Наместник

Аудио-версия статьи

Наме́стник – в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 1) мона­ше­ству­ю­щий свя­щен­ник (игумен, архи­манд­рит или даже епи­скоп), постав­лен­ный на управ­ле­ние мона­сты­рем, насто­я­те­лем кото­рого явля­ется архи­ерей; 2) помощ­ник насто­я­теля в мона­стыре

Основ­ной формой такого под­чи­не­ния явля­ется став­ро­пи­ги­аль­ный мона­стырь или храм – он нахо­дится в юрис­дик­ции Пред­сто­я­теля (Пат­ри­арха) неза­ви­симо от место­рас­по­ло­же­ния. Однако, непо­сред­ственно управ­ляет такой оби­те­лью именно намест­ник. Если мона­стырь жен­ский, то роль намест­ника выпол­няет игу­ме­ния. Так, напри­мер, насто­я­те­лем самого извест­ного мона­стыря России – Троице-Сер­ги­е­вой Лавры – явля­ется пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл, а его намест­ни­ком в 2020 году назна­чен епи­скоп Фома (Демчук).

В других слу­чаях мона­стырь может нахо­диться в непо­сред­ствен­ном под­чи­не­нии епар­хи­аль­ного архи­ерея. Выдержка из «Поло­же­ния о мона­сты­рях и мона­ше­ству­ю­щих», при­ня­того на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2017 года, подробно опи­сы­вает такую ситу­а­цию: «Согласно пункту 25 опре­де­ле­ния Освя­щен­ного Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2011 г. «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»: «Пра­вя­щие архи­ереи могут быть насто­я­те­лями (свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­тами) исто­ри­че­ски зна­чи­мых или круп­ней­ших мона­сты­рей епар­хии в порядке исклю­че­ния».

Епар­хи­аль­ный архи­ерей имеет особое попе­че­ние об оби­те­лях, где он явля­ется свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том: совер­шает бого­слу­же­ния, забо­тится о духов­ном устро­е­нии и бла­го­ле­пии оби­те­лей, а также о том, чтобы мона­стыри слу­жили при­ме­ром для других оби­те­лей епар­хии. Непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство такими мона­сты­рями пору­ча­ется игу­ме­нам, назна­ча­е­мым Свя­щен­ным Сино­дом по пред­став­ле­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея и осу­ществ­ля­ю­щим пол­ноту функ­ций, закреп­лен­ных за игу­ме­ном в Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в уставе мона­сты­рей, а также в данном Поло­же­нии. Игу­мены оби­те­лей, в кото­рых епар­хи­аль­ные архи­ереи явля­ются свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­тами, име­ну­ются намест­ни­ками, и при этом воз­во­дятся в игу­мены согласно уста­нов­лен­ному чино­по­сле­до­ва­нию».

Поня­тие «намест­ник» в като­ли­че­стве

Во многих офи­ци­аль­ных доку­мен­тах Римо-Като­ли­цизма с XII в. Папа Рим­ский име­ну­ется прямо или кос­венно «намест­ни­ком (vicarius) Христа на Земле» — так носи­теля этого сана назы­вает Первый Вати­кан­ский Собор 1870 г. в тре­тьей главе дог­ма­ти­че­ской кон­сти­ту­ции “Pastor Aeternus”, и эта же фор­му­ли­ровка вошла в офи­ци­аль­ный титул рим­ского пон­ти­фика. Этот офи­ци­аль­ный доку­мент подробно рас­кры­вает като­ли­че­скую док­трину о при­мате рим­ского папы (primatus Papae), кото­рая наряду с филио­кве (filioque) явля­ется основ­ным камнем пре­ткно­ве­ния в диа­логе като­ли­цизма и Пра­во­слав­ной Церкви.

Эта док­трина, как и многие другие, фор­мально осно­вы­ва­ется на Еван­гель­ских отрыв­ках про апо­стола Петра. Вот неко­то­рые из них: «И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее, и дам тебе ключи Цар­ства Небес­ного: и что свя­жешь на земле, то будет свя­зано на небе­сах, и что раз­ре­шишь на земле, то будет раз­ре­шено на небе­сах.» (Мф.16:18-19); «Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас как пше­ницу, но я молился о тебе, чтобы не оску­дела вера твоя; и ты неко­гда, обра­тив­шись, утверди бра­тьев твоих» (Лк.22:31) и весть отры­вок Ин.21:15–17, где Гос­подь запо­ве­дует Петру быть пас­ты­рем «сло­вес­ных овец». В самих общих чертах согласно этой док­трине рим­скому папе вме­ня­ется очень обшир­ная власть в реше­нии цер­ков­ных вопро­сов все­мир­ного мас­штаба. Рим­ский пре­стол и папа воз­вы­ша­ются над дру­гими кафед­рами и епи­ско­пами, а офи­ци­аль­ные веро­учи­тель­ные выска­зы­ва­ния к пастве (ex cathedra) при­зна­ются непо­гре­ши­мыми и име­ю­щими абсо­лют­ный авто­ри­тет для церкви. В даль­ней­шем поло­же­ния кон­сти­ту­ции “Pastor Aeternus” с одной сто­роны много раз уточ­ня­лись и рас­кры­ва­лись в доку­мен­тах Като­ли­че­ской церкви, а с другой неод­но­кратно под­вер­га­лись кри­тике и до сих пор оста­ются спор­ными для пра­во­сла­вия и про­те­стан­тизма.

В Пра­во­слав­ной Церкви подоб­ные поло­же­ния всегда осуж­да­лись, поскольку в осно­ва­нии Церкви – Хри­стос, а один из ее глав­ных прин­ци­пов – собор­ность. Поэтому недо­пу­стимо наде­лять одного чело­века в Церкви, пусть даже епи­скопа, чрез­мер­ными, исклю­чи­тель­ными пол­но­мо­чи­ями или высшим авто­ри­те­том. В Церкви на земле не может быть намест­ника Хри­стова, поскольку управ­ляет ею Сам Гос­подь: «Не пере­да­вая Церкви ни в чьи руки, Гос­подь до скон­ча­ния века Сам пре­бы­вает во главе ее, а для про­по­веди Еван­ге­лия и управ­ле­ния цер­ков­ной паст­вой послал в мир Апо­сто­лов и в лице их и за ними их пре­ем­ни­ков — пра­во­слав­ное епи­скоп­ство» – пишет пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Сергий (Стра­го­род­ский).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки