Магистр богословия, катехизатор, религиовед
В «Исповедании веры Восточной Церкви», одобренном Иерусалимским собором 1672 г. учение по этому вопросу изложено в 18-м определении:
«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем».
Митрополит Стефан (Яворский) даёт такое объяснение учения о молитве за умерших. Каждый смертный грех имеет своим следствием вечное + временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. На это мы имеем примеры из Св. Писания (Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок; Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на 3 дня моровая язва; Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную; каждому христианину в крещении прощается первородный грех, но смерть и тяготы жизни остаются в качестве временного наказания).
Для избавления от него служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. Поэтому Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение. Мы не знаем механизма действия этих ходатайств, но верим, что Господь их принимает. Патриарх Иерусалимский Досифей Нотара писал в связи с этим: «Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем».
Митрополит Стефан (Яворский) даёт такое объяснение учения о молитве за умерших. Каждый смертный грех имеет своим следствием вечное + временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. На это мы имеем примеры из Св. Писания (Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок; Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на 3 дня моровая язва; Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную; каждому христианину в крещении прощается первородный грех, но смерть и тяготы жизни остаются в качестве временного наказания).
Для избавления от него служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. Поэтому Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение. Мы не знаем механизма действия этих ходатайств, но верим, что Господь их принимает. Патриарх Иерусалимский Досифей Нотара писал в связи с этим: «Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».