Источник

Глава 13. О дерзнувших недостойно священнодействовать.. (Некоторые чудотворения и Суд Всемогущего Бога)

В «Лавсаике», то есть в житиях преподобных отцов, написано, что некогда жил один священник, имевший сильную рану на голове. Попущением Божиим загнила не только плоть, но и кости, – и исходило такое зловоние, и тек такой гной, что тот являл собой жалкое зрелище. Никто не мог стоять рядом с ним. Когда он увидел, что врач не может его вылечить, то удалился в скит, чтобы найти какого-нибудь добродетельного человека, который мог бы ему помочь. Там ему сказали, что авва Макарий Александрийский вылечил много различных больных. Особым чудом было излечение одной женщины от неизлечимой болезни: вся ее плоть кишела червями. Когда преподобный увидел ее, то сжалился и молился семь дней и семь ночей, чтобы ее исцелить. Когда священник об этом услышал, то пошел в его келлию, молясь о врачевании. Но святой, будучи прозорлив и зная причину, даже не ответил ему благоутробным словом, но закрылся от него. Священник сидел вне келлии три дня.

Ученики преподобного огорчались, видя немощного, и попросили авву сотворить милость над этим трижды несчастным. Но авва сказал им: «Он недостоин уврачевания, и не надо печалиться над ним. Господь его наказал болезненной немощью за то, что он развратничал, а затем, замаранный, дерзал служить литургию. Он не боялся, что его умертвит Божественное судебное решение в тот час, когда он трогал ту непорочную Жемчужину и принимал ее нечестиво в свои скверные уста. Скажите, чтобы он воздерживался впредь от служения литургии и славил Господа, Который так милосерден к нему, дав ему временное наказание, чтобы не мучить вовек».

Когда священник это услышал, то задрожал весь перед прозорливостью преподобного и заплакал горько, поклявшись, что больше не дерзнет трогать Святые Дары. Тогда святой с печалью говорит ему: «Ты веруешь, что Бог знает тайные дела всех людей, или нет?» – Священник ответил: «Да, святейший отче». Авва сказал: «Если ты знаешь тягость своего беззакония и исповедуешь, что немощь пришла тебе от Бога за твое безстыдство и презрительность, то покайся от всего сердца, прося со слезами Всемилостивого Бога, чтобы Он тебя помиловал, дабы тебе не нести наказания в будущем веке». Священник опять поклялся не совершать священнослужения и исправить свой образ жизни, как подобает. Тогда святой положил свою десницу на голову страдающего и, сотворив молитву ко Господу, благословил его и отправил здоровым домой.

Подобное написано в книге «Луг духовный» (лист 184). Сообщает об этом чуде Кесарий и некоторые другие. Был еще один недостойный священник. Всякий раз, когда он шел совершать литургию, то заболевали все его члены, особенно в час, когда он собирался причаститься: руки его так дрожали, что Чаша могла упасть. Поэтому завершение литургии было великой борьбой для бедного. В один из дней его посетил благоговейный и добродетельный духовник. Он увидел странное чудо. В тот час, когда священник собрался причаститься, Жемчужина превратилась в живого Младенца. Младенец мешал священнику причаститься, Он боролся с ним и не давал ему приобщиться Себе. Священник насильно брал Младенца и приближал к устам, но Младенец отворачивался и не желал входить в уста. В конце концов, когда они так упорствовали достаточно времени, Святой Младенец вошел в недостойные уста священника, но с очень разгневанным и опечаленным ликом.

Когда духовник это увидел, то понял причину. После литургии рассказал тайно священнику видение. При этом наставил его: «Берегись отселе, впредь не дерзай никогда священнодействовать, чтобы праведный Судия не разгневался и не умертвил тебя молнией или невидимым мечом, как претерпели многие другие, а бедная твоя душа будет мучиться вовек. Исправься покаянием и исповедью и плачь горько, ибо не знаешь, умрешь ли ты завтра. А я верю несомненно, что ради твоего спасения Господь меня просветил сегодня прийти на литургию. Так что больше не презирай благоутробие Господа нашего, Который терпел тебя столько времени ради покаяния и не истребил тебя, как безстыдного и недостойного». Священник, услышав это, очень испугался и покаялся сердечно, исповедуя свои грехи. Он понес подобающую епитимью и больше не дерзал приступать к служению литургии, и не впадал в прежние грехи, но прожил свою жизнь любезным Богу жительством.

Недалеко от собора Констанции на Кипре есть одна деревня, называемая Трахиады. Там за десять лет до захвата острова жил некий священник, который стал игрушкой диавола, изучив в совершенстве науку колдунов и чародеев. Этот трижды несчастный человек дошел до такого безбожия и презрительности, что ел и пил в священных сосудах вместе с блудницами. Но Божественное правосудие не выдержало столь великого безстыдства и объявило то князю. Князь осудил священника на смерть. Архиепископом острова тогда был достопамятный Аркадий.

Когда мерзкого и дерзновенного священника вывели на площадь, и собралась огромная толпа, безпредельное множество, чтобы увидеть гибель нечестивца, то с ним завел речь советник князя, очень умный и образованный человек: «Скажи, о мерзкий, полный всякого нечестия, пусть ты презираешь и наш суд, как тленный, и о будущем приводящем в страх Судище не думаешь, – но как же ты дерзал приближаться к священному возвышению Божественного величия [жертвеннику], заклятый? Как ты мог совершать безкровную Жертву? С омерзительным сердцем принимать Непорочного? Какими устами Иуды ты Его лобзал? Какими нечистыми руками ты Его осязал, трижды несчастный? Какими очами ты мог смотреть? Как ты не робел, не пугался, что земля откроется и поглотит тебя, или упадет молния с небес и сожжет тебя? Как ты, служа и поклоняясь диаволу, как свинья, извалявшаяся в грязи, причащал народ Божественным Тайнам?»

Тогда негодяй ответил: «Ей-Богу, Который будет истязать меня вашими руками теперь, а гораздо более в нескончаемом огне мучения, – я не лгу, но с того часа, когда я стал чародеем и волхвом, я уже не служил литургию. Когда я поднимался на возвышение алтаря, сходил Божественный Ангел и привязывал меня к колонне руками за спиной. Он сам совершал литургию, а когда нужно было творить последование и причащать народ, он разрешал меня, и я выходил». Когда народ это услышал, то прославил Господа, со словами: «Велик Бог христиан! Велика вера Православная». Так восклицала толпа, а беззаконный священнослужитель, осужденный единогласно, был предан огню.

Во Франции (или в Северной Италии) жил другой недостойный священник. Он служил на праздник, собралось много народа. И в час. когда он собрался причаститься, упал огонь с неба и опалил его руки до локтей, так что было жалкое зрелище. Есть много и других примеров, которые можно здесь записать, чтобы страшились недостойно священнодействующие. Но для краткости я их опускаю, а запишу только еще одно, очень страшное, сказание.

В Саксонии жил некий юноша по имени Унт. Он очень желал изучить грамоту, но не мог, потому что был туг умом и ничего не понимал. Он шел в церковь, молясь Господу и Приснодеве Матери Его, чтобы они помогли ему учиться. Так он делал много раз, проводя время в молитве. Однажды ночью он узрел в видении Приснодеву. Она говорит ему: «Вот, тебе дается дар мудрости, но берегись, не стань неблагодарен к благодеянию, – чтобы не получить возмездие душе и телу».

Юноша вскоре стал столь мудрым учителем, что все удивлялись его беседам и рассуждениям и признавали, что его наука не от людей, но с неба, и благоговейно ценили Унта. Вскоре умер митрополит, и юношу избрали архиереем. Но получив архиерейское достоинство в городе, он перестал вести добродетельную жизнь, как прежде. Неблагодарный, он забыл о величайшем даре, полученном от Бога, не сохранял чина и канона церковного, делал все, как желала плоть. Самым худшим было то, что он безсовестно дерзал служить литургию и рукополагать, будучи развратным и нечистым. Божественное правосудие не вынесло его великого безстыдства, но наказало страшным образом в пример другим, чтобы дрожали подобные ему и не дерзали подходить к освящению Святых Даров. Послушайте о его конце.

В той земле жил некий добродетельный священник по имени Петр. Однажды он остался ночью в кафедральном соборе святого Маврикия, бодрствовал в молитве, ибо назавтра должен был служить литургию. Когда он стоял на молитве, вдруг в полночь раздался сильный порыв ветра, погасивший все свечи в церкви. Затем вошли какие-то юноши, освещенные великим светолитием. Они поставили перед святым алтарем Престол, и сам Престол излучал свет, превышающий всякое сияние в славе. Священник был в страхе и из угла храма смотрел на происходящее. Вошел Царь Славы, облаченный в Патриаршью ризу и царскую корону. Он сел на трон, кивнул Ангелам, и Ангелы принесли названного митрополита, связанного по рукам и ногам, будто осужденного. Тогда к Судии подошел святой этого монастыря, мученик Маврикий, вместе с пострадавшими с ним. Поклонившись, он сказал Ему: «Молю тебя, праведнейший Судия, накажи этого беззаконного нечестивца. Он не пастырь, а хищный волк. Он растратил доход моего дома на свои плотские желания». Когда святой так сказал, осужденный попросил время на покаяние. Но Господь ответил: «Теперь, когда ты подошел к концу, ты просишь время на исправление? А что ты делал прежде?»

Тогда Всенепорочная Владычица сказала Ему: «Молю Тебя, правосуднейший Сын Мой, не милуй этого неблагодарного человека, но накажи его по достоинству дел». Господь повелел Ангелам отсечь ему голову. Так завершилось видение, и в храме воцарилась тьма, как и прежде. Священник от страха был едва жив и лежал ничком. Когда рассвело, его нашли на земле. Он не смог подняться, а только рассказал всем увиденное. Люди пошли в спальню архиерея и, действительно, нашли его обезглавленным. Все задрожали.

Видите, священнейшие архиереи? Такой страшнейший суд постигает недостойно совершающих священнослужение. Блажен час, если то будет только смерть тела. Тогда случится лишь небольшая беда, а временное наказание не станет обручением нескончаемого мучения. Не думайте, что если сейчас не происходят таковые суды Божии и мучения плоти, то вы избежите смерти безсмертной души. Нет, скорее вы будете еще хуже наказаны на будущем Судище, потому что вы слышали и видели такие чудесные дела, и не поверили им, – но любите славу людскую больше, чем славу Бога; дружелюбны к золоту больше, чем к Христу, а Его вы, как Иуда, продаете за серебро.

Вам кажется малым грехом рукополагать недостойных из-за денег, или из-за страха перед князьями, или под каким другим предлогом. Но симония – величайший грех, едва ли не больший из всех, как нас сообща учат отцы. Как вы дерзаете продавать дар Святаго Духа? Не выдумывайте предлогов, что, мол, для власти нужны деньги, а мы, дескать, если не выполним «долг», то нам не на что будет существовать. Знай, этот предлог не поможет тебе в страшный день. Никто тебя не принуждал быть архиереем, но ты обрел архиерейство по тщеславию и сребролюбием. Если бы не было соперничества иеромонахов, то избирали бы без серебра того, кого пожелал просветить Господь. Но ты, чтобы получить славу, употребил столько денег, что увы тебе будет, когда ты попадешь в руки Знающего тайное сердец, ибо страшно впасть в руки Бога Живаго.

Я желал сказать и другое, подходящее к нашему предмету, но умолчу, чтобы не стыдить высочайшее достоинство священнослужения. То немногое, что я сказал, Господь знает, было от великого желания принести пользу братьям, а не для какой иной цели. Пусть каждый исследует свой образ жизни и исправится теперь, когда слезы приносят пользу, чем станет безутешно горевать там, где нет покаяния. Если вы найдете в себе какой-либо грех, препятствующий священнодействию, то попроситесь за штат и не стыдитесь людей, и не бойтесь бедности. Лучше, чтобы вы были презираемы здесь, лишены плотских удовольствий в малое время вашей краткой жизни, чем будете испытывать страшную боль позже.

А кого из вас совесть не обличает в грехе, заслуживающем прещения, то вы достойны. Но, прошу вас, прежде всего охраняйте себя от симонии и от денег, получаемых за хиротонии. Лучше просить (если вы в нужде) милостыню у христиан, которые, видя ваше доброе намерение, благоговеют к вам, – это вам больше поможет.

Я еще раз напомню вам, что, находясь на высокой ступени достоинства, вы должны быть доблестнее других. Вы должны сиять как светочи, чтобы меньшие, видя ваши благие дела, получали пользу и прославляли Господа, как Он Сам возвестил: Так да сияет свет ваш перед людьми, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, Который в Небесах.

Иоанн Златоуст в слове «О священстве» говорит: «Получивший священство не должен смеяться, празднословить и вообще говорить что-либо не на пользу слушателей, – чтобы празднословием не огорчать Духа. Священство совершается на земле, но относится к чину Небесных Воинств. Им распоряжается ни Ангел, ни Архангел, но Сам Утешитель. Нужно, чтобы священник был чист, как Ангел. Ибо он во плоти входит в служение безтелесных. О, чудо! Каково человеколюбие и смирение Божие! Седящий с Отцом наверху в час этот держится смертными руками, которые дают Его желающим, достойно стоящим вокруг. Священники живут на земле, но допущены поселиться на Небе. Они получили власть связывать и разрешать. Эту власть Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Хотя священники трудятся на земле, они проходят Небеса, и Бог господствует и делает твердой мысль своих рабов. Кому вы оставите грехи, им будет оставлено. Кому вы удержите, будут удержаны. Священник должен быть всегда в большом мире со всеми, непрестанно в стенаниях, в кротости и великодушии, в великой любви. Он должен быть милостив к нуждающимся и не отворачиваться от просящего, не давать деньги в рост, не ругаться, не лгать совершенно, не глумиться ни над кем, не слушать сплетника, но отвращаться от него, не напиваться вином, не блуждать в насыщении чрева. Не украшаться одеждами и обувью, но добродетелями, не завидовать никому, не быть злопамятным к оскорбившему, но от всего сердца отпускать ему и прощать для его пользы. Ко всему этому священник должен быть внимателен и хранить заповеданное ему в точности, чтобы со дерзновением и в чистой совести учить других. Если по небрежности или невнимательности он не слушает говорящих и не сохраняет в точности на пользу слушателей и учащихся у него, то полезнее ему повесить на шею мельничный жернов, вращаемый ослом, и бросить в море, чем извинять такое служение». Это все слова златоглаголивого мужа, которые я здесь написал, как они в оригинале, для большего уверения. Их каждый должен усвоить, ибо они вполне понятны и несложны.

Если священник должен быть таким добродетельным, то сколь более архиерей! – который выше по достоинству. Знайте, святейшие таинники Пресвятой Богородицы и вышесущественной Троицы, знайте великое достоинство, полученное вами. Вы по чести выше безплотных Ангелов. У вас столь великая власть на земле, что жизнь ваша должна быть равноангельской, лишенной любых безчиний, чтобы миряне смотрели на вас без стыда.

Хороши же священники, которые поют песни, пляшут, играют в карты и прочие безчинные игры! О, ваше невежество и неразумие! Почему вы презираете, несчастные, полученное вами превышающее Ангелов достоинство? Что будут делать миряне, когда увидят, что делаете вы? Вы чем-то отличаетесь от них?

Плачьте, братья, ибо время драгоценно, не тратьте его суетно и понапрасну. Заботьтесь о спасении души, а не о сладострастии тела. Воздерживайтесь от всего того, о чем говорит божественный Златоуст, и особенно – от пьянства и пирушек все время, особенно вечером, перед литургией. Неужели тебе кажется малым грехом хорошо поесть с вечера, напиться, а завтра священнодействовать, – и так все время? Я здесь произвожу суждение сам, ибо если приведу все свидетельства учителей, то очень затяну разговор, а книга станет безразмерной. Я напомню тебе только слова блаженного Павла, которые стоят всех остальных, потому что Павел – глава и руководитель других учителей. Павел говорит во Втором Послании Коринфянам, в главе 6: Не заблуждайтесь. Развратники и распутники и пьяницы не наследуют Царствие Божие. Неужто ты можешь сказать, что Павел лжет? Нет. Он просвещен благодатью Святаго Духа, Который говорит его устами, и все другие стали мудрыми, благодаря ему. Знай, что он мыслит пьянство равным разврату. Почему же ты не боишься и не воздерживаешься, но совершаешь тогда священнодействие, несчастный? Тебе кажется хорошим, что ты, священник, равный Ангелам по достоинству, становишься подобен свиньям? Что ты падаешь в канаву от хмеля? Берегитесь, ради Бога, этого неподобающего, если не сказать блудного дела. Вы не только сами себя презираете, но и миряне вас не чтут, потому что вы обезчестили свое достоинство.

Вы должны избегать не только вина, но и всякого другого дела, вводящего в соблазн зрителей. Когда миряне видят, что священники ведут себя безчинно, играют, то и они творят подобное. Священники, подающие дурной пример, дважды подлежат мучению. Во-первых, потому что они согрешили, а, во-вторых, – они стали причиной соблазна ближнего. Прекратите, братья и отцы, такие дела. Держите в уме добродетель. Сохраняйте обещания и обязанности пред Господом. Думайте о вашей душе и сотворите достаточное покаяние вовремя, здесь и сейчас, чтобы не рыдать вечно в будущем мире.


Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7

Комментарии для сайта Cackle