Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 1 октября.

"Октябрь уж наступил..." И меньше двух недель остаётся до конца этого блога, изначально рассчитанного на год.
Сегодня вспоминаем трёх епископов разных поколений. Один - 1885 года рождения, жизнь его пришлась на самое тяжёлое время для народа и окончилась расстрелом. Другой родился в 1910-м и потому репрессии для него ограничились тюрьмой. Третий уже почти наш современник, родился в 1926-м и дожил до XXI века, так что, вызвав неудовольствие властей, он был только снят с занимаемой кафедры. Хотя в конце века ему вновь пришлось выступить на защиту православие - Украина такая Украина...

Священномученик епископ Енисейский и Красноярский Амфилохий (Скворцов)
Житие на сайте достаточно подробно. Однако со времени его составления были обнаружены новые факты и документы, которые следует упомянуть.

Сайт Соловки:
"В автобиографии, находящейся в деле /1931 г./, епископ написал:
—"Я, сын псаломщика с. Порвам Казанской губернии Якова Васильевича Скворцова. Родился 17 февраля 1885 г.. Образование: духовное училище в Чебоксарах, затем семинария и Духовная академия в Казани. В 1910 г. окончил академию. Два года являлся стипендиатом подготовки профессорской должности по кафедре "Обличение ламаизма". В 1907 г. в Казанской академии принял монашество. 1912 - 1918 гг. - и.о. доцента академии."

Статья Выдающиеся деятели РПЦ, погибшие в лагерях Кузбасса: епископ Амфилохий (Скворцов) дополняет:
"В 1910 году иеромонах отправился Петербург, где он в течение года слушал лекции в Санкт-Петербургском университете на восточном факультете в качестве вольнослушателя.
...
В сентябре 1918 года к Казани подошли соединения красноармейцев. Иеромонах Амфилохий покинул город вместе с отступавшими на восток частями Белой армии. Кафедра, наука, миссионерская деятельность - все это навсегда осталось в прошлом.
В октябре 1918 года иеромонах прибыл в Красноярск и поселился в семи километрах от города в Успенском мужском монастыре. Удивительно, но в этот драматический для страны период вдруг стала осуществляться его юношеская мечта: он стал монахом маленького отдаленного сибирского монастыря.

В феврале 1919 года он вместе с пятью монахами уехал в Минусинский край на озеро Тиберкуль, где они основали скит.
Для пустынножительства горное озеро Тиберкуль подходило как нельзя лучше. Это отдаленное место и сейчас малодоступно в летнее время, когда нет зимников. Озеро богато рыбой. Летом в округе много ягод и съедобных растений. Вода чиста и прозрачна. Берега очень красивы, многочисленные острова придают озеру особую живописность. Здесь иеромонах со своими сподвижниками провел два года. За это время Белая армия была разгромлена, в стране окончательно утвердилась власть большевиков.

Были ли эти годы, воплощающие юношеские мечтания иеромонаха Амфилохия, счастливыми, наполненными молитвами и созерцанием заповедных красот или они были пронизаны тревогой и тяготами, нам неизвестно. В автобиографии, написанной в 1931 году в тюрьме, епископ Амфилохий упоминает об этом скупо и сухо: «В феврале 1919 года с группой в 5 человек уехали в Минусинский уезд в Имисскую волость на оз. Тиберкуль, где прожили два года. С февраля 1921 года - приходской священник с. Белый Яр Курагинской волости Минусинского уезда». Из этих слов не ясно также, почему монахи покинули свой скит."

С марта 1918 г. до февраля - в Красноярске, Успенский мужской монастырь. В феврале 1919 года с группой в 5 человек уехали в Минусинский уезд в Имисскую волость на оз. Тиберкуль, где прожили 2 года. С февраля 1921 года - приходской священник с. Белый Яр Курагинской волости Минусинского уезда. В июне 1922 года Указом Красноярского епископа освобожден от должности приходского священника. Остался без работы. Обновленческий епископ Александр Сидоровский предложил службу в обновленчестве, отказался по своим убеждениям.

В ноябре 1922 года поехал в с. Матур (ныне Таштыпский район) в женский монастырь. В связи с обновленческими преследованиями в мае 1923 года в сообществе Берестова Василия Захаровича, Петра Степановича (фамилию не помню) и 4 монахинь удалился в тайгу в верстах 20 от жилого места. Там прожили 5 месяцев до ареста.

Осенью 1923 года нас арестовали и доставили в Минусинск. За отсутствием состава преступления освободили. В Минусинске был назначен приходским священником кладбищенской церкви Тихоновского течения. В Минусинске был еще раз арестован и сидел в тюрьме с 6 июня до 20 ноября 1924 года. Приглашен в Москву, 23 февраля 1925 г. был рукоположен епископом и назначен в Красноярск. 13 июля 1926 г. был вновь арестован, коллегия ОГПУ приговорила к 3 годам лишения свободы в Соловецкий монастырь. В 1928 году освободили из концлагеря и выслали под подписку в Минусинский уезд без права возврата в Красноярск... Решил вернуться в Хакасию. В июле 1928 года прибыл в улус Анжуль Таштыпского района, где проживал до ареста. Принадлежу к Тихоновскому церковному течению, был вынужден подчиниться митрополиту Сергию как главе Тихоновского течения, хотя нахожусь с ним в некотором разногласии по поводу организации им церковного управления, но формального разрыва между нами не было."

Когда в 1924 году о. Амфилохий был арестован, то в тюрьме ему пришлось пробыть почти полгода. Хоть он и был освобождён, но кладбищенский храм, где он служил, все же отобрали и передали обновленцам.

В епископской хиротонии о. Амфилохия участвовал архиепископ Гурий (Степанов), духовным сыном которого он являлся уже 20 лет. Именно архиепископ Гурий, будучи доцентом Казанской Духовной академии, в 1910 году написал поощрительную рецензию на первый научный труд молодого иеродиакона Амфилохия.

В житии не упоминается третий арест епископа Амфилохий, произошедший 13 июля 1926 года.
"Формальным поводом послужила жалоба благочинного обновленческих церквей Красноярска на действия владыки против обновленцев.
Начались допросы. На вопросы следователей об отношении его к советской власти, оценке Декрета об отделении церкви от государства епископ отвечал прямо, не смягчая своей позиции: «Декрет считаю справедливым и законным, ибо с неверующей властью связи у нас быть не может...К соввласти я отношусь лояльно и не лоялен лишь к ней в отношении борьбы с религией».

В органах завели «Дело монархическо-черносотенной контрреволюционной группировки епископа Амфилохия» и приговорили его к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).
СЛОН был одним из первых в мире концентрационных лагерей, предназначенным для «перевоспитания» идейно чуждых советской власти лиц. В их число попадали как раз священнослужители и верующие. Здесь обкатывалась система принудительного труда заключенных. В 1926 году в лагере находилось уже свыше десяти с половиной тысяч человек. СЛОН отличался особенно жестокими порядками, издевательствами над заключенными и тяжелыми условиями работы. А. Солженицын назвал Соловки «полярным Освенцимом». В лагере Амфилохий получил относительно легкую работу кладовщика. В Соловецкий лагерь к нему приехала его духовная дочь монахиня Варсонофия. Она поселилась вблизи лагеря и помогала владыке передачами, посылками. Кроме того, Красноярский церковный совет присылал владыке Амфилохию по 50 рублей в месяц.

В 1928 году епископ был досрочно освобожден по пересмотру дела, но с запретом проживания в Красноярске. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий назначил епископа Амфилохия на кафедру в Новочеркасск Донской области, однако сотрудники ОГПУ не разрешили ему въезд в Новочеркасск."

При аресте в 1931 году "в постановлении об аресте записано, что монахи "изобличаются в преступлении по признакам, предусмотренным ст. 58-10 УК РСФСР. Организовав нелегальный монастырь, под религиозным флагом проводили организованную работу антисоветской агитации против колхозов лесозаготовок и других мероприятий советской власти ..."

Из обвинительного заключения
"6 апреле 1931 года в Хакасский областной отдел ОГПУ поступили сведения, что на территории Таштыпского района в деревнях Анжуль и Матур монашки, организовав неофициальный монастырь староцерковного течения, под руководством епископа Скворцова и под религиозным флагом ведут антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий Советской власти... В процессе следствия установлено, что в д. Матур существовал до революции и после 1917 г. женский монастырь, в котором непродолжительное время был епископ Амфилохий Скворцов... В 1928 г. в июле месяце после отбывания срока высылки в Соловецком концлагере Скворцов прибыл к старым знакомым монашкам в д. Анжуль, пригласил монашек бывшего Матурского и Минусинского монастырей...

С 1928 по 1931 годы Скворцов прозвал себя владыкой и не показывался населению, верующие не могли его повидать. Монашки говорили: "Владыко болен, не принимает"... Монахи распространяли слухи о падении Советской власти, возвращении царя-монарха на престол, о том, что 19.04.1931 года будет затмение и состоится страшный суд.

В 1931 году крестьяне отказались выполнить задание РИКа по лесозаготовкам и сенозаготовкам. В своем доме сделали иконостас, проводили молебни, венчания. Распространяли частично святыни: песочек, кусочки камешков от гробницы господа и др. Проводили агитацию против коллективизации. 30 марта собрали на молебень, где епископ в проповеди говорил не вступайте в колхоз. На другой день Кужаковы; Алексей и Прокопий, Шулбаевы: Апинах, Ибдиш, Ахачах вышли из колхоза...
При допросах большинство обвиняемых виновными себя не признали в том числе епископ Скворцов Амфилохий"...

12 декабря 1932 года владыка был отправлен работать на Шушталепскую штрафную командировку, где заключенные добывали уголь. Поселок Шушталеп находится в 15 километрах от Новокузнецка. Епископа Амфилохия определили на общие работы. Сохранилась характеристика, которую начальник командировки дал владыке: «Норму выполнял на 100%. Отношение к труду добросовестное, поведение удовлетворительное, взысканий не имел. В политотношении скрытен, своих взглядов не высказывал. В культурно-общественной жизни лагеря не принимал никакого участия, был даже случай, когда на предложение бригадира записаться в ряды ударников заключенных. Скворцов отказался, ответив, что «дураков много - пусть ударяют»]. Эта характеристика показывает, что, во-первых, владыка, если правильно передали его слова, сохранил присутствие духа и чувство юмора, и, во-вторых, за такими заключенными, как епископ Амфилохий ведется пристальное наблюдение, запоминается и оценивается каждое их слово. Владыка этого не мог не знать. Поэтому последующие обвинения в контрреволюционной агитации в лагере, конечно, являются лживыми и абсурдными.

Но условия жизни в лагере становились все более тяжкими и невыносимыми. 16 апреля 1933 года Амфилохия перевели в Елбанскую штрафную группу (Новосибирская область), где заключенные тоже работали в шахтах на добыче угля. Работа в шахтах была одной из самых тяжелых и опасных. После изматывающего 12-13-часового трудового дня заключенные возвращались в холодные бараки. Лагерников держали на голодном пайке. За стопроцентную выработку, то есть за выполнение нормы давали 400 грамм хлеба, за 110 % - 500 г., за 150 % - 650 г. В одном из писем монахине Варваре владыка писал, что «питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады». Владыка жил вместе с уголовниками, среди которых процветало воровство. Даже в этих условиях он старался не отступать от пастырского служения. После ареста, обвиненный в контрреволюционной агитации на допросах показал: «Влияние на лагерников я оказывал исключительно духовного характера, внушая лагерникам религиозное настроение — быть в личной лагерной жизни терпеливыми, не роптать, быть покорными своей судьбе, усматривая во всем волю Божью». Этим правилам владыка следовал сам.

Нечеловеческие условия существования лагерное начальство посчитало недостаточным наказанием для «идейно чуждых элементов» -духовенства, верующих мирян, Оно стало раскручивать новое дело. В лагере епископы и священники дружески общались, поддерживали друг друга. На этом основании начальство выдвинуло против них обвинение в существовании контрреволюционной организации. Владыка Амфилохий был арестован 28 апреля 1933 года (в пятый раз) и после обыска заключен в штрафной изолятор Осиновского лагеря без права выхода на работу. При обыске у него изъяли два креста и параман. Вместе с владыкой были взяты под стражу Варсонофия и шесть человек заключенных. Арестованные обвинялись в том, что «путем распространения провокационных слухов о скором падении соввласти, антисоветской агитацией среди заключенных лагеря, а также путем нелегальной переписки с волей поставили себе цель формирование банд-шайк как внутри, так и вне лагеря в целях свержения соввласти».

Начались допросы всех участников «дела». Следствие велось полгода. Прошедший через пять арестов, «отмотавший» два лагерных срока владыка ни в чем не поступился своей верой и убеждениями. На последнем допросе 1 августа 1933 года он твердо и бесстрашно заявил: «Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа». Дело о «контрреволюционной группировке», было направлено в коллегию ОГПУ. Редкий случай - но прокурор не согласился с выводами доморощенных следователей, справедливо признав, что общение близких по взглядам, хотя и идейно чуждых советской власти людей нельзя расценивать как «контрреволюционную организацию». Но это не помешало прокурору добавить сроки подследственным, поскольку они «не исправились», а сроки наказания у них уже заканчивались."

В цитированной статье уточняются даты приговора и гибели епископа: "20 августа 1937 года «тройка» НКВД вынесла обвинение: «открыто среди заключенных ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию сталинской конституции и распространяет контрреволюционную клевету на руководителей партии и правительства, нанося всевозможные оскорбления». По статье 58-19 УК РСФСР его приговорили к высшей мере наказания. Через десять дней, 1 сентября 1937 года владыка Амфилохий был расстрелян в Яйском лагере и погребен в скрытом месте."
Однако поскольку празднование памяти священномученика Церковью было установлено 1 октября, рассказ о нём помещается под сегодняшней датой.


Митрополит Львовский и Тернопольский Николай (Юрик)
Юрик Евгений Николаевич родился в 1910 году в селе Коростин Стрыйского района Львовской области в семье униатского священника.
В 1930 году окончил классическую гимназию и поступил в Познаньский (Польша) медицинский институт, но вскоре, почувствовав призвание к служению Богу в священном сане, перешел из института в греко-католическую духовную академию во Львове.

В 1937 году окончил курс академии уже в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) и был рукоположен во иерея Греко-Католической Церкви. До 1945 года служил на различных приходах Западной Украины.
В 1946 году при воссоединении униатов с Русской Православной Церковью был принят в общение с Московским Патриархатом. Одним из первых среди греко-католиков воссоединился с Церковью и принимал активное участие по ликвидации последствий унии.

Пишут, что он "с 1950 года находился за штатом", однако БД ПСТБИ уточняет - в 1950 году был арестован.
В 1955 году назначен настоятелем Преображенской церкви во Львове (видимо, только к этому времени был освобождён).
С 1957 года - секретарь Львовского архиепископа и настоятель той же церкви.

19 октября 1965 года пострижен в монашество с наречением имени Николай.
31 октября 1965 года рукоположен во епископа Львовского и Тернопольского. Хиротонию совершали действующий Патриарх Алексий (Симанский) и два будущих: Пимен (Извеков) и Алексий (Ридигер).

Большое внимание уделял реставрируемым храмам. Заботился о пополнении клира епархии. Часто посещал приходские храмы.
23 ноября 1983 года освобожден от управления Львовской епархией по состоянию здоровья.
В последние дни жизни он был прикован к постели, терпеливо переносил болезнь, принимая ее как волю Божию.
Скончался 1 октября 1984 года. Погребен на Яновском кладбище во Львове, в семейной гробнице.


Митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун)
Дикун-Ваколюк Митрофан Никонович родился в 1926 году в Ровенской области (входившей тогда в состав Польши) в крестьянской семье.
В 1943 году окончил 7 классов средней школы и поступил послушником в Почаевскую Лавру.

В 1947 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1951 году продолжил образование в Московской духовной академии.
В 1955 году окончил академию со степенью кандидата богословия.
25 августа того же года пострижен в монашество епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) /с 1940 по 1943 год, ещё будучи священником, находился в заключении/; 28 августа рукоположен во иеродиакона, а 4 сентября - во иеромонаха и назначен в храм села Костырево Владимирской епархии.

В 1958 году, по личной просьбе, назначен преподавателем и помощником инспектора Волынской духовной семинарии.
В 1964 году, в связи с насильственным закрытием Волынской семинарии, переведён преподавателем в Одесскую духовную семинарию и вскоре назначен помощником инспектора.
21 марта 1966 года возведён в сан архимандрита и назначен ректором Одесской духовной семинарии.

4 июня 1967 года рукоположён во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии.
7 октября 1967 года назначен епископом Полтавским и Кременчугским.

25 октября 1977 года отправил Л. И. Брежневу двухсотстраничное письмо, в котором изложил беды Церкви. Письмо попало за рубежи СССР, было переведено на многие языки, передано по радио "Свобода" и другим радиостанциям. В связи с этим давление на Церковь было ослаблено, но сам епископ подвергся наказанию - был переведён на Вологодскую кафедру, куда не смог поехать из-за болезни.
С текстом письма можно ознакомиться по публикации в Вестнике РСХД.

7 сентября 1978 года возведён в сан архиепископа (т.е. не имея возможности противостоять коммунистическим властям, Патриархия таким образом показала свою поддержку епископу Феодосию).
27 декабря 1979 года назначен архиепископом Астраханским и Енотаевским.

В 1989 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви выступил с предложением об образовании Украинской Православной Церкви, что встретило сопротивление со стороны Киевского митрополита Филарета (Денисенко).
Определением Священного Синода от 19 февраля 1990 года назначен архиепископом Хмельницким и Каменец-Подольским.
20 марта того же года постановлением Синода Украинского экзархата назначен архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским.

В 1990 году архиепископ Феодосий выступил против деятельности Украинской греко-католической церкви, выражавшейся в массовых захватах храмов и монастырей на Западной Украине, экспансии католицизма. Направил письмо президенту СССР М. С. Горбачёву, в котором также были изложены политические и антиправославные причины противоправной деятельности УГКЦ.

С ноября 1990 года - член Священного Синода Украинской Православной Церкви.
2 апреля 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви выступил с яркой речью против предоставления автокефалии Украинской Церкви.
В период архиерейства на Украине опубликовал немало работ, среди которых - "В защиту Православной Церкви от филаретовского раскола", написанная в середине 1990-х годов и разошедшаяся огромными тиражами.

Скончался 1 октября 2001 года после продолжительной болезни. Похоронен в Полтаве.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху