Именно так! Для начала надо принять себя таким каким ты есть. Это уже очень много. Именно в этом полном принятии себя, мы начинаем видеть свои грехи. А только после этого мы уже в состоянии исцелять в себе то, что мы называем грехом. Если не принимать себя таким "каким ты есть" в целом, мы все время будем находиться в состоянии внутренней невротической расщепленности. Это означает что какую-то часть своей личности человек отторгает от себя. Но не надо этого делать. Надо "лечить" эту часть. Когда я пишу "лечить" я имею ввиду духовно исцелять. Само слово исцелять обозначает прийти к целостности.
Обычный же невротик не в состоянии вынести себя реального. Как правило его отношение к себе нестабильно. Вынести эту нестабильность он не может. И вместо того, чтобы мужественно себя принять и приступить к процессу исцеления, он как бы рассекает свою личность на части и при этом испытывает мучительное состояние внутреннего конфликта, что никак не связано с движением в сторону исцеления от страстей, а превращается в "невротическую беготню по кругу", из которого человек не видит выхода.
Святые со всей честностью готовы были принимать себя реальными. Такое их восприятие себя не вгоняло их в уныние, хотя им открывались собственные грехи в большом количестве. Уныния не было потому что они "владели инструментом", каким образом им следует исцелять себя. Это покаяние. И тут тоже надо понимать правильно значение этого слова. Оно означает глубокую перемену в сознании, изменение ума. Так жить трудно, временами больно. Но одновременно и радостно. Поскольку именно такой путь приводит к исцелению. Именно это помогает человеку разорвать этот круг, вырваться из него. И постепенно уже начинается направленное развитие личности шаг за шагом, как бы по ступеням лестницы. Движение приобретает Цель.
Если же вернуться к вопросу адекватной самооценки, то мне сейчас почему-то вспомнилась в качестве иллюстрации адекватной самооценки у человека "Дорожная песня" В. Высоцкого.
Допускаю, что по-прежнему Вам не все понятно. Но не расстраивайтесь. Очень многое в христианстве познается только опытно (интеллектуальное знание тут не помогает). Если искать ответ, продолжать находиться "в вопросе", размышлять об этом, то ответ придет в форме откровения. Такие маленькие "откровения" в психологии называются инсайтами. Это знание уже другого рода. Оно как бы встраивается в структуру личности. За таким знанием стоит личный опыт опыт человека. И это уже такое знание, которое от Вас никто не отнимет. Это знание и может послужить ступенькой в личностном и духовном развитии. И уже с этой ступеньки человек делает следующий шаг. Нельзя пробежать по этим ступенькам пытаясь понять суть христианства только логикой. Нельзя также к нему относиться как к своду правил, которым можно просто следовать. Это всегда ЛИЧНЫЙ опыт ошибок, падений, поиска, открытий, приобретений, радости. Надо позволить себе трудиться "проживать" каждый шаг ступеньку за ступенькой.
Я ответила Вам, как сумела. А вам желаю терпения.