Заразить человека - грех?

Православный христианин
Здравствуйте! Если не хотя, может быть при какой-то не достаточной внимательности человек заболел и заразил другого человека вирусом, который в следствие привел того человека к смерти, то можно ли считать, что совершен грех убийства, хоть не намеренно?
А так же второй вариант, если человек безответственно относиться к здоровью других, но из за того, что не хочет других подвезти приходит на работу больной, потому что обещял и они рассчитывали на него, но таким образом заражает других (хотя это не приводит не к чей смерти, но составляет им неудобства). Это тоже грех? Это гордыня или что то другое?
 
Православный христианин
Не отвечая прямо на многие ваши вопросы, я просто хотел бы привести подвиг веры ранних христиан, проявившийся при эпидемии в Александрии. Из этого опыта мы можем заключить следующее:
- Христиане не боялись смертельной заразы;
- Христиане не боялись передать другим эту заразу, и потому не изолировали себя карантином, которого придерживались языческие безбожники;
- Христиане руководствовались верой, что всё, даже малейшее, происходит по попущению Божию и Его воле. А потому они не боялись смерти, к которой они были готовы, и контакта с больными.
(Вот и я плюю на корона-вирус, даже если патриарх Кирилл призывал соблюдать карантин и не ходить в церковь.)

Вот пример александрийских мучеников. Я перевёл это из православных житий святых на голландском языке, потому что в житиях святых Димитрия Ростовского я не нашёл этого жития. Если вы знаете где это можно найти на русском, то сообщите, мне интересно.

"Святые мученики Александрийские. Крупная эпидемия чумы охватила всю Римскую империю в течение тринадцати лет, с 249 по 262 год. Вначале особенно пострадал Рим: там за один день иногда умирало пять тысяч человек. Целые регионы обезлюдели. К концу этого периода чума особенно распространилась в Александрии. Есть и другое описание этого события, сделанное епископом Дионисием, жившим там в то время. Город всё еще страдал от последствий жестокой гражданской войны, которая сделала город настолько опасным, что при путешествии по всему миру с востока на запад вероятность потерпеть несчастье была меньше, чем путешествуя из одной части города в другую.
Но ещё хуже была последовавшая за этим чума: не было дома, где бы не было смерти, повсюду слышались стоны брошеных больных людей и улицы были наполнены смрадом трупов. Люди больше не осмеливались навещать своих лучших друзей, а заразившиеся не могли найти помощи. Умирающих вытаскивали на улицу, но хоронить погибших никто не осмеливался.
Затем проявили себя христиане, бежавшие из города во время жестоких гонений. Они жили в пустыне или на потерпевших крушение кораблях, а когда их находили, их убивали, как диких животных. Но теперь они проявили себя открыто и вошли в заражённые дома, чтобы выхаживать больных и хоронить мёртвых. Многие из них сами стали жертвами своего любимого труда, но их мужественный пример привлек в город других, чтобы они продолжали свой труд в течение трёх лет, в 261, 262 и 263 годах, пока чума не прошла. Эти мужественные жертвы по праву почитаются как мученики, ибо они засвидетельствовали своей жизнью любовь Христа, жившего в них, так что они отдали свою жизнь не только за своих друзей, но и за своих врагов. Их численность неизвестна, но среди них было много священников и диаконов. В последующие века их примеру последовали монахи, пришедшие из пустыни в город, когда там распространилась заразная болезнь.
Патриарх Дионисий, испытавший всё это, пишет в своём пасхальном послании:
«Всем теперь пора праздновать, а у нас всё наполнено слезами, везде траур и весь город стонет от множества мёртвых и умирающих. Это похоже на то время, когда убивали первенцев Египта: звучит бесконечный плач, нет дома без мёртвого человека. И мне бы хотелось, чтобы этим всё и ограничилось, но ещё прежде чем разразилась чума, сколько горя нам тогда пришлось пережить! Нас гнали в ссылку, нас преследовали и казнили. Затем пришла война и голод, который коснулся и язычников, и нас. И вот на нас нападает эта чума, которая для язычников есть самое страшное, что может с ними случиться, а для нас это скорее школа обучения. Большинство наших братьев нисколько себя не жалели и работали день и ночь для обеспечения общей нужды, непрестанно ухаживая за своими больными и проявляя к ним всю свою любовь. И многие из них, принося исцеление другим, сами стали жертвами. Так отдали свою жизнь именно лучшие из наших братьев: священники, диаконы и знатные миряне. Такая смерть, с таким благочестием и горячей верой, кажется мне недалёкой от настоящего мученичества. Наши люди взяли тела этих святых голыми руками и приложили к груди; они очистили их глаза и закрыли их рты; они выпрямляли искривлённые конечности, омывали и одевали эти тела для погребения, пока эта услугу не оказали и им самим. Но как же иначе обстояло дело с язычниками. Когда кто-то заболевал, даже его лучшие друзья больше не осмеливались показаться ему. Умирающих просто выбрасывали на улицу, а мёртвых оставляли непогребёнными из-за паники, царившей по поводу контактов с заражёнными болезнью».

Источник: https://orthodoxasten.nl/events/heiligen-van-de-dag-72/
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не отвечая прямо на многие ваши вопросы, я просто хотел бы привести подвиг веры ранних христиан, проявившийся при эпидемии в Александрии. Из этого опыта мы можем заключить следующее:
- Христиане не боялись смертельной заразы;
- Христиане не боялись передать другим эту заразу, и потому не изолировали себя карантином, которого придерживались языческие безбожники;
- Христиане руководствовались верой, что всё, даже малейшее, происходит по попущению Божию и Его воле. А потому они не боялись смерти, к которой они были готовы, и контакта с больными.
(Вот и я плюю на корона-вирус, даже если патриарх Кирилл призывал соблюдать карантин и не ходить в церковь.)

Вот пример александрийских мучеников. Я перевёл это из православных житий святых на голландском языке, потому что в житиях святых Димитрия Ростовского я не нашёл этого жития. Если вы знаете где это можно найти на русском, то сообщите, мне интересно.

"Святые мученики Александрийские. Крупная эпидемия чумы охватила всю Римскую империю в течение тринадцати лет, с 249 по 262 год. Вначале особенно пострадал Рим: там за один день иногда умирало пять тысяч человек. Целые регионы обезлюдели. К концу этого периода чума особенно распространилась в Александрии. Есть и другое описание этого события, сделанное епископом Дионисием, жившим там в то время. Город всё еще страдал от последствий жестокой гражданской войны, которая сделала город настолько опасным, что при путешествии по всему миру с востока на запад вероятность потерпеть несчастье была меньше, чем путешествуя из одной части города в другую.
Но ещё хуже была последовавшая за этим чума: не было дома, где бы не было смерти, повсюду слышались стоны брошеных больных людей и улицы были наполнены смрадом трупов. Люди больше не осмеливались навещать своих лучших друзей, а заразившиеся не могли найти помощи. Умирающих вытаскивали на улицу, но хоронить погибших никто не осмеливался.
Затем проявили себя христиане, бежавшие из города во время жестоких гонений. Они жили в пустыне или на потерпевших крушение кораблях, а когда их находили, их убивали, как диких животных. Но теперь они проявили себя открыто и вошли в заражённые дома, чтобы выхаживать больных и хоронить мёртвых. Многие из них сами стали жертвами своего любимого труда, но их мужественный пример привлек в город других, чтобы они продолжали свой труд в течение трёх лет, в 261, 262 и 263 годах, пока чума не прошла. Эти мужественные жертвы по праву почитаются как мученики, ибо они засвидетельствовали своей жизнью любовь Христа, жившего в них, так что они отдали свою жизнь не только за своих друзей, но и за своих врагов. Их численность неизвестна, но среди них было много священников и диаконов. В последующие века их примеру последовали монахи, пришедшие из пустыни в город, когда там распространилась заразная болезнь.
Патриарх Дионисий, испытавший всё это, пишет в своём пасхальном послании:
«Всем теперь пора праздновать, а у нас всё наполнено слезами, везде траур и весь город стонет от множества мёртвых и умирающих. Это похоже на то время, когда убивали первенцев Египта: звучит бесконечный плач, нет дома без мёртвого человека. И мне бы хотелось, чтобы этим всё и ограничилось, но ещё прежде чем разразилась чума, сколько горя нам тогда пришлось пережить! Нас гнали в ссылку, нас преследовали и казнили. Затем пришла война и голод, который коснулся и язычников, и нас. И вот на нас нападает эта чума, которая для язычников есть самое страшное, что может с ними случиться, а для нас это скорее школа обучения. Большинство наших братьев нисколько себя не жалели и работали день и ночь для обеспечения общей нужды, непрестанно ухаживая за своими больными и проявляя к ним всю свою любовь. И многие из них, принося исцеление другим, сами стали жертвами. Так отдали свою жизнь именно лучшие из наших братьев: священники, диаконы и знатные миряне. Такая смерть, с таким благочестием и горячей верой, кажется мне недалёкой от настоящего мученичества. Наши люди взяли тела этих святых голыми руками и приложили к груди; они очистили их глаза и закрыли их рты; они выпрямляли искривлённые конечности, омывали и одевали эти тела для погребения, пока эта услугу не оказали и им самим. Но как же иначе обстояло дело с язычниками. Когда кто-то заболевал, даже его лучшие друзья больше не осмеливались показаться ему. Умирающих просто выбрасывали на улицу, а мёртвых оставляли непогребёнными из-за паники, царившей по поводу контактов с заражёнными болезнью».

Источник: https://orthodoxasten.nl/events/heiligen-van-de-dag-72/
Я согласна с тем, что они будучи здоровыми не боялись и ухаживали за больными таким образом проявляя высшую степень любви, но тут больше вопрос про заболевших и их ответственность, если они заражают ближних. Не получается ли это убийство по неосторожности? То , что не надо бояться больных, если им нужна помощь это одно. А другое, если даже отойти от корона вируса и всей изоляции, означает ли это, что с гриппом или ветрянкой можно идти на работу, с соплями, вшами и рота вирусом в детский сад или школу? Понятно, что на все Воля Божия. "Но бережонова Бог бережет." Тут даже не столько стоит беречь "собственную шкуру", сколько окружающих.
 
Православный христианин
Если не хотя, может быть при какой-то не достаточной внимательности человек заболел и заразил другого человека вирусом, который в следствие привел того человека к смерти, то можно ли считать, что совершен грех убийства, хоть не намеренно?
Намеренное убийство и убийство по неосторожности разные статьи. Наказание разное.
Думаю грех на человеке будет, но степень греха будет другой. Всё таки нужно внимательными быть.
 
Православный христианин
А так же второй вариант, если человек безответственно относиться к здоровью других, но из за того, что не хочет других подвезти приходит на работу больной, потому что обещял и они рассчитывали на него, но таким образом заражает других (хотя это не приводит не к чей смерти, но составляет им неудобства). Это тоже грех? Это гордыня или что то другое?
смотря чем болеет. Если просто ОРВИ, можно в маске прийти. Если человек чуть чуть болеет и отказывается от работы - это саможаление, эгоизм - гордыня да.
Если же что то супер заразное, туберкулез к примеру, то нужен обязательный карантин.
 
Православный христианин
Здравствуйте! Если не хотя, может быть при какой-то не достаточной внимательности человек заболел и заразил другого человека вирусом, который в следствие привел того человека к смерти, то можно ли считать, что совершен грех убийства, хоть не намеренно?
А так же второй вариант, если человек безответственно относиться к здоровью других, но из за того, что не хочет других подвезти приходит на работу больной, потому что обещял и они рассчитывали на него, но таким образом заражает других (хотя это не приводит не к чей смерти, но составляет им неудобства). Это тоже грех? Это гордыня или что то другое?
Бог смотрит на сердце человека, на его намерения. Если человек заражает других намеренно, то есть сознательно творит зло и стремится принести людям страдание, то все последствия лягут грехом на такого человека. А ненамеренно люди постоянно обмениваются вирусами, и никто не знает последствий этих обменов. Такова уж природа вирусов, что и ненамеренный обмен ими никак не остановить, и изменчивости их не избежать.

Если работа человека связана с большим потоком людей, например в торговле или на транспорте, ему однозначно нужно отказаться выходить на работу до выздоровления, даже если это вызовет страшный скандал. Но бывает, что человеку не дают больничный по его медицинским показаниям, и он вынужден идти больным на работу, или он заболевает на работе, или его попросту некем срочно заменить. И тогда по соглашению со всеми причастными и сообща с начальством должны быть приняты разумные меры к тому, чтобы снизить риски заражения: нужно носить маски, проветривать каждые два часа, избегать близкого общения, делегировать функции, связанные с общением, изолировать человека в отдельном кабинете или дать ему поболеть за отгулы, или позволить работать не полный рабочий день или во второй половине дня, когда людей меньше. Тут всё по большей части от умений начальника зависит, как всё устроится. Он несёт ответственность за здоровье людей под его началом.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Намеренное убийство и убийство по неосторожности разные статьи. Наказание разное.
Думаю грех на человеке будет, но степень греха будет другой. Всё таки нужно внимательными быть.
На сколько понимаю по УК редко судят за заражение других - скорее там должно быть несоблюдение карантина и массовое заражение людей. В конкретном случае известно от кого человек заразился, потому, что был пенсионером и по состоянию здоровья на улицу не выходил вообще. Домой не кто не приходил. Заразился от члена семьи, кто ухаживал и жил вместе. Видимо тот заразился где то на работе или в общении с людьми и принес вирус домой. Как узнал пытался соблюдать меры предосторожности, но в одной квартире это не помогло, а возможно близкого заразил ещё до явных симптомов. В итоге пенсионер так и не оправился от последствий.
 
Православный христианин
Бог смотрит на сердце человека, на его намерения. Если человек заражает других намеренно, то есть сознательно творит зло и стремится принести людям страдание, то все последствия лягут грехом на такого человека. А ненамеренно люди постоянно обмениваются вирусами, и никто не знает последствий этих обменов. Такова уж природа вирусов, что и ненамеренный обмен ими никак не остановить, и изменчивости их не избежать.

Если работа человека связана с большим потоком людей, например в торговле или на транспорте, ему однозначно нужно отказаться выходить на работу до выздоровления, даже если это вызовет страшный скандал. Но бывает, что человеку не дают больничный по его медицинским показаниям, и он вынужден идти больным на работу, или он заболевает на работе, или его попросту некем срочно заменить. И тогда по соглашению со всеми причастными и сообща с начальством должны быть приняты разумные меры к тому, чтобы снизить риски заражения: нужно носить маски, проветривать каждые два часа, избегать близкого общения, делегировать функции, связанные с общением, изолировать человека в отдельном кабинете или дать ему поболеть за отгулы, или позволить работать не полный рабочий день или во второй половине дня, когда людей меньше. Тут всё по большей части от умений начальника зависит, как всё устроится. Он несёт ответственность за здоровье людей под его началом.
Так и есть. Тем болие при некоторых болезнях человек становиться заразен ещё до начала симптомов или в первые дни. А часто, человек остаётся дома, когда уже появляется температура и болие серьезные симптомы, а при первом першение в горле не бежит за больничным - а это уже может быть первый признак ковида. Так же знаю случаи, когда няня зная, что мама на нее рассчитывает не обращая внимание на какие-то первые приши идёт нянчить младенцев и в итоге их заражает ветрянкой.
 
Православный христианин
На сколько понимаю по УК редко судят за заражение других - скорее там должно быть несоблюдение карантина и массовое заражение людей. В конкретном случае известно от кого человек заразился, потому, что был пенсионером и по состоянию здоровья на улицу не выходил вообще. Домой не кто не приходил. Заразился от члена семьи, кто ухаживал и жил вместе. Видимо тот заразился где то на работе или в общении с людьми и принес вирус домой. Как узнал пытался соблюдать меры предосторожности, но в одной квартире это не помогло, а возможно близкого заразил ещё до явных симптомов. В итоге пенсионер так и не оправился от последствий.
Пример с УК для измерения степени греха, что разное наказание. Вы написали, "грех убийства" звучит как то слишком грозно.
В случае с пенсионером, идеальную стерильность невозможно соблюсти. Здесь, если человек начнет считать что он согрешил убийством, скорее он этим самым будет грешить гордыней, считая что способен все контролировать и все предусмотреть. Мы люди немощные, полные греха и ошибок.
В любом случае, лучше на Исповеди рассказать батюшке о ситуации.
Опять же другое дело было бы, если человек узнал бы о болезни где предусмотрен строгий карантин. При ОРЗ ОРВИ на карантин не сажают.
 

Лазарь (Смиренный)

***М*** Наличие священного сана НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО.
Иерусалим
Православный христианин
Здравствуйте! Если не хотя, может быть при какой-то не достаточной внимательности человек заболел и заразил другого человека вирусом, который в следствие привел того человека к смерти, то можно ли считать, что совершен грех убийства, хоть не намеренно?
А так же второй вариант, если человек безответственно относиться к здоровью других, но из за того, что не хочет других подвезти приходит на работу больной, потому что обещял и они рассчитывали на него, но таким образом заражает других (хотя это не приводит не к чей смерти, но составляет им неудобства). Это тоже грех? Это гордыня или что то другое?
Дорогая Иоанна, всё зависит от мотивации.
Если мы знаем, что наше состояние и поступок может принести вред другим - и совершаем его, то это осознанное преступление.
Евангелие увещевает нас жертвовать собой, а не ближними.
 
Киев
Православный христианин
Популярная тема времен ковидного карантина.
Я думаю, что однозначным грехом является сознательная попытка или желание кого-то заразить. Но просто несознательное заражение - как это может быть грехом? И вообще, это не в нашей воле - заразить кого-то или нет. Когда-то, еще до ковида, у меня было смущение, когда я боялся плотно общаться с человеком, который проявлял симптомы, слишком похожие на туберкулез. И архимандрит на исповеди мне на это сказал, что бояться такого и тем более, отказывать человеку из-за этого в милости (в частности, подвезти его на машине) - это неправильно, поскольку без воли Божией никакой туберкулез ни к кому не прицепится.

И для себя я нашел ответ в стандартном прошении ектении, которое мы слушаем по нескольку раз на каждой службе:
"Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим"
То есть, не только себя, но и друг друга и весь живот наш (не только свой) мы предаем в волю Христа. Заразится или не заразится человек - на то воля Божия.
 
Православный христианин
Вспомнил слова Христа: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф. 10:29)

То есть если воли Божьей на то не будет, то никто не умрёт. Смерть в руках Бога.
 
Сверху