Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Прочитал беседу сщмч. Неофита Любимова (1846 -1918) на тему христианского сопротивления злу. Она мне показалась интересной и полезной. Отметил несколько пунктов.
1. Учение Иисуса Христа о непротивлении злу не следует понимать безусловно. «Христос не требовал от людей совершенного непротивления злому человеку во всех случаях жизни, ибо с таким учением находится в противоречии нравственное чувство, правда и истина, законы божеские и человеческие».
2. Чувство самосохранения естественным образом требует от нас избегать злых людей, которые могут нанести нам физический или моральный вред. «Если бы все злое, причиняемое нам нашими ближними, мы переносили беспрекословно, не проявляя ко врагу никакого противодействия, тогда зло распространилось бы на земле до такой степени, что доброе было бы совершенно подавлено и уничтожено, тогда все низкое, алчное и дикое, все злодеи и нравственные уроды, все грязные подонки человеческого общества всплыли бы вверх и положили на земле начало новой жизни, цель которой была бы усовершение зла во всех его проявлениях». Не сопротивляться злым людям, которых пассивность и уступчивость лишь раззадоривает ещё больше, неправильно.
3. Полная пассивность перед злодеями это признак человека нравственно обнищавшего, которому безразлично добро и зло. «Цель нашей жизни вовсе не та, чтобы нам быть подавленными злыми людьми, а чтобы противиться им, бороться с ними, побеждать их, а чрез это уничтожать ложь, неправду, злобу, коварство; а на их место водворять истину, справедливость, любовь и мир». Спаситель и апостолы смело сопротивлялись злу.
4. Сопротивление злу - долг любви и правды. В противном случае человек лишь потворствует злу и губит злодея. «Нам невозможно позволять злым людям издеваться над нами сколько им вздумается и как только могут они; тогда мы будем содействовать развращению нашего врага, а не воспитанию его в нравственно-добрых делах и намерениях».
5. Молчаливое терпение, уступчивость, эффективны только в том случае, «когда обидчик обладает более или менее развитым нравственным чувством». Далеко не ко всякому человеку применим такой подход.
6. При сопротивлении злу христианин должен подражать Иисусу Христу. То есть не должен проявлять ненависть к злодею и желания мстить. «Даже там, где имеет место гнев праведный из-за несправедливости людской, должна всецело являться кротость, не позволяющая гневу выродиться в греховный гнев, в нечистую страсть, не знающую ни меры, ни цели». Нужно всегда помнить, что наш враг остаётся человеком, образом Божьим, который ещё может покаяться и наследовать спасение. Мы всегда должны быть готовы в случае нужды придти к нему на помощь, молиться за него.
1. Учение Иисуса Христа о непротивлении злу не следует понимать безусловно. «Христос не требовал от людей совершенного непротивления злому человеку во всех случаях жизни, ибо с таким учением находится в противоречии нравственное чувство, правда и истина, законы божеские и человеческие».
2. Чувство самосохранения естественным образом требует от нас избегать злых людей, которые могут нанести нам физический или моральный вред. «Если бы все злое, причиняемое нам нашими ближними, мы переносили беспрекословно, не проявляя ко врагу никакого противодействия, тогда зло распространилось бы на земле до такой степени, что доброе было бы совершенно подавлено и уничтожено, тогда все низкое, алчное и дикое, все злодеи и нравственные уроды, все грязные подонки человеческого общества всплыли бы вверх и положили на земле начало новой жизни, цель которой была бы усовершение зла во всех его проявлениях». Не сопротивляться злым людям, которых пассивность и уступчивость лишь раззадоривает ещё больше, неправильно.
3. Полная пассивность перед злодеями это признак человека нравственно обнищавшего, которому безразлично добро и зло. «Цель нашей жизни вовсе не та, чтобы нам быть подавленными злыми людьми, а чтобы противиться им, бороться с ними, побеждать их, а чрез это уничтожать ложь, неправду, злобу, коварство; а на их место водворять истину, справедливость, любовь и мир». Спаситель и апостолы смело сопротивлялись злу.
4. Сопротивление злу - долг любви и правды. В противном случае человек лишь потворствует злу и губит злодея. «Нам невозможно позволять злым людям издеваться над нами сколько им вздумается и как только могут они; тогда мы будем содействовать развращению нашего врага, а не воспитанию его в нравственно-добрых делах и намерениях».
5. Молчаливое терпение, уступчивость, эффективны только в том случае, «когда обидчик обладает более или менее развитым нравственным чувством». Далеко не ко всякому человеку применим такой подход.
6. При сопротивлении злу христианин должен подражать Иисусу Христу. То есть не должен проявлять ненависть к злодею и желания мстить. «Даже там, где имеет место гнев праведный из-за несправедливости людской, должна всецело являться кротость, не позволяющая гневу выродиться в греховный гнев, в нечистую страсть, не знающую ни меры, ни цели». Нужно всегда помнить, что наш враг остаётся человеком, образом Божьим, который ещё может покаяться и наследовать спасение. Мы всегда должны быть готовы в случае нужды придти к нему на помощь, молиться за него.