Святые о власти

Казахстан. Семей
Православный христианин
Выглянул.
Всё, как обычно - борьба между добром и злом, между ангелом и бесом, между Богом и сатаной. В том числе и во власти. Которая, как гласит Библия, от Бога.

Точка зрения на окружающую действительность прямо зависит от состояния души взирающего. Если на душе грязь и дерьмо, то и вокруг всё будет удобрено толстым слоем гуано, а если на душе рай, то и вокруг не всё так безысходно.
Так что не в окно надо пялиться, а в свою душу.
Виталий, даже не хочу спорить с Вами. Вы, как всегда, в танке )
А у меня лимит сообщений на этом форуме. Для отправки третьего за сей день - Вам, мне нужно ждать от 15 минут и выше.

Это к вопросу о борьбе.

О состоянии души:
лицемерие не спасает от говна, и сколько не говори "халва, халва", во рту слаще не станет.
 
Сибирь
Православный христианин
О состоянии души:
лицемерие не спасает от говна, и сколько не говори "халва, халва", во рту слаще не станет.
:) Но мы ведь говорим о состоянии души, а не о лицемерии.
Или вы отрицаете свободный выбор этого состояния? У всех он должен быть наравне с вашим?;)


Так что, перефразируя ваше выражение, сколько не говори "весь мир - бардак, все бабы - бабы", а жизнь продолжается.:p

За "танк" спасибо, это близко к действительности, но правильно это всё же называется "объективность".
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Точка зрения на окружающую действительность прямо зависит от состояния души взирающего
Вы просили пример сатанинской власти. Он есть: осквернение храма Христа Спасителя владельцами строения, которым является московская мэрия.
Сегодня узнала, что на территории храма открыт бутик мусульманской одежды, не считая проведения сомнительных мероприятий в зале Церковных Соборов. А ещё полуголые девицы зазывают на территорию ХХС, см. подробности:

Итак, "Если на душе грязь и дерьмо, то и вокруг всё будет удобрено толстым слоем гуано, а если на душе рай, то..." всё хорошо, всё хорошо. И можно ходить на службы в ХХС, и покупать там, и продавать, и продаваться, и выпивать, и с бабами голыми дело в ХХС иметь, и т.д. жизнь то продолжается.
Райская... Чистому всё чисто. В т.ч. и блуд в ХХС.

Это что?
 
Сибирь
Православный христианин
Вы просили пример сатанинской власти. Он есть: осквернение храма Христа Спасителя владельцами строения, которым является московская мэрия.
Сегодня узнала, что на территории храма открыт бутик мусульманской одежды, не считая проведения сомнительных мероприятий в зале Церковных Соборов. А ещё полуголые девицы зазывают на территорию ХХС,
Пример неудачный. Это не власть сатанинская. Это как раз борьба добра и зла. Борьба божественного и сатанинского.
Но не между "сатанинской властью" как таковой и Божественным храмом. Борьба идет в самой власти. Она сама с собой борется, с сатанинскими проявлениями в себе.
Власть-то ведь не есть "вещь в себе", она из людей состоит, многие из которых верующие.

Итак, "Если на душе грязь и дерьмо, то и вокруг всё будет удобрено толстым слоем гуано, а если на душе рай, то..." всё хорошо, всё хорошо. И можно ходить на службы в ХХС, и покупать там, и продавать, и продаваться, и выпивать, и с бабами голыми дело в ХХС иметь, и т.д. жизнь то продолжается.
Райская... Чистому всё чисто. В т.ч. и блуд в ХХС.

Это что?
Это допуск человеком бесов, сатаны, в свою душу. Обычнейшее дело. Да, грязное, непристойное, но - совершенно обыденное, увы, для отдельного человека.
ЧЕЛОВЕКА. А не власти.
А власть - она В ЦЕЛОМ направлена на поддержку РПЦ, и других конфессий. Хотя по законам этого не должно быть. Но - мы всё же наблюдаем это, нет-нет да и промелькнет информация о спонсировании, помощи, и тому подобное.
Как ни странно, это можно объяснить не набожностью власти как таковой (хотя сегодня пытаются и в конституции отдельные моменты закрепить), а обычным прагматизмом, власти ВЫГОДНО влияние Церкви на умы людей. Спокойствие и уверенность РПЦ привносит.
А отдельные человеки - они ведь к Богу через грехи приходят, редко кто сразу праведником.
 
Интересующийся
1 Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие
2 и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.
3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сём.
4 Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их.
5 А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.
6 Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми
7 и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь.
8 И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: «за что Господь так поступил с этим великим городом?»
9 И скажут в ответ: «за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им».
10 Не плачьте об умершем и не жалейте о нём; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей.
11 Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда,
12 но умрёт в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей.
13 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его,
14 кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные», – и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.
15 Думаешь ли ты быть царём, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.
16 Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.
17 Но твои глаза и твоё сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.
18 Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!»
19 Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.
20 Взойди на Ливан и кричи, и на Васане возвысь голос твой и кричи с Аварима, ибо сокрушены все друзья твои.
21 Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: «не послушаю». Таково было поведение твоё с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего.
22 Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои.
23 Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки, как боли женщины в родах!
24 Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя
25 и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев,
26 и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрёте;
27 а в землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не возвратятся.
28 «Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он – сосуд непотребный? за что они выброшены – он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?»
29 О, земля, земля, земля! слушай слово Господне.
30 Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.
(Иер.22:1-30)
 
Православный христианин
[/QUOTE]
Пример можно?
[/QUOTE]
Далеко не надо ходить за примером. Сейчас в РФ сатанинская власть. Но это если верить тем святым, цитаты которых я привел. Если им не верить, то получается, что любая власть от Бога.
 
Православный христианин
ВАШЕ мнение я услышал.
А что по этому поводу считает РПЦ?
Виталий, интересный поворот темы! О благоверном царе нашем... или благоверном Временном правительстве (!) (а ведь церковь "узаконила" революцию, не буду хихикать и потирать потные ладошки, но только ПОТОМ архиереев стреляли и топили). "О властех и воинстве ..." - имени не названо, а о ком прошение на ектении?
 
Сибирь
Православный христианин
Виталий, интересный поворот темы! О благоверном царе нашем... или благоверном Временном правительстве (!) (а ведь церковь "узаконила" революцию, не буду хихикать и потирать потные ладошки, но только ПОТОМ архиереев стреляли и топили).
За что? В соответствии с действующим на то время законодательством - за что?

И вы не ответили на конкретный вопрос. Хотелось бы всё же получить ответ.
 
Православный христианин
За что? В соответствии с действующим на то время законодательством - за что?

И вы не ответили на конкретный вопрос. Хотелось бы всё же получить ответ.
За врагов молились, как за законную власть и пришла расплата, помните: "хороший индеец - мёртвый индеец!". Увы ...
 
Сибирь
Православный христианин
За врагов молились, как за законную власть и пришла расплата, помните: "хороший индеец - мёртвый индеец!". Увы ...
Вообще-то было не так. Молиться за советскую власть стали позднее, много позднее. А поначалу её предавали анафеме (уж не знаю, во всех храмах, или только в некоторых), объявляли властью антихриста, и призывали не подчиняться ей. Могу подыскать документальные подтверждения этого, хотя эти факты общеизвестны. И священников В ОСНОВНОМ репрессировали за антисоветскую пропаганду, насколько мне известно. ЗА АНТИГОСУДАРСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Во всяком случае, материалы НКВД свидетельствуют именно об этом.

Имхо, в том и проблема, что отдельные священнослужители решили, что их толкование Писаний в части их личного мнения о существующей власти - самое верное. Сугубое имхо.
Прости меня, Господи, за эти слова.
 
Православный христианин
Вообще-то было не так. Молиться за советскую власть стали позднее, много позднее. А поначалу её предавали анафеме (уж не знаю, во всех храмах, или только в некоторых), объявляли властью антихриста, и призывали не подчиняться ей. Могу подыскать документальные подтверждения этого, хотя эти факты общеизвестны.
А я не про советскую власть, я про "февраль", церковь поддержала Временное правительство ... Синод и т. д.
 
Святая Русь
Православный христианин
Священномученик Владимир, Митрополит Киевский (1848—1918)


«Священник-республиканец всегда маловер… Священник не-монархист не достоин стоять пред Святым Престолом"
Вот как святитель Лука описывает один из допросов в своих воспоминаниях:
«На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моем отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: „Так кто Вы — друг или враг наш?“ Я ответил: „И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш“.

А вообще-то я не понимаю, чем Екатерина II лучше Маргарет Тетчер или Ангелы Меркель. По стути в 18 веке в России произошло страшное отступление от Православия при якобы православных царях.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Церковная политика императрицы Екатерины II на примере жития священномученика Арсения (Мацеевича)

Протоиерей Олег Митров, член Синодальной Комиссии по канонизации святых, благочинный церквей Наро-Фоминского округа Московской епархии
Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях
31.01.2011

Митрополит Арсений (Мацеевич)
XVIII век открыл новую страницу истории Русской Церкви. В России, воспринявшей от Византии теорию «симфонии двух властей», Церковь никогда не была совершенно свободной от государства, однако долгое время не зависела от него в своем внутреннем устройстве. Как бы далеко ни заходили нарушения этой симфонии, они все-таки оставались именно нарушениями, рано или поздно признававшимися таковыми самим государством. Государство как высший закон признавало над собой христианскую истину, носительницей которой была Церковь [19, с. 404].

Западный абсолютизм, родившийся в борьбе против Церкви и привнесенный на русскую почву Петром I, диктовал прямо противоположное понимание взаимоотношений между Церковью и государством. С принятием в 1721 году государственного акта — «Духовного регламента», насквозь пропитанного духом протестантизма, Церковь стала составной частью государственного аппарата. С этого времени вмешательство государства в церковные дела стало правовой нормой. Соборы и патриарха на 200 лет заменил Святейший Синод. Хотя Регламент провозглашал его коллегиальным (соборным) органом управления Церковью, но фактически власть над нею сосредоточилась в руках императора. Позднее эта власть осуществлялась через обер-прокурора Святейшего Синода, которым мог быть и вовсе неверующий человек, как например, обер-прокурор П.П. Чебышев (1768-1774).

Логическим продолжением этих реформ стало изъятие церковного имущества, проведенное императрицей Екатериной II в 1764 году. Если до этого светская власть лишь ограничивала права Церкви в пользовании земельными владениями и изымала часть доходов от них на государственные нужды, в то время как право владения по-прежнему оставалось за Церковью, то после указа 1764 года все церковные учреждения устранялись от управления этим имуществом, и все доходы от него поступали в государственную казну, а архиерейские кафедры, монастыри и приходские церкви переводились на государственное содержание. Размах этого ограбления Церкви хорошо иллюстрируют следующие цифры: к 1783 году доход, полученный с бывших церковных имений, составил 4 млн. рублей, а на нужды Церкви государство ассигновало лишь 1/8 этой суммы [8, с. 471].

Особенно сильно эти реформы ударили по монастырям. Начав с притеснения монастырей при Петре I, затрудняя постриг, наполняя монастыри инвалидами, солдатами и колодниками, государство закончило этот процесс закрытием 2/3 монастырей в России (после секуляризации 1764 года из 1201 монастыря, существовавшего в 1700 году, осталось лишь 387) [13, с. 277, 283].

Таким образом, реформы XVIII века в отношении Церкви фактически явились гонением на нее. Почти все русские иерархи были против этих преобразований, но ограничились молчаливым недовольством. Однако были в XVIII веке епископы, которые решительно стали на защиту Церкви. Одним из них, и, наверное, наиболее непреклонным и ревностным, был митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772).

Еще в 1742 году, когда указом Елизаветы Петровны он был назначен на Ростовскую кафедру и членом Синода, владыка отказался принять Петровско-Феофановскую формулу присяги для членов Синода (формулу, мучившую совесть русских архиереев вплоть до 1901 года). Митрополит Арсений, в частности, считал унизительными для архиерейского сана слова: «исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую» [8, с. 425]. Взамен владыка предлагал: «исповедаю же с клятвою Крайнего Судию … сего церковного правительства быти — Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В термине Крайний Судья в приложении к лицу императора митрополит Арсений видел «излишнее ласкательство во унижение или отвержение … Самого Христа» [6, с. 18]. А когда Синод письменно запросил митрополита Арсения о причинах отказа от присяги, он ответил, что присяга эта не согласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе» [8, с. 425].

В период коронации императрицы Елизаветы митрополит Арсений составил пространную записку «О благочинии церковном», которая была представлена императрице Елизавете за подписями архиепископа Амвросия (Юшкевича) и владыки Арсения. Записка митрополита Арсения состояла из двух частей. В первой части давалась критика управления Русской Церковью с точки зрения церковного права, и доказывалось, что институт Святейшего Синода при отсутствии Патриарха не имеет канонической основы. Во второй части описывались «нападки и грабительства» Коллегии экономии [12, с. 184]. Из всего сказанного автор делал вывод о необходимости восстановления патриаршества. В крайнем случае, владыка был готов мириться с существованием синодального управления, но совершенно независимого от государства и возглавляемого либо Патриархом, либо иерархом равным ему по полноте власти. Не Петр I, говорилось далее в записке, являлся подлинным виновником антицерковных реформ, а его советчик архиепископ Феофан (Прокопович), который был одержим «духом протестантским и чуть ли еще не горшим» [12, с. 184-185].

Записка митрополита Арсения «О благочинии церковном» явилась первым официальным протестом российской иерархии против синодальной системы. Протест возымел действие лишь отчасти. Сама система осталась незыблемой, но указом императрицы от 15 июля 1744 года управление церковными вотчинами было из ведения Коллегии экономии передано Святейшему Синоду [12, с. 185-186].

В это время дворяне продолжали ставить вопрос о реквизиции церковных земель. Для решения этой задачи императрица Елизавета под их давлением учредила при Дворе особую Конференцию. В итоге 30 сентября 1757 года императрица подписала именной указ, который требовал, «чтобы архиерейские и монастырские имения управлялись не монастырскими служками, а отставными офицерами» и деревни были отданы помещикам [8, с. 443-444].

Митрополит Арсений, заручившись поддержкой единомышленных ему архипастырей, написал канцлеру графу А.П. Бестужеву горячее письмо, а также ходатайствовал к императрице через графа Разумовского. Благодаря этим ходатайствам императрица Елизавета фактически отказалась радикально провести реформу. Осведомленная о мнениях авторитетных церковных иерархов, она остановила проведение закона в жизнь, сказав: «как хотят после моей смерти, а я не подпишу» [8, с. 458].

Воцарившийся после ее смерти император Петр III по происхождению и воспитанию был иностранцем, которому были чужды Россия и ее Церковь. Он был лютеранин по крещению и до 14 лет жил в герцогстве Голштиния (Германия), откуда императрица Елизавета вызвала его в Петербург. Здесь 29 июня 1742 года он перешел в Православие, но открыто выражал презрение к Православной Церкви и ее обрядам. Однажды в беседе с Новгородским архиепископом Димитрием (Сеченовым), император высказал желание, «чтоб из всех образов, находящихся в церквах, оставлены были в них одни изображающие Христа и Богородицу, а прочих бы не было; также чтоб всем попам предписано было бороды свои обрить и вместо длинных ряс носить такое платье, какое носят иностранные пасторы» [12, с. 188].

Не любивший Православия, иерархии и монашества, Петр III подписал указ о полной секуляризации недвижимых церковных имуществ с передачей синодальной Коллегии экономии, ведавшей ими, в ведомство Сената. В указе обобранным церковным владельцам с издевкой цитируются евангельские слова: «взгляните на птиц небесных... и на полевые лилии».

28 июня 1762 года произошел дворцовый переворот, в результате которого на престол вступила императрица Екатерина II. Воспитанная в строго протестантском духе, она так и не стала православной, как никогда не была и искренней лютеранкой. Ее конфессиональная принадлежность оставалась для нее делом внешним. Она всегда рассматривала церковные и религиозные вопросы с точки зрения государственных интересов. В вопросе церковной собственности императрица была убежденной сторонницей ее изъятия в пользу государства.

Перед народом она подчеркнуто демонстрировала свою принадлежность Православию: охотно называла себя «благочестивой императрицей», даже «главой греческой Церкви» [12, с. 192], ходила из Москвы пешком на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, целовала руки духовенству, ездила в Киев и поклонялась печерским угодникам. При этом современники отмечали, что она «была совершенно равнодушна ко всему священному» [5, с. 78]. В одном из писем к Вольтеру сама императрица писала: «Что касается свидетельств об исповедании, они для нас не важны... Мы позволяем каждому верить в то, что ему нравится» [12, с. 191]. Щекотливую для себя проблему престолонаследия императрица решила ссылкою на то, что взошла на трон ради защиты Православной веры [11, с. 490].

12 августа 1762 года Екатерина II издала манифест, в котором церковные земли передавались в управление Церкви. Но надежды духовенства оказались напрасными, уже 29 ноября 1762 года ею был издан указ об учреждении Особой Комиссии о церковных имениях. Главной задачей Комиссии было выяснение «истинных доходов от церковных имений», и, соответственно этому, учреждение «штатов», то есть жалования из казны. Для этого было предписано провести опись церковных имуществ [1, с. 728].

В такой ситуации митрополит Арсений не мог молчать. В Неделю Православия 9 февраля 1763 года он совершил с собором ростовского духовенства праздничное богослужение с положенным анафематствованием еретиков и врагов Церкви, в тексте которого он сделал, однако, собственные дополнения: «Вси насильствующии и обидящии святии Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения... яко крайние врази Божии, да будут прокляти» [12, с. 200].

На второй неделе Великого поста 1763 года к митрополиту Арсению прибыл Переяславльский епископ Сильвестр (Старогородский), который был назначен в состав учрежденной комиссии и оставил владыке Арсению инструкцию императрицы от 29 ноября 1763 года. В этой инструкции излагалась система управления церковными вотчинами: 1) чтобы содержание духовенству назначить не роскошное; 2) богатые средства церковных вотчин употребить на народное просвещение: на устройство школ, гимназий, академий; 3) остатки доходов употребить на правильно организованную общественную благотворительность [10, с. 111].

Ознакомившись с этой инструкцией, 6 марта 1763 года митрополит Арсений отправил в Святейший Синод первое письмо, в котором излагались критические замечания к манифесту от 12 августа и инструкции от 29 ноября 1763 года [12, с. 200].

В письме он подчеркивал, что до Петра III все князья и цари признавали за Церковью право собственности на церковные вотчины. Как можно употребить церковный доход на предметы нецерковные? Каноны грозят отлучением всякому восхитителю церковного имущества [23, с. 460-461].

Митрополит Арсений напомнил, что в своих манифестах императрица объявила себя защитницей Православия. Комиссия же разослала по монастырям и епархиальным управлениям счетоводные книги, чего не водилось даже при татарских ханах, которые, напротив, прямо признавали церковное землевладение. Владыка писал, что узникам и призреваемым жить легче, чем архиереям. Те никому не дают отчета в употреблении милостыни. «Горе убо нам, бедным архиереям, яко не от поган, но от своих, мнящих быти овец правоверных, толикое мучительство претерпеваем» [6, с. 6].

Митрополит Арсений критиковал также те части инструкции, которые касались духовных школ. Он обращал внимание на очевидное противоречие между изъятием у Церкви земель и требованием, чтобы Церковь создавала школы от низших до высших.

Подобные нововведения могли, как считал митрополит Арсений, привести к тому, что государство превратится в атеистическое. Владыка был весьма резок в отношении членов Синода, которые не смели ничего возразить враждебным Церкви придворным из окружения императрицы [6, с. 7-13].

15 марта 1763 года митрополит Арсений, с возмущением реагируя на начатую офицерами опись всего церковного имущества, в том числе и храмового и алтарного, и связанные с этим злоупотребления, отправил в Синод второе письмо. В нем он писал, что продолжение работы комиссии в прежнем духе приведет к истреблению Церкви и благочестия. Храмы, богослужение, утварь и все в Церкви придет в оскудение, о благолепии церковном не может быть и речи [1, с. 742-745]. И так может благочестие истребиться «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся» [7, с. 18].

Получив первое письмо владыки Арсения, Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов) от имени Святейшего Синода представил императрице доклад. Писание митрополита Арсения, как резюмировал преосвященный Димитрий, есть «оскорбление Ее Императорского Величества, за что он (митрополит Арсений) великому подлежит осуждению» [1, с. 746; 12, с. 201]. Переданное Синоду уже на следующий день собственноручное распоряжение императрицы наметило главные черты приговора [12, с. 201-202].

Не успело еще второе письмо митрополита Арсения дойти по назначению, как в Вербную субботу после вечерни во двор Ростовского архиерея въехало несколько саней с приказом митрополиту Арсению: немедленно ехать под конвоем в Москву [15, с. 52]. 17 марта его привезли в Москву и «сдали» в Симонов монастырь «под крепкий караул». Шла Страстная Седмица, казалось бы, судебное дело можно было и отложить, но Екатерина II спешила. Суд начался 1 апреля во вторник на Фоминой неделе. Митрополит Арсений письменно дал ответы на поставленные ему вопросы: «В доношении своем 6 марта ничего к оскорблению Ее Императорского Величества быть не уповал, а все то писал по ревности и совести, чтоб не быть двоедушным». В дополнения к Чину Православия «грабители церковного имения потому внесены, что многие монастырские и церковные имения отымают, а суда на них сыскать не можно» [1, с. 747-748].

Приговор императрицы от 14 апреля звучал так: «…сан митрополита и священства снять, а… для удобнейшего покаяния преступнику, по старости его лет, монашества только чин оставить, от гражданского же суда и истязания мы, по человеколюбию, его освобождаем, повелевая нашему Синоду послать его в отдаленный монастырь под смотрение разумного начальника с таким определением, чтобы там невозможно было ему развращать ни письменно, ни словесно слабых и простых людей» [10, с. 145]. Этот приговор она повелела довести до сведения духовенства всех епархий.

День, назначенный для церемонии снятия сана, не утаился от народа, и он в значительном числе пришел в Кремль к Синодскому Двору. Солдатам пришлось раздвигать толпу, чтобы провести в Синодальную Палату заключенного митрополита Арсения. По указанию императрицы, он был в полном внебогослужебном архиерейском облачении: в мантии, с панагией и жезлом. Синоду указано было присутствовать в полном составе вместе с обер-прокурором Козловским [8, с. 467]. Вошедшему митрополиту Арсению не дали сесть, и он выслушал приговор стоя, после чего синодский ризничий начал снимать с него архиерейские одежды и знаки сана. Прямо из Крестовой палаты в монашеской одежде митрополита Арсения повезли в Ферапонтов монастырь. Но вдогонку был послан дополнительный указ: везти еще севернее — в Корельский Никольский монастырь под Архангельск. Императрица дозволила владыке Арсению ходить в церковь и по монастырю лишь в сопровождении конвоя из четырех солдат, и приказала три дня в неделю водить монаха Арсения на черные работы. Офицер, назначенный ему надзирателем, потом с удивлением рассказывал, как 67-летний старец митрополит рубил дрова, таскал воду, подметал и мыл пол, «как святой», прибавлял он [16, с. 111].

Императрица, удовлетворенная «победой» над идейным врагом, не без торжества писала своему приятелю безбожнику Вольтеру: «…я в 1762 году выполнила план совершенно изменить управление имениями духовенства и определить доходы лиц этого сословия. Арсений, епископ Ростовский воспротивился тому... Он отправил две записки, в которых старался провести нелепое начало двоевластия. Он… был судим митрополитом Новгородским и всем Синодом осужден, как фанатик, виновный в замысле противном, как православной вере, так и верховной власти, лишен сана и священства и предан в руки светского начальства. Я простила его и удовольствовалась тем, что перевела его в монашеское звание» [8, с. 468].

В Николо-Корельском монастыре митрополиту Арсению был отведен низкий и тесный каземат под алтарными сводами каменной Успенской церкви. Рядом с ним размещался прапорщик с четырьмя солдатами. Братия во главе с игуменом с уважением относились к находящемуся под арестом митрополиту. Владыка приобщался у престола, говорил проповеди, монахи брали у него благословение. В монастыре считали его мучеником, страдальцем за правду [20, с. 3].

В день рождения императрицы — 21 апреля 1767 года — монахи пришли к митрополиту Арсению с поздравлением. По обычаю в этот день за здравие императрицы испивали вина. Владыка одному из пришедших — иеродиакону Лебедеву, отказал дать вина, потому что тот был очень пьян. Последний, известный пьяница, сразу же заявил, что митрополит Арсений, видно, не почитает государыню, коли жалеет для монахов вина выпить за ее здоровье [9, с. 317]. Через несколько месяцев он подал донос в Архангельскую губернскую канцелярию, началось расследование [14, с. 608-609].

Митрополит Арсений прямо излагал, как было дело, но архимандрит Антоний под нажимом следователей проявил малодушие и начал оговаривать узника, будто тот бранил Синод. Владыка Арсений ответил: «Нет, Синод я не бранил, а говорил, что я, будучи архиереем, писал в Синод так, как на Страшный Суд мне встать. И как Синод писанное мной растолковал, за то будет со мною судиться на Страшном Суде» [9, с. 332]. В заключение показаний он сказал: «Я и теперь утверждаю, что деревень от Церкви отбирать не надлежало» [10, с. 225].

Делу был придан характер политического процесса. Императрица с генеральным прокурором князем Вяземским составили следующий указ: «Оный же Арсений, имея на сердце собственное и ненасытимое от монастырских имений обогащение, … рассеивал, что якобы Церковь разграбили, выговаривая при том, что де, и у турок духовному чину лучше, нежели в России, ... каковые рассеивания открывают злостное его намерение, чтоб внушить в народе, якобы Церкви гонение происходит от верховной власти, и … против оной поколебать во всеподданнической верности и усердии» [3, с. 44]. Приговор звучал так: «Лишить его, Арсения, монашеского чина… расстричь и одеть в мужичье платье, по расстрижении же переименовать его Андреем Вралем и послать к вечному и неисходному содержанию в Ревель, где и велеть его, Враля, содержать в тамошней крепости в одном каземате, под крепким караулом, не допуская к нему ни под каким видом… никого, и … так его содержать, чтоб и караульные не только о состоянии его, но ниже и о сем его гнусном имени не знали. Для содержания же его в караул определить тамошняго гарнизона из состоящих иноземцев. Комендант должен неослабно смотреть, чтоб оный Враль содержан был неослабно, для того что уже из дела довольно видно, что оный Враль наполнен, сверх его злости, еще и ложной святостию» [3, с. 46-47].

29 декабря 1767 года над митрополитом Арсением в Архангельской Губернской Канцелярии был проделан предписанный обряд расстрижения. Ему обрили голову и бороду и одели в мужицкий кафтан, который был ему короток и узок. Все время молчавший владыка попросил оставить ему подрясник. Губернатор согласился было, но прокурор В.В. Нарышкин настаивал: «воля Ваша, но по указу надлежит исполнить» [2, с. 19].

Быстро приготовили все необходимое в дорогу. К саням приделали кибитку, наглухо обитую рогожей, и все это для прочности оковали железом. Туда посадили узника и конвоирующих его солдат и, почти без единой остановки, повезли на новое место ссылки с одной русской окраины на другую, еще не обрусевшую, где он не мог встретить никакого сочувствия.

За месяц до прибытия митрополита Арсения в Ревель приготовили в башне Гросштанпорт помещение, «только что способное к житью человеческому» [18, с. 193]. Обер-комендант выбрал каземат, имеющий три метра длины и два ширины, сюда и поместили Ростовского митрополита под оскорбительным именем «некотораго мужика Андрея Враля» [10, с. 243].

После двенадцатидневного безостановочного зимнего путешествия протяженностью в 2000 верст, в закрытых санях, семидесятилетний старец был так разбит, что его полуживого внесли в каземат и бросили в камеру. Придя на следующий день, его нашли едва живым [10, с. 243].

Инструкция коменданту требовала, чтобы с арестантом не допускалось никаких сношений извне, «чтобы сей великий лицемер не привел и других к несчастью» [3, с. 53], если он «станет о себе разглашать, то сему верить не велеть», и если не замолчит, тут же в камере вставить ему в рот пыточный кляп, который для угрозы велено было все время держать на виду в камере [3, с. 54]. При таком положении митрополиту Арсению не от кого было узнать даже то, где он находится. Особенно опасалась Екатерина II сношений митрополита с духовенством. Поэтому она сама приписала к тюремной инструкции: «Попа при смертном часе до него допустить с потребою, взяв с попа подписку под смертной казнью, что не скажет о нем никому» [3, с. 55]. Наконец, велено было обо всем, касавшемся узника, ежемесячно доносить в Петербург самой императрице и не отдавать его никому без личного предписания Екатерины II [3, с. 55-56].

Поначалу содержание арестанта было предписано еще сносное: чтобы он «был сыт и одет», пища — «что от него прошено будет», а «для ночного времени покупать ему свечи» [3, с. 54-59]. Разрешалось давать книги (после смерти владыки в камере нашли: Новый Завет, Следованную Псалтирь, молитвенник, малый требник и святцы). Но при этом митрополита полностью изолировали от всякого общения с посторонними людьми. Около него были только солдаты, мало понимавшие его и неустанно сторожившие. Императрица не ошиблась в расчете, когда поместила митрополита Арсения в Ревель. Содержали его здесь очень строго. Караульные не могли относиться к нему с сочувствием, как в Корельском монастыре, так как из-за него они сами оказались на положении арестантов. Один из прапорщиков получил выговор за то, что позволил себе отлучаться в воскресные дни к богослужению и посещать знакомых в городе. Пять лет провел митрополит Арсений в этом могильном заключении. По ежемесячным рапортам в Петербург, которые посылались императрице, выходило, что арестант ведет себя тихо [10, с. 244-246].

Императрица сама напоминала надзирателям, чтобы они ни на минуту не оставляли арестанта без бдительного надзора. Она писала коменданту тюрьмы: «У вас в крепкой клетке есть важная птичка, береги, чтобы не улетела. Надеюсь, не подведешь себя под большой ответ... Народ его очень почитает исстари и привык его считать святым, а он больше ничего, как превеликий плут и лицемер» [18, с. 194].

Все последующее время жизни владыка Арсений провел в полном одиночестве — с 1771 года он был фактически заживо погребен. Его безвыходно затворили — даже и дверь была заложена, оставалось только окошечко, в которое ему подавалась пища.

Предвидя кончину, митрополит Арсений просил прислать священника со Святыми Дарами. Через два дня после причастия — 28 февраля 1772 года митрополит Арсений предал свою душу Богу и в тот же день вечером был похоронен как простой мирянин у северной стены деревянной Никольской церкви [18, с. 14]. Тюрьма опустела. Лишь на стене осталась надпись, выцарапанная, по-видимому, гвоздем и с большим трудом: «Благо мне яко смирил мя еси» [20, с. 5].
 
Православный христианин
ВАШЕ мнение я услышал.
А что по этому поводу считает РПЦ?
Мы знаем, что Церковь делиться на две части на Небесную и земную. С земной частью Церкви в настоящее время все обстоит не очень здорово. Об этом предупреждал св. Серафим Вырицкий: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести сего отвратят людей от Бога, и погибнет тогда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла».

Но надо помнить, что есть еще другая, самая важная часть Церкви - Небесная, куда мы все стремимся попасть. Мнение членов Небесной Церкви я собрал и опубликовал. Вы вроде бы это прочитали. Или нет? Ответ на вопрос почему сейчас сатанинская власть там есть.

А про земную часть св. Серафим Саровский сказал: «Придет Царь и в первую очередь изгонит всех недостойных иерархов, которых будет множество... » Так что, надежда есть!
 
Сибирь
Православный христианин
Мы знаем, что Церковь делиться на две части на Небесную и земную. С земной частью Церкви в настоящее время все обстоит не очень здорово. Об этом предупреждал св. Серафим Вырицкий: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести сего отвратят людей от Бога, и погибнет тогда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла».

А про земную часть св. Серафим Саровский сказал: «Придет Царь и в первую очередь изгонит всех недостойных иерархов, которых будет множество... » Так что, надежда есть!
Ну что же, прямо ответить вы не рискнули, но мысль вашу я понял - вы противник земной Церкви.

Но надо помнить, что есть еще другая, самая важная часть Церкви - Небесная, куда мы все стремимся попасть. Мнение членов Небесной Церкви я собрал и опубликовал. Вы вроде бы это прочитали. Или нет? Ответ на вопрос почему сейчас сатанинская власть там есть.
Не понял, ГДЕ, по вашему мнению, есть сатанинская власть? В земной или в Небесной Церкви?
 
Православный христианин
Ну что же, прямо ответить вы не рискнули, но мысль вашу я понял - вы противник земной Церкви.

Не понял, ГДЕ, по вашему мнению, есть сатанинская власть? В земной или в Небесной Церкви?
Я вам ответил прямо, что сейчас сатанинский власть! Но не надо верить мне, лучше верьте православным святым. Но даже обычный человек может заметить, что в настоящее время в демократической РФ же давно узаконены аборты, гомосексуализм, порнография, деструктивные еретические секты и даже САТАНИЗМ. Такую власть никак нельзя назвать властью от Бога, то есть Богом установленной, Богом данной, Богоугодной и благодатной. Сверяем наше заключение с святоотеческим наследием: «Установленные людьми формы власти Богу не угодны. Властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6, 12)» (св. Митрополит Филарет). Все правильно, только мироправители тьмы века сего должны легализовать аборты, гомосексуализм, порнографию и сатанизм. Разве не прав св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Демократия в аду, а на Небе Царство»?

Я не противник земной Церкви, но я знаю, что не все члены земной Церкви попадут в Небесную.

Сатанинская власть может быть тут на земле. Никак не может быть на Небе. Странный вопрос.
 
Сибирь
Православный христианин
Я не противник земной Церкви, но я знаю, что не все члены земной Церкви попадут в Небесную.
Ну, в этом нет никаких сомнений.
Сатанинская власть может быть тут на земле. Никак не может быть на Небе. Странный вопрос.
Ваше (дословно): Мнение членов Небесной Церкви я собрал и опубликовал. Вы вроде бы это прочитали. Или нет? Ответ на вопрос почему сейчас сатанинская власть там есть.
"Там" - это где? Вы ведь сейчас говорите о Небесной Церкви.
Согласно правилам русского языка получилось так, что вы интересуетесь, почему в Небесной Церкви есть сатанинская власть, поэтому я попросил уточнить вашу мысль. Чтобы избежать ложного понимания.
Я вам ответил прямо, что сейчас сатанинский власть! Но не надо верить мне, лучше верьте православным святым. Но даже обычный человек может заметить, что в настоящее время в демократической РФ же давно узаконены аборты, гомосексуализм, порнография, деструктивные еретические секты и даже САТАНИЗМ. Такую власть никак нельзя назвать властью от Бога, то есть Богом установленной, Богом данной, Богоугодной и благодатной.

Вла́сть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Власть
Почитайте, интересная статья для понимания, что такое власть, её происхождение и устройство.

Из чего возникает простой вопрос: существующая в России сегодня власть навязывает вам волевым решением "аборты, гомосексуализм, порнография, деструктивные еретические секты и даже САТАНИЗМ"?

Ответ - НЕТ.
Поэтому нынешняя власть не является сатанинской.

То, что эта власть допускает указанные вами явления есть возможность предоставления гражданам права самостоятельного выбора, потому что отсутствие такого выбора само по себе есть навязывание своей воли, даже вопреки сопротивлению людей, что противно Богу, давшему человеку свободу выбора. Он ведь тоже не навязывает свою волю, а предоставляет свободу выбора.
 
Православный христианин
Ну, в этом нет никаких сомнений.

Ваше (дословно): Мнение членов Небесной Церкви я собрал и опубликовал. Вы вроде бы это прочитали. Или нет? Ответ на вопрос почему сейчас сатанинская власть там есть.
"Там" - это где? Вы ведь сейчас говорите о Небесной Церкви.
Согласно правилам русского языка получилось так, что вы интересуетесь, почему в Небесной Церкви есть сатанинская власть, поэтому я попросил уточнить вашу мысль. Чтобы избежать ложного понимания.


Вла́сть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Власть
Почитайте, интересная статья для понимания, что такое власть, её происхождение и устройство.

Из чего возникает простой вопрос: существующая в России сегодня власть навязывает вам волевым решением "аборты, гомосексуализм, порнография, деструктивные еретические секты и даже САТАНИЗМ"?

Ответ - НЕТ.
Поэтому нынешняя власть не является сатанинской.

То, что эта власть допускает указанные вами явления есть возможность предоставления гражданам права самостоятельного выбора, потому что отсутствие такого выбора само по себе есть навязывание своей воли, даже вопреки сопротивлению людей, что противно Богу, давшему человеку свободу выбора. Он ведь тоже не навязывает свою волю, а предоставляет свободу выбора.
Я лишь полностью согласен с мыслями наших святых о власти. Они резюмируются одной фразой: «Где бы церковь ни отделилась от государства, там непременно пребывает в болезненном состоянии либо церковь, либо держава, либо же оне обе. Разделенные церковь и государство — это означает служение двум разным господам. А поскольку существует лишь один-единственный настоящий господин, которому можно сознательно и честно служить, т. е. Господь Бог, то значит, один из разъединенных и разделенных институтов — либо церковь, либо государство должен служить противнику Божию, диаволу» (Св. Николай Сербский). Когда он произносил эти слова еще не были легализованы аборты, гомосексуализм, порнографию и сатанизм. Потому я не только верю святому, я вижу, что он прав.
Вы имеете право не согласиться со святыми и считать себя умнее, мудрее, духовнее его. Это приятное чувство. Я вас понимаю.
Но вы даете мне мирское понятие о власти из вики, а я ссылаюсь на церковное, на христианское. "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу"(Кол 2:8-15).
Как вы не ходите принять христианское понятие о власти, так и я не хочу принять мирское. Потому мы никогда друг друга не поймем. Это то хоть понятно? ))
Ну, а я имею полное право согласиться со святым. Для него и для меня власть сатанинская.
 
Сверху