Эйнхард

Во имя Всемогущего Господа Бога, Отца и Сына и Святого Духа

Описание и раздел собственных сокровищ и денег, сделанный славнейшим и боголюбивейшим государем Карлом, императором и августом, в 811 год от воплощения господа нашего Иисуса Христа, в сорок третий год его правления во Франкии, в тридцать шестой год его правления в Италии, на одиннадцатый год его императорства, в четвертый год Индикта. Раздел имущества, находившегося в означенный день в его хранилище [camera], Карл постановил сделать при благочестивом и мудром размышлении и осуществил его с Божьей помощью.

Делая это, он особенно желал предусмотреть то, чтобы не только дарование милостыни, должным образом производимое христианами из их собственности, осуществлялось от его имени и из его денег упорядочение и обоснованно, но чтобы его наследники при отсутствии всякой неясности твердо знали, что им должно причитаться и могли без споров и взаимопритязаний разделить назначенные им доли. Исходя из этого замысла и намерения, он, как было сказано, сперва разделил все средства и имущества, что в означенный день находились в его хранилище в золоте, серебре, драгоценностях и королевских одеяниях на три части. Затем, оставив одну часть нетронутой, он разделил две другие на XX и одну долю. Эти две части были разделены на XX и одну долю потому, что, как известно, в его королевстве находятся двадцать один город-церковная метрополия [metropolitanae civitates]. Каждая из тех частей должна была быть передана его наследниками и друзьями в виде милостыни одной из метрополий. Архиепископ, стоящий в то время во главе данной церкви и принимающий выделенную его церкви часть, должен разделить ее со своими епископами следующим образом: третья часть должна остаться его церкви, а две другие делятся между епископами. Каждая из известного числа XX и одной существующей метрополии долей, что получены из первых двух разделенных частей, была тщательно отделена от других и уложена в свой ящик [repositorio], с надписью города, которому ее надлежит передать.

Имена метрополий, которым должна быть передана указанная милость или подаяние таковы:

Рим,

Равенна,

Меди-олан,

Форум Юлия,

Градус,

Колония,

Могонтиак,

Юваум (или Зальцбург),

Тренеры,

Сеноны,

Везонтион,

Лугдунум,

Ратумагус,

Ремы,

Арелас,

Виена,

Дарантазия,

Эбродунум,

Бурдигала,

Туронес,

Битуриги128.

Часть, которую он пожелал сохранить нетронутой, делится так. После того, как две упомянутым образом разделенные части будут распределены и опечатаны, эта треть должна находиться в повседневном обращении как вещь, о которой известно, что она не отчуждена от собственности ее обладателя в силу какого-либо обещания. Это сохраняется до тех пор пока он находится в здравии или заявляет о необходимости пользоваться ею. А после его смерти или добровольного отказа от мирских дел эта часть должна быть разделена еще на четыре части. Первую четверть следует добавить к вышеназванным XX и одной. Вторая четверть назначается его сыновьям и дочерям, а также сыновьям и дочерям его сыновей, и должна быть между ними справедливо и разумно разделена. Третья четверть по христианскому обыкновению расходуется на нужды бедных. Четвертая четверть сходным образом в виде милостыни идет на поддержание дворцовой челяди, распределяясь в пользование слуг и служанок. К этой третьей части всего его состояния, которая, как и другие части, состоит из золота и серебра, он пожелал присоединить все вазы и утварь из бронзы, железа и других металлов вместе с оружием, одеждой и иным, изготовленным для различных нужд ценным и малоценным имуществом, как, например, занавеси, покрывала, гобелены, шерстяные ткани [filtra], кожи, упряжь и все, что на этот момент находидось в его хранилище и сундуках, чтобы за счет этого возросли доли этой третьей части и до большего числа людей дошла раздача милостыни.

Относительно капеллы, то есть утвари [Аахенской] церкви, как той, что он сам дал и собрал, так и той, что досталась ему по наследству от отца, он приказал, чтобы все оставалось в целости и никоим образом не делилось. А если найдутся сосуды, книги или иное имущество, о котором доподлинно известно, что они были помещены в эту капеллу не им, и если кто-либо захочет иметь их, то тот может сдедать это, приобретя по справедливо назначенной цене. Относительно книг, которых он собрал в своей библиотеке великое множество, Карл сходным образом постановил, что те, кто пожелает владеть ими, должны их выкупить по справедливой цене, а выплаченные деньги должны быть розданы среди бедных.

Среди других сокровищ и собственности [у Карла] были три серебряных стола и один особенно большой и тяжелый, из золота. Относительно них он распорядился и постановил следующим образом. Один из них, квадратный, имеющий изображение города Константинополя, вместе с прочими предназначенными для того дарами, надлежит передать в Рим, базилике блаженного апостола Петра. Другой, круглый, стол, украшенный изображением города Рима, надлежит отправить епархии (episcopio) церкви Равенны. Третий стол, превосходящий остальные красотой исполнения и внушительным весом, имеющий тонко прорисованную в виде трех кругов подробную карту всего мира, он постановил отдать на увеличение той трети, что должна быть разделена между его наследниками и направлена на милостыню. Туда же надлежит отдать золотой стол, упомянутый четвертым.Карл сделал и утвердил сие описание и распределение [собственности] перед епископами, аббатами и графами, которые тогда смогли присутствовать. Их имена перечислены.

Епископы:

Хильдибальд129,

Рикульф130,

Арн131,

Вольфарий132,

Бернойн133,

Лейдрад134,

Иоанн135,

Теодульф136,

Иессе137,

Xeймo138,

Вальтгауд139.

Аббаты:

Фридугиз140,

Адалунг141,

Энгильберт142,

Херменон143.

Графы:

Вала144,

Мегинхер145,

Отульф,

Стефан146,

Унруок,

Бурхард147,

Мегинхард148,

Гаттон,

Ригвин149,

Эдон150,

Эркангарий,

Герольд,

Берон151,

Хильдегерн,

Рокульф.

Людовик, сын Карла и Божьей волей наследник, изучил этот документ и после смерти отца сколь мог быстро и со всем тщанием постарался исполнить.

* * *

128

Милан, Чивидалье дель Фриули, Градо, Колонь, Майнц, Зальцбург, Трир, Сане, Безансон, Лион, Руан, Реймс, Арль, Вена, Тарантез, Эмбрен, Бордо, Тур, Бурж.

129

Хильдибальд – архиепископ Колони, 785–815, причастивший Карла перед смертью.

130

Рикульф – архиепископ Майнца, 787–813.

131

Арн – архиепископ Зальцбурга.

132

Вольфарий – архиепископ Реймса.

133

Бернойн – архиепископ Клермонта, ок.811-ок.823.

134

Лейдрад – архиепископ Лиона.

135

Иоанн – архиепископ Ареласа.

136

Теодульф – архиепископ Орлеанский, 788–821.

137

Иессе – епископ Амьенский, 799–836.

138

Хейто – епископ Базеля, 802–822, умер в 836 г.

139

Вальтгауд – епископ Льежский.

140

фридугиз – аббат Сен-Мартен в Туре.

141

Адалунг – аббат Лорша.

142

Энгильберт – аббат Сен-Рике, внебрачный сын Берты.

143

Херменон – аббат Сен-Жермен-де-Пре, 812–817.

144

Вала – позднее (во время правления Людовика Благочестивого) аббат Корби, ок. 822 г. Умер в 835 г.

145

Мегинхер – граф Мегинхерский, упомянут в «Анналах королевства франков» (запись 817 г.).

146

Такое имя в начале IX в. носил граф Парижа.

147

Это имя упомянуто в «Анналах королевства франков» (записи 807–811 гг.).

148

Мегинхард упомянут как один из графов, посланных Карлом к датскому королю в 810 г.

149

Ригвин, возможно Рикон – граф Падуи, упомянутый в «Анналах королевства франков» (запись 814 г.).

150

Эдон, возможно граф Водо, который сопутствовал Мегинхарду в его миссии 810 г.

151

Возможно, Бера, граф Барселоны, ок. 813 г.



Источник: пер. с лат. М.С.Петровой. Историки эпохи Каролингов, М.РОССПЭН, 1999, c. 7-34.

Комментарии для сайта Cackle