Тонкости строгого поста

Тема в разделе "игумен Александр (Пахомов)", создана пользователем Василий_С, 24 фев 2019.

  1. Василий_С

    Василий_С

    Крещён в Православии
    Здравствуйте!
    1. По тем источникам, которые я видел, во время сухоядения надо есть хлеб и овощи с фруктами, насчет меда как-то двусмысленно указано. А когда горячая пища без растительного масла - все пишут про кашу. Скажите пожалуйста, действительно ли при сухоядении не рекомендуется (холодная) каша, и если да, то почему?
    2. Одинаковы ли с точки зрения поста мед и сахар?
     
  2. Василий! Мёд многими расценивался как лакомство. Поэтому, отношение к нему в самом деле неоднозначное. Подливает масла ещё тот факт, что под названием "мёд" могли скрываться и цукаты, и напитки. Горячая пища без растительного масла в условиях, когда нет картофеля и макарон, в нашем понимании в самом деле превращается в одну огромную тарелку каши. Хотя, наши предки знали пареную репу и другие овощные "изыски".
    Само понятие "сухоядение" полностью исключает любую кашу, даже холодную.
    С точки зрения поста мед и сахар, в настоящее время, абсолютно одинаковы и требуют разумной умеренности в равной степени. А вот в конце 19-го века сахар считался скоромным продуктом из-за особенностей технологии его изготовления. Дело в том, что массу пропускали через фильтры, которые изготавливались из жжёных говяжьих костей. Поэтому ярлык скоромности с сахара был снят лишь в первой трети 20-го века.
     
  3. Василий_С

    Василий_С

    Крещён в Православии
    Не могли бы Вы пояснить, почему это так? Я испытываю по этому поводу некоторое недоумение. Выбор еды во время поста, насколько мне известно, определяется целью ослабить в теле действия страстей. В чем разница между кашей и хлебом с этой точки зрения, или с какой-нибудь другой?
    Горячая каша, как горячая еда, усваивается лучше, чем холодная, и в этом смысле более питательна. Но исключение холодной каши во время сухоядения мне непонятно.
     
  4. В Типиконе есть термин "варение", т.е. пища с термальной обработкой. Именно в эту категорию и отправлены все каши, супы и тушёные овощи, как горячие, так и холодные.
    А вот хлебу повезло. Он всегда был на особом счету и от него монастырские уставы отказывались в последнюю очередь.
     
    Леонид_Киев нравится это.
  5. Василий_С

    Василий_С

    Крещён в Православии
    Много лет назад у меня был отрывной православный календарик, отпечатанный в каком-то провинциальном городе по благословению местного иерарха. В этом календарике степень поста "горячая пища с растительным маслом" описывалась как "вино, елей". Скажите пожалуйста, приравнивание в пост вина к растительному маслу - это общецерковное правило, или это было местное установление?
     
  6. Типикон ничего ни к чему не приравнивает, а лишь даёт по пунктам общие указания. Пометка "вино, елей", которая Вас смутила, обозначает степень поста: пункт первый - "горячая пища с растительным маслом"; пункт второй - "братии на трапезе разрешение на вино" (порционно). В реальной жизни в благоустроенных монастырях про второй пункт часто забывают и заменяют его десертом. Так что не волнуйтесь. Вкушая в пост пищу с растительным маслом можно спокойно не выполнять "винный" пункт.
     
  7. Василий_С

    Василий_С

    Крещён в Православии
    На этом сайте, на странице описания правил выбора пищи в посты, к некоторым дням, в которые полагается горячая пища без растительного масла, сделано примечание: "Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки". К другим дням, в которые полагается горячая пища без растительного масла, такого примечания нет.

    https://azbyka.ru/days/p-kalendar-postov-i-trapez

    Это очень странно, в других популярных источниках я такого не встречал. Возникает мысль, не ошибка ли это. А если не ошибка, то появляются такие вопросы.

    1. Какой заменитель растительного масла употребляется в тех же случаях по русской традиции?

    2. Если оливки/их заменитель употребляются вместо растительного масла в конкретные дни дозволения на горячую пищу, означает ли это, что оливки/заменитель запрещены в дни сухоядения? И еще запрещены в другие дни дозволения на горячую пищу, для которых нет соответствующего примечания. Такого я тоже нигде не встречал.

    Не могли бы Вы разъяснить?
     
  8. Оливки, которые Вас смутили, могли просочиться в таблицу из какого-нибудь рецепта или обыкновения. Так что, "называйте хлеб хлебом" и не пользуйтесь заменителями. Так проще и спокойнее. И ещё. Обратите Ваше внимание на третье примечание после таблицы в Вашей ссылке.
     
  9. Василий_С

    Василий_С

    Крещён в Православии
    Да, я обращаю на него внимание. И как раз хочу задать такой вопрос. Всем известно, что у поста имеются противопоказания (при болезнях, тяжелом труде и др.). Человеческий организм так устроен, что если на него вредно воздействовать, то он сначала держится, возможно даже много лет, а потом происходит перелом, и тогда можно ставить вопрос об обращении за врачебной помощью, причем за помощью в лечении хронической болезни. А некоторые миряне любят игнорировать третье примечание и брать на себя монашеские правила в полном объеме - наверное, думают, что это благочестиво, или др.

    Я видел рекомендации - консультироваться с врачом о том, в какой мере можно поститься конкретному человеку. Но в течение истории христианства вряд ли было обычным делом - обращаться с таким вопросом к врачам. Это, мне кажется, современный подход.

    Скажите пожалуйста, есть ли выработанные многовековой традицией правила, по которым определяется, какому человеку в какой мере поститься? И есть ли выработанный традицией набор признаков, по которым можно определить, что конкретный человек взял на себя чрезмерно (для него лично) строгое правило - например, повышение раздражительности, обострение хронических болезней во время поста, упадок сил, усиление чувства голода и количества принимаемой пищи?

    И как эта проблема решается конкретно в монастырях?
     

Поделиться этой страницей