Всегда ли бедность - не порок?

Не в собственность. Человек это и есть душа.
Человек есть душа + тело.
Напрасно.
Все себя любят. Поэтому и заповедь - возлюби ближнего как самого себя.
А если любить только самого себя, то это эгоизм - противоположность любви, т.е. грех.
Верно. КАК СЕБЯ САМОГО. А если себя не любишь, как будешь любить ближнего "как себя"?
Любовь к себе не есть эгоизм. Это скорее правильный образ жизни.
 
Православный христианин
Человек есть душа + тело.

Верно. КАК СЕБЯ САМОГО. А если себя не любишь, как будешь любить ближнего "как себя"?
Любовь к себе не есть эгоизм. Это скорее правильный образ жизни.
Сергей, совершаете кражу православной терминологии, душа - наш термин, а Вы засоряете понятие смежными коннотациями (Коннота́ция (позднелатинское connotatio, от лат. con — вместе и noto — отмечаю, обозначаю) — сопутствующее значение языковой единицы).
Когда человек, ублажая себя, курит, напивается (средства позволяют), наедается вкусняшками на ночь (а иногда просыпается, чтобы подкрепиться) - разве это свидетельства большой любви к себе? А может это страсти требуют килограммы ветчины, литры виски, сотни сигар?
 
Когда человек, ублажая себя, курит, напивается (средства позволяют), наедается вкусняшками на ночь (а иногда просыпается, чтобы подкрепиться) - разве это свидетельства большой любви к себе?
Вот поэтому я написал ранее
Любовь к себе не есть эгоизм. Это скорее правильный образ жизни.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ссылка в тему:
СТОИТ ЛИ НЕСЧАСТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОДНИМАТЬ СВОЮ САМООЦЕНКУ?
Маша! В статье дана одна важная и интересная мысль: человек должен найти себя (своё место, свой уровень). Тогда всё наладится. Абсолютно согласен. Кстати, в этом и состоит решение проблемы, затронутой Кетеван. В остальном, крайне не рекомендовал бы применять написанное в статье по ссылке и в советах прот. Александра Хвороста. Личное мнение.

Всё разбирать долго. Там "каша" из доброго и не однозначного. Например, не согласен:
1. Помогать не должно быть тяжело / Усилие нужно прилагать обязательно.
2. Не погрязайте в чужой житейской суете / В Новом Завете десятины уже не достаточно.
3. Помогайте лишь тем, кто точно нуждается / Вокруг просителей очень много. Определить среди них точно нуждающегося очень не просто.

Хочу привести один пример. Гость был уважаем во все времена. Ему отдавали всё самое лучшее. Хозяин был ему слугой в своём собственном доме. Ближний - тот же гость. Ему всё лучшее.
 
Гость был уважаем во все времена. Ему отдавали всё самое лучшее. Хозяин был ему слугой в своём собственном доме. Ближний - тот же гость
С той разницей, что гостя специально приглашают и оказывают ему почет.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
А если себя не любишь, как будешь любить ближнего "как себя"?
Себя любят все). Это врожденное. Существуют, конечно психиатрические случаи и прочие девиации. Но...
Можно стыдиться своих поступков, презирать свое поведение, ненавидеть какие то стороны своего характера. Но любить себя человек не перестает никогда.
 
Православный христианин
Верно. КАК СЕБЯ САМОГО. А если себя не любишь, как будешь любить ближнего "как себя"?
Это заповедь. Она дана всем абсолютно. И в ней сказано КАК СЕБЯ САМОГО.
Это значит что все абсолютно себя любят. Это естественное состояние неверующего во Христа человека.


Любовь к себе не есть эгоизм
Именно он и есть.
Но атеисту этого не понять никогда.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему:

«...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
С той разницей, что гостя специально приглашают и оказывают ему почет.
Сергей! Библейский сюжет - гостеприимство Авраама. Он Ангелов не приглашал.
Сколько раз ко мне неожиданно приезжали. Отдавал всё, что было на тот момент в доме.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему:

«...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
Маша! Полное Поучение несёт несколько другой оттенок:

Поучение 2-е в двадцать пятую неделю.​

О любви к ближнему​



Возлюбиши ближняго твоего якоже сам себе [1].
Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредоточивается весь Закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, которая доставляется из полноты всех прочих добродетелей. Любы есть союз совершенства [2], по определению апостола.
Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.
Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса — нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, — должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью [3].
Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, сказал святой Иоанн Богослов [4]. Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянешься и не лжешь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, — правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои. Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности соделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божия этот разбор обращается как бы в естественное упражнение. Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Все, истекающее из Божественной Воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром [5].
Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения.
Не подумайте, братия, что любовь от самоотвержения приобретает несвойственную ей суровость, а от исключительного исполнения евангельских заповедей утрачивает теплоту, делается чем-то холодным и машинальным. Нет! Евангельские заповеди изгоняют из сердца плотской огнь, который очень скоро потухает при какой-либо, иногда самомалейшей противности; но они вводят огнь духовный, которого не могут погасить не только злодеяния человеческие, но и самые усилия падших ангелов [6]. Пылал этим священным огнем святой первомученик Стефан. Извлеченный убийцами своими за город, побиваемый камнями, он молился. Последовали удары смертоносные; от лютости их пал Стефан полумертвым на колени, но огнь любви к ближнему в минуты разлуки с жизнью еще живее воспылал в нем, и возопил он гласом велиим об убийцах своих: Господи, не постави им греха сего! [7]. С этими словами первомученик предал Господу дух свой. Последним движением его сердца было — движение любви к ближним, последним словом и делом была молитва за убийц своих.
Невидимый подвиг против самолюбия и человекоугодия первоначально сопряжен с трудом и усиленною борьбою; сердца наши, подобно сердцам отец и праотец наших, со времени ниспадения родоначальника нашего в греховную область, присно противятся Святому Духу [8]. Они не сознаются в своем падении, с ожесточением отстаивают свое бедственное состояние, как бы состояние полного довольства, совершенного торжества. Но за каждую победу над самолюбием и человекоугодием награждается сердце духовным утешением; вкусив это утешение, оно уже мужественнее вступает в борьбу и легче одерживает победы над собою, над усвоившимся ему падением. Учащенные победы привлекают учащенное посещение и утешение благодати, тогда человек с ревностью начинает попирать своеугодие и своеволие, стремясь по пути заповедей к евангельскому совершенству, исповедаясь и таинственно воспевая Господу: Путь заповедей твоих текох, егда разширил ecu сердце мое [9].
Братия! Мужественно вступим в борьбу с самолюбием под руководством Евангелия, в котором изображена воля Божия благоугодная и совершенная, в котором таинственно жительствует Новый Адам, Христос, и передает сродство с Собою всем чадам Своим, истинно желающим этого сродства. Научимся правильно и свято любить себя; тогда возможем исполнить относительно ближнего нашего всесвятую заповедь великого Бога нашего: Возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе. Аминь.



[1] Лк. 10:27; Мф. 22:39
[2] Кол. 3:14
[3] Евр. 10:22. В молитве пред "Херувимскою песнью" архиерей молится о избавлении от совести лукавой, т.е. омраченной грехом и ложными понятиями, причем зло признается добром и совершается как бы добро. С особенною очевидностью лукавая совесть проявляется в деятельности варварских народов; но для христианина-наблюдателя она столько же очевидна и вообще в деятельности человеческой, а особенно в своей собственной деятельности. Чиновник (церковная книга)
[4] 2Ин. 1:6
[5] Преподобный Макарий Великий. Слово 4-е, гл. 13
[6] Рим. 8:38-39
[7] Деян. 7:60
[8] Деян. 7:51
[9] Пс. 118:32​
Но, за напоминание о Поучении спасибо.
 
Последнее редактирование:
агностик
Потому что у атеиста и агностика нет ориентира.
Вы бредёте по жизни без карты и компаса.
Допустим, но как это связано с понятиями эгоизма и любви к себе?
Я не считаю их тождественными, потому что понимаю эгоизм как любовь только к себе. Если ваше определение отличается, то интересно было бы его узнать.
 
Православный христианин
Допустим, но как это связано с понятиями эгоизма и любви к себе?
Вы не поймёте этого пока не уверуете во Христа.

У верующего и неверующего - противоположный мировозренческий базис. Первые с Богом, вторые с диаволом. Тут не может быть точек соприкосновения. Поэтому вы и не понимаете. Диавол тоже ведь не понимает что он не прав.
 
агностик
Вы не поймёте этого пока не уверуете во Христа.
Так а вы попробуйте, вдруг случится чудо и я пойму? Пока мне кажется, что моей неспособностью понять вы называете лишь свою неспособность объяснить.

У верующего и неверующего - противоположный мировозренческий базис. Первые с Богом, вторые с диаволом. Тут не может быть точек соприкосновения. Поэтому вы и не понимаете.
Странно, я постоянно эти точки соприкосновения нахожу. Наверное, всё-таки не поэтому.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя.
Святитель Игнатий тут несколько иное подразумевает, о чем ниже и пишет:
"делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра".
Т.е. в данном контексте он имеет ввиду христианский путь (в свете которого мы себя и не любим), а не номинальную любовь к себе, которая есть неотъемлемое свойство личности. И которое подразумевается в ракурсе "как самого себя". Думается, как то так).
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
неспособность объяснить.
Александр, многое в принципе не объясняется, а познается лишь личностным опытом. Попробуйте объяснить, что такое быть отцом холостому парню). Что такое красный цвет дальтонику. Да даже банальную влюбленность нельзя объяснить человеку, который сам этого не пережил. А это простые житейские вещи - что уж тут говорить о вопросах духовных. Максимум, что возможно, это показать вектор
 
Православный христианин
Т.е. в данном контексте он имеет ввиду христианский путь (в свете которого мы себя и не любим), а не номинальную любовь к себе, которая есть неотъемлемое свойство личности. И которое подразумевается в ракурсе "как самого себя". Думается, как то так).
Куда дискуссия "уехала"? Про бедность все забыли ... Что обсуждаете?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так а вы попробуйте, вдруг случится чудо и я пойму? Пока мне кажется, что моей неспособностью понять вы называете лишь свою неспособность объяснить.
Александр! Не соглашусь с Борисом. Совесть есть у каждого человека: у Вас, у Сергея, у Бориса, у Антона, у меня и т.д. Просто, обычный человек живёт по интуиции. Поэтому, может совершать больше ошибок. Христианин же имеет Твёрдый Ориентир.
Что же касается "показать", это всегда личная встреча. Правильно сказал Антон, мы лишь показываем вектор. От Вас же необходимо только одно - искреннее желание узнать.
 
Сверху