Мне не удается разобраться в одном вопросе, который касается монастырской жизни.
С одной стороны, монахи дают обет послушания, что означает подчинение их воли духовному наставнику.
С другой стороны, в православии допускается значительное вольнодумство в вопросах, ответы на которые не утверждены соборами, так что даже в очень уважаемой церковной литературе можно найти противоречащие друг другу точки зрения.
Не могли бы Вы разъяснить, как эти два факта сочетаются друг с другом? То есть, монах обязан (он дал обет) подчинить свою волю другому человеку, но этот другой человек не имеет жестких канонических ограничений на то, что считать правильным, а что нет. К чему же приведет такое руководство?
Поясню свой вопрос на гипотетическом примере. Прошу извинить, если проявлю незнание основ церковного права.
Согласно уставу Свято-Покровского мужского монастыря Южно-Сахалинской и Курильской епархии:
одним из должностных лиц монастыря является (братский) духовник
Братский духовник наблюдает за исповедью богомольцев монастыря, руководит их духовниками.
В монастырь не могут быть приняты: ...
- монахи, принявшие постриг в другом монастыре или в миру;
Каждый монашествующий и послушник должен быть под особым духовным руководствам - братского духовника, которому надлежит открывать свое духовное состояние - недоумения, сомнения, затруднения, искушения и получать от него наставления и духовную поддержку.
Каждый из братии обители должен как можно чаще открывать свои помыслы братскому духовнику, но не реже одного раза в неделю.
Без духовника монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле;
Ну и еще:
Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
http://pokrovkorsakov.mrezha.ru/ind...:ustav&catid=47:2009-10-25-11-51-09&Itemid=83
Предположим гипотетически, был назначен правящий архиерей, который считает, что при молитве молящийся должен воображать умом небеса и их обитателей. Вроде бы соборами это не запрещено, так что формально ересью не является, хотя вводит в прелесть. Правящий архиерей назначил (сумев согласовать это с кем надо) наместником и духовником своих единомышленников. И каждый монашествующий стал получать от нового духовника соответствующие наставления о молитве.
Обязан ли он подчиняться духовнику в этом конкретном вопросе (требует ли этого обет послушания)? Если нет, то как духовник сможет наставлять тех, кто его советов не выполняет? Если да, то как быть монахам? Уйти в другие монастыри они не могут - по уставу их там не примут. Должны ли они жаловаться начальству более высокому, чем правящий архиерей, и если не поможет, то дальше вверх по цепочке вплоть до Патриарха? Или что-то другое?
С одной стороны, монахи дают обет послушания, что означает подчинение их воли духовному наставнику.
С другой стороны, в православии допускается значительное вольнодумство в вопросах, ответы на которые не утверждены соборами, так что даже в очень уважаемой церковной литературе можно найти противоречащие друг другу точки зрения.
Не могли бы Вы разъяснить, как эти два факта сочетаются друг с другом? То есть, монах обязан (он дал обет) подчинить свою волю другому человеку, но этот другой человек не имеет жестких канонических ограничений на то, что считать правильным, а что нет. К чему же приведет такое руководство?
Поясню свой вопрос на гипотетическом примере. Прошу извинить, если проявлю незнание основ церковного права.
Согласно уставу Свято-Покровского мужского монастыря Южно-Сахалинской и Курильской епархии:
одним из должностных лиц монастыря является (братский) духовник
Братский духовник наблюдает за исповедью богомольцев монастыря, руководит их духовниками.
В монастырь не могут быть приняты: ...
- монахи, принявшие постриг в другом монастыре или в миру;
Каждый монашествующий и послушник должен быть под особым духовным руководствам - братского духовника, которому надлежит открывать свое духовное состояние - недоумения, сомнения, затруднения, искушения и получать от него наставления и духовную поддержку.
Каждый из братии обители должен как можно чаще открывать свои помыслы братскому духовнику, но не реже одного раза в неделю.
Без духовника монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле;
Ну и еще:
Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
http://pokrovkorsakov.mrezha.ru/ind...:ustav&catid=47:2009-10-25-11-51-09&Itemid=83
Предположим гипотетически, был назначен правящий архиерей, который считает, что при молитве молящийся должен воображать умом небеса и их обитателей. Вроде бы соборами это не запрещено, так что формально ересью не является, хотя вводит в прелесть. Правящий архиерей назначил (сумев согласовать это с кем надо) наместником и духовником своих единомышленников. И каждый монашествующий стал получать от нового духовника соответствующие наставления о молитве.
Обязан ли он подчиняться духовнику в этом конкретном вопросе (требует ли этого обет послушания)? Если нет, то как духовник сможет наставлять тех, кто его советов не выполняет? Если да, то как быть монахам? Уйти в другие монастыри они не могут - по уставу их там не примут. Должны ли они жаловаться начальству более высокому, чем правящий архиерей, и если не поможет, то дальше вверх по цепочке вплоть до Патриарха? Или что-то другое?