иисусовой молитвы на этапе сердечной молитвы. В византийской традиции это называется исихастским созерцанием. Оказалось, что слово «размышление» мешало понять созерцательные умозрения мар Исхака также, как само размышление мешает восхождению ума к созерцанию в исихастской практике умного делания. В термине herga содержится сокровенный смысл и цель безмолвия. Поэтому адекватный перевод этого термина открыл пред нами двери к адекватному исследованию всего учения мар Исхака о безмолвии".

Интересно...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
... искренняя любовь, смиряется больше всех.
Да
Что такое смирение ... когда смотришь в лицо тому, что неприятно, не нравится, и чувствуешь, что начинаешь это неприятное "неправильное (с твоей точки зрения)" любить, таким, какое оно есть. Любовь и смирение так близки: любишь - смиряешься, не ищешь своего
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Крещён в Православии
Смирение это когда понимаешь что ты глина, ничто, прах перед Богом,что ты,самый обычный грешники и только на милосердие Господа уповаешь.Осознаешь что без Бога ничего делать доброго не можешь, что все добро сделанное тобою это не твоя заслуга,твое-только грехи.
 
Сверху