Жизнь и учение св. Григория Богослова
Содержание
Предисловие митрополита Сурожского Антония
Глава 1. Жизненный путь св. Григория Ранний период Афины. Дружба с Василием Выбор пути Священство и епископство в Назианзе. Священство Епископская хиротония Константинопольский период Богословская деятельность Григория. Его интронизация II Вселенский Собор. Отстранение Григория Последние годы Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Ученость и философия Античная философия «Христианское любомудрие» Нравственные и социальные темы Смысл страданий Милосердие Социальные темы Брак, девство, монашество Монашество Священство, епископство Величие сана и недостоинство его носителей Праздник как таинство Праздник воссоздания Праздник воды и Духа Таинство как праздник «Таинство Пасхи» Праздник обновления Жизнь как праздник Глава 3. Догматическое богословие Богословие Молчание и слово Богословие как таинство Учение о Боге Имена Божии Троица Троичное богословие Святой Дух Единство в Троице Творение Бог Творец Тварное бытие Человек Грехопадение Христос Две природы «Невоспринятое не исцелено» Догмат искупления Глава 4. Мистическое богословие Божественный свет Очищение и озарение Молитва и боговидение Боговидение Обожение Обожение во Христе Путь к обожению Эсхатологическая перспектива Глава 5. Литературные портреты Святые Маккавеи Киприан Афанасий Родственники Брат Сестра Император-отступник Жизнь и деяния Юлиана Смерть Юлиана Человек, достигший обожения Детство и юность Василия Жизнь философа и служение священника Епископство в Кесарии Каппадокийской Василий – образец совершенстваПредисловие митрополита Сурожского Антония
«Блажен, кто ведет пустынную жизнь, не смешивается с пресмыкающимися по земле, но обожил свой ум. Блажен, кто, общаясь с многими, не развлекается многим, но всем сердцем обращен к Богу. Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа; у кого одно стяжание – крест; его и несет он высоко... Блажен, кто, приняв на себя управление народом, чистыми и великими жертвами приводит Христа к людям... Блажен, кто в высоком полете очищенного ума видит сияние небесных светов».
Св. Григорий Богослов (PG 37,781–783)
Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове.
По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека.
Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание «от силы в силу», и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих, и «внешних».
Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины.
В наши дни, когда перед каждым верующим, как и пред всей Церковью, встают вопросы, рождаемые из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, блужданиях, но и в его отчаянном искании ответов ему доступных, понятных, должны мы, верующие, научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также и людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на доступном им языке на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью.
Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание Путей Православного Богословия через писания Святого Григория Богослова.
Хронология
Дата | События, связанные с жизнью Григория | Литературные произведения |
326/330 | Рождение Григория | |
350–356/358 | Обучение в Афинах. Дружба с Василием | |
361/362 | Иерейская хиротония | |
362–363 | Слова 1, 2, 3 | |
363–364 | Слова 4, 5 | |
368–369 | Смерть Кесария и Горгонии | Слова 7, 8 |
370 | Хиротония Василия во епископа Кесарии Каппадокийской | |
372 | Хиротония Григория во епископа Сасимского | Слова 10, 9, 11, 12 |
374 | Смерть отца | Слово 18 |
379 (1 янв.) | Смерть Василия Великого | |
379 | Прибытие Григория в Константинополь | Слова 22, 32, 41, 21, 40 |
380 (нач.) | Конфликт с Максимом-циником | Слово 26 |
380 (лето-осень) | Слово 20; Слова 27–31 (О богословии) | |
380 (24 нояб.) | Прибытие императора Феодосия в Константинополь | |
380 (27 нояб.) | Интронизация Григория | |
381 | II Вселенский Собор | |
381 | Удаление Григория из Константинополя | Слово 42 |
381–382 | Управление епархией в Назианзе | Слово 43; поэма «О своей жизни» |
383–389 | Пребывание на покое в Арианзе | Слова 45, 44; Большинство стихотворений и писем |
389390 | Смерть Григория |