О послу­ша­нии

старец Силуан

Редко кто знает тайну послу­ша­ния. Послуш­ли­вый велик пред Богом. Он под­ра­жа­тель Христу, Кото­рый дал нам в Себе образ послу­ша­ния. Послуш­ли­вую душу любит Гос­подь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чув­ствует любовь.

Послуш­ли­вый все упо­ва­ние свое воз­ло­жил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Гос­подь дает ему Свою бла­го­дать, и эта бла­го­дать учит душу вся­кому добру, и дает силы пре­бы­вать в добре. Он видит зло, но оно не при­ка­са­ется к его душе, ибо с ним бла­го­дать Свя­того Духа, кото­рая хранит его от вся­кого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послуш­ли­вого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Гос­пода и полу­чит дар сер­деч­ной молитвы.

Послуш­ли­вый пре­дался воле Божией, и за это дару­ется ему сво­бода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непо­слуш­ли­вые не могут чисто молиться, хотя бы и много под­ви­за­лись. Они не знают ни того, как дей­ствует бла­го­дать, ни того, про­стил ли им Гос­подь грехи. А послуш­ли­вый ясно знает, что Гос­подь про­стил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Свя­того.

* * *

Послу­ша­ние нужно не только мона­хам, но и вся­кому чело­веку. Даже Гос­подь был послуш­лив. Гордые и само­чин­ные не дают в себе жить бла­го­дати, и потому нико­гда не имеют мира душев­ного, а в душу послуш­ли­вого легко входит бла­го­дать Свя­того Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радо­сти, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что тре­бу­ется, чтобы достиг­нуть его. Вот уже трид­цать пять лет, как я вижу одного монаха, кото­рый всегда весел душою и при­я­тен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послу­ша­ние, и душа его пре­да­лась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его воз­лю­била Гос­пода и созер­цает Его.

Кто носит в себе хотя бы малую бла­го­дать, тот с радо­стью под­чи­ня­ется вся­кому началь­ству. Он знает, что Бог управ­ляет и небом, и землею, и пре­ис­под­нею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

Послуш­ли­вый пре­дался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его при­выкла жить с Богом и воз­лю­била Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, кото­рая мучит непо­кор­ного и свое­воль­ного.

Истин­ный послуш­ник нена­ви­дит свою волю и любит своего духов­ного отца, и за это полу­чает сво­боду молиться Богу чистым умом, и душа его сво­бодно, без помыс­лов, созер­цает Бога и в Нем покойна. Он скоро при­хо­дит в любовь Божию ради сми­ре­ния своего и за молитвы своего духов­ного отца.

* * *

Наша жизнь про­стая, но мудрая. Божия Матерь ска­зала Пре­по­доб­ному Сера­фиму: «Дай им (мона­хи­ням) послу­ша­ние, и кто соблю­дает послу­ша­ние и муд­рость, те будут с тобою и близ Меня».

Видите, как просто спа­се­ние. Но муд­ро­сти надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послу­ша­ние. Послуш­ли­вую душу любит Гос­подь, а если любит, то чего бы ни попро­сила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Гос­подь слу­шает молитвы наши и испол­няет про­ше­ния.

* * *

Почему Святые Отцы послу­ша­ние ста­вили выше поста и молитвы?

Потому, что от подви­гов без послу­ша­ния рож­да­ется тще­сла­вие, а послуш­ник все делает, как ему ска­зано, и не имеет повода гор­диться. Кроме того послуш­ли­вый отсек свою волю во всем и слу­шает своего духов­ного отца, и потому ум его сво­бо­ден от всякой заботы и чисто молится. У послуш­ли­вого на уме один Бог и слово старца, а у пре­слуш­ника ум занят раз­ными делами и осуж­де­нием старца, и потому не может он созер­цать Бога.

Видел я одного послуш­ника, кото­рый нес тяже­лое послу­ша­ние. Он имел сер­деч­ную молитву, и Гос­подь давал ему слезы пла­кать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послу­ша­ние».

Послу­ша­нием хра­нится чело­век от гор­до­сти; за послу­ша­ние дается молитва; за послу­ша­ние дается и бла­го­дать Свя­того Духа. Вот почему послу­ша­ние выше поста и молитвы.

Если бы ангелы (падшие) сохра­нили послу­ша­ние, то пре­были бы на небе­сах и пели бы славу Гос­подню. И если бы Адам сохра­нил послу­ша­ние, то и он, и род его пре­были бы в раю.

Но и ныне воз­можно вер­нуть себе рай пока­я­нием. Гос­подь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы сми­ря­лись и любили врагов.

А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай поса­дить.

Старец

1) Подвиж­ник, духов­ная мера кото­рого отлична от меры ново­по­сту­пив­шего в мона­стырь или недавно постри­жен­ного монаха, име­ю­щий духов­ную муд­рость и опыт для помощи ново­на­чаль­ным. Нали­чие таких опыт­ных подвиж­ни­ков в мона­стыре заклю­чает в себе одно из усло­вий духов­ного пре­успе­я­ния ново­на­чаль­ных. Их душе­по­пе­че­ние над ново­на­чаль­ными может быть ого­во­рено в Уставе мона­стыря.

Так, Устав Свято-Тро­иц­кого Алек­сандра Свир­ского муж­ского мона­стыря гласит:

«По бла­го­сло­ве­нию Насто­я­теля, могут быть назна­ча­емы стар­цами или настав­ни­ками над ново­на­чаль­ными ино­ками и иные иеро­мо­нахи или про­стые монахи, опыт­ные в духов­ной жизни, кои под­чи­ня­ются глав­ному Духов­нику мона­стыря, при­емля от него оте­че­ские советы и настав­ле­ния. (Из § III. 15. Духов­ник)

Испы­ту­е­мый поме­ща­ется в особом поме­ще­нии (особой келии для посту­па­ю­щих) и про­хо­дит испы­та­тель­ное житие под руко­вод­ством бла­го­че­сти­вого старца-насель­ника от кото­рого полу­чает необ­хо­ди­мые пер­во­на­чаль­ные настав­ле­ния, каса­ю­щи­еся внут­рен­него духов­ного устро­е­ния и внеш­него пове­де­ния (Из § IV. Усло­вия при­ня­тия в брат­ство мона­стыря)

Каждый член брат­ства мона­стыря в отно­ше­нии к жизни духов­ной должен быть под особым руко­вод­ством старца-духов­ника, кото­рому часто должен откры­вать свое духов­ное состо­я­ние, недо­уме­ния, затруд­не­ния, сму­ще­ния, иску­ше­ния, погреш­но­сти, слу­ча­ю­щи­еся небла­го­при­ят­ные отно­ше­ния к другим и т.п. и полу­чать от него раз­ре­ше­ние недо­уме­ний и настав­ле­ния, направ­ля­ю­щие его к даль­ней­шим успе­хам в духов­ной жизни» (Из § VI. О духов­ном руко­вод­стве)».

2) В афон­ской тра­ди­ции (отча­сти и в рос­сий­ских мона­сты­рях) стар­цами име­ну­ются лица, зани­ма­ю­щие в мона­стыре руко­во­дя­щие долж­но­сти.

Устав Рус­ского на Святой горе Афон Свято-Пан­те­ле­и­мо­нова мона­стыря гласит: «Игумен с собо­ром стар­цев (герон­дией) состав­ляют высшую власть нашей свя­щен­ной кино­вии. Собор стар­цев состоит из две­на­дцати членов и игу­мена как его пред­се­да­теля. Члены собора стар­цев назы­ва­ются про­ис­та­ме­нами (пред­сто­я­те­лями). Новые про­ис­та­мены изби­ра­ются пожиз­ненно собо­ром стар­цев по пред­ло­же­нию игу­мена или других членов собора стар­цев. В собор стар­цев может быть избран только тот, кто нес послу­ша­ние в мона­стыре не менее десяти лет с момента пострига. Пред­по­чте­ние отда­ется обла­да­те­лям цер­ков­ного и гума­ни­тар­ного обра­зо­ва­ния, име­ю­щим адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти и опыт» (Статья 2, 6, 7, 8).

3) Под стар­цем пони­ма­ется и подвиж­ник, изоби­лу­ю­щий особым бла­го­дат­ным даром рас­по­зна­ва­ния воли Божьей о чело­веке. Такой подвиж­ник назы­ва­ется духо­нос­ным стар­цем или бла­го­дат­ным настав­ни­ком. Советы такого подвиж­ника про­из­но­сятся в согла­сии с Боже­ствен­ной волей, по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Вели­чай­шими бла­го­дат­ными настав­ни­ками в Церкви были св. Анто­ний Вели­кий, св. Пахо­мий Вели­кий, св. Мака­рий Вели­кий, в России – св. Сергий Радо­неж­ский, св. Сера­фим Саров­ский, монахи Опти­ной пустыни (пре­по­доб­ные Лев, Мака­рий, Моисей, Анто­ний, Ила­рион, Амвро­сий, Ана­то­лий, Иса­а­кий I, Иосиф, Вар­со­но­фий, Ана­то­лий, Нек­та­рий, Никон, Иса­а­кий II).

Учение архи­манд­рита Софро­ния о стар­че­стве: Стар­че­ство и послу­ша­ние в бого­сло­вии архи­манд­рита Софро­ния (Саха­рова), иеро­ди­а­кон Нико­лай (Саха­ров)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки