Обожение человеческой природы Иисуса Христа

Православный христианин
С Новым годом и Рождеством Христовым!
Здравствуйте, отец Герман!
Помогите разобраться с такой проблемой:
Я всегда считал, что человеческая природа во Христе Иисусе была обОжена в момент Его Воскресения. Но вот на днях прочитал в переписке о. Г. Флоровского и о. Софрония (Сахарова), что Его человеческая природа обОжилась в момент Воплощения. Или я неправильно понял?

И ещё вопрос, почти по этой же теме:
Когда прп. Серафим Саровский сказал: "Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи", он имел в виду именно обОжение человека? Или он имел в виду какое-то промежуточное, и может быть даже временное состояние человека?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго!

В этих вопросах важно отличать потенциальное и действительное (совершенное) обожение. Во Христе обожение совершенное было всегда, поскольку Его Божество неотделимо от человеческой природы, воспринятой Его Ипостасью (воипостасезировано). Другое дело, что степень проявления "спецэффектов" этого была различной, в зависимости от задач Промысла - на Фаворе одна, а в Гефсимании, например, - другая.
Что же касается человека, то тут между получением потенциального обожения в Крещении, до совершенной его стадии есть множество промежуточных стадий. Обожение для человека - процесс, достигающий своей вершины в спасении его и принятия в небесном царстве (а может быть и далее есть еще более высокие ступени - тут сказать трудно). Получение некой доли благодати еще не делает человека святым автоматически, возможны и срывы и потери этого состояния, хотя, судя по всему, начиная с некоторой стадии, этот процесс становится необратимым и человек устремляется к Богу уже без срывов и падений. Но тут уже говорить в общем вряд ли возможно, не хватает опыта, четкости видения и прочего.
 
Православный христианин
Добрый день, отец Герман и уважаемые посетители этой темы!
Я всегда думал, что беседа прп. Серафима и Мотовилова адресована всем христианам, а не только монашествующим (Мотовилов и сам мирянин).
Но вот недавно прочёл у свт. Игнатия (Брянчанинова) мысль о том, чо мирянам не полезно читать литературу, адресованную монахам, потому что она может вызвать [у мирян] мечтания о состояниях, им не свойственных (насколько я правильно понял мысль свт. Игнатия).
Вот и возник у меня вопрос: вот это состояние обоожения, оно вообще достижимо для мирян, или оно возможно только монахам?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго!

Свт. Игнатий в первую очередь предостерегал от бездумных попыток приложить монашеские правила к мирянской жизни, в чем, разумеется был прав. Однако в беседе преподобного Серафима речь идет об общехристианских целях, поэтому сказанное там актуально для всех. Обожение должно восприниматься целью христианской жизни и его вполне можно достичь в миру, о чем есть много весьма примечательных историй. Другое дело, что методы достижения этого состояния для мирян могут быть иными, равно как и сроки, "внешние эффекты" и многое другое.
Ап. Павел тут хорошо говорил, Дух Един, а Дары его различны.
 
Православный христианин
Как бы Вы посоветовали находить святоотеческую литературу именно для мирян? Сейчас святоотеческой литературы, слава Богу, много, но, как видится, в большинстве своём она написана монахами и для монахов. Понятное дело, что есть универсальные советы, но всё же можно как-то определять подходит та или иная книга мирянину или нет?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Только практика, читать можно (и нужно) все, хотя бы теоретической осведомленности, а дальше просто пробовать. Пойдет - хорошо, развивайте это дальше. Если не будет получаться - значит не для Вас (по крайней мере пока). Если совсем сложно будет понять - тогда за советом к духовнику.
 
Православный христианин
Спасибо, отец Герман!
Последний вопрос: спасение и есть обОжение? Или спасаются многие, а обОживаются единицы?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
А как может быть спасение, как не через действие божественных энергий и благодати?
Если воспринимать обожение как процесс, то спасение и есть некий этап на нем, с которого обожение становится неотвратимым, а падение - невозможным.
 
Сверху