Агапий Ланд(ос), инок Критский

Грешников спасение

Глава 20
О Втором пришествии Господа и общем Воскресении людей

Несравненный страх и трепет у того в этом мире, кто приговорен к смерти. Когда палачи его выводят из темницы, ведут на судище, там ему зачитывают горчайший приговор, им овладевает такое малодушие от страха перед наказанием, что лицо его бледнеет, язык и глотка сохнут, кровь отливает. От безмерной робости душа его уже почти вне тела, еще прежде, чем меч опустится на шею.

Но что все это в сравнении с тем страхом и смятением, который овладеет несчастными грешниками в страшный час Второго пришествия Владыки? Святые Ангелы затрубят, чтобы все дали страшный ответ неподкупному Судии за свои деяния, слова и помышления сердца. Что с ними будет? Куда они спрячутся? Кто поможет бедным? Слезы ничего не сделают, покаяние не принесет пользы, молитвы не будут слышны. Когда закончится последний час жизни, не будет больше момента для покаяния. Богатство, могущество и другие подобные мирские вещи нисколько не помогут, согласно Притчам: Не принесет пользы богатство в день гнева. Праведность выйдет из смерти. Евангелист Матфей говорит о пришествии Христа Господа: Как молния исходит от востока и видна до запада, таково будет и Пришествие Сына человеческого. Тотчас после скорби тех дней солнце и луна померкнут и звезды падут с неба.

Если сейчас мы так боимся, когда сверкает молния и грохочет гром, опасаясь, как бы не пала молния и не убила нас, как часто случается, то какой страх и великий трепет настанет во всем мире в тот страшный день, когда задрожит земля, загудит море, вспыхнет воздух, сойдет огонь, чтобы спалить все в мире? Затем придет с великой славой и силой Царь царствующих, со всеми Небесными Силами. Не так, как Он пришел прежде, простой и презираемый многими, но величественный и в славе, Кому все поклоняются. В Первом пришествии Владыка Христос был смирен и потаен, без всякой славы. Он таился девять месяцев в девственной утробе. Он тогда не желал прийти явно, с великой славой, покоясь на облаке света. Он родился в бедной пещере, лежал в яслях для скота, был облачен в бедные и простые пелены. Но во Втором пришествии Он будет в славе, узнаваемый всеми Бог величия. В Первом пришествии Он был в плоти, страдая как смертный. Во Втором Он будет боголепен, приличествующе Богу, в безстрастной сущности. В Первом пришествии Он – во всем благой Спаситель, во Втором – Он страшный Судия. Тогда Он пришел ради грешников, теперь приходит против грешников. Тогда Он пришел, чтобы страдать вместе с избранными, теперь приходит, чтобы быть прославленными вместе с ними.

В Первом пришествии Он не предлагал знамения и чудеса в свидетельство Своего присутствия. Во Втором явятся такие знамения в солнце, луне и всем творении, что все узнают: идет Судия всех, чтобы воздать каждому человеку по делам его.

Мудрый Иероним говорит в своем толковании на Евангелия, что в летописях евреев он нашел двенадцать знамений, которые показывают пришествие Христа. В первый день море так возвысится, что на пятнадцать локтей превзойдет все горы: оно не покроет их, но будет стоять стеною вокруг. Во второй день оно опустится так глубоко, что едва ли будет видно. В третий день на море явятся огромные киты и чудовища. Они будут голосить столь сильно и громко, что их голос будет слышен до неба. В четвертый день море и все воды выкипят. В пятый день кровь выступит на всех деревьях и травах, растущих на земле. В шестой день будет вселенское землетрясение, по всему миру, столь большое и страшное, что ни один человек и ни одно животное не сможет стоять на ногах. Упадут все постройки, все сооружения и дома, и все горы, всякое возвышенное место, так что весь мир станет равниной. В седьмой день камни будут биться друг о друга и совершенно сотрутся. В восьмой день откроются могилы от восхода солнца до запада, поднимутся кости умерших и встанут над землей. В девятый день идут звезды небесные, а все скоты соберутся на полях, и будут вовсю кричать от голода, оставшись без травы. В десятый день умрут все люди, чтобы воскреснуть вместе с другими через день. В одиннадцатый день сгорит небо, воздух и все лицо земли от сильнейшего огня. В двенадцатый день возникнет новое Небо и новая земля. И тогда придет Страшный Судия явно. Огонь будет предшествовать Ему, как говорит Давид: Бог явно придет, и об этом не будет умолчано. Огонь пред ним будет гореть. То же самое говорит и пророк Иоиль во 2 главе своей Книги.

Василий Великий говорит, что когда Господь очистит мир огнем, а огонь взойдет над горами на пятнадцать локтей, как и вода Потопа, то Он отделит жар от света. Жжение Он пошлет грешникам для сильного их мучения. А свет даст праведным для великой радости и ликования. Тогда сядет Судия на Престоле Славы Своей, и соберутся перед ним все народы.

Есть четыре причины, по которым необходим вселенский Суд.

Первое. Чтобы в нем было явлено правосудие Божие: как в воздаянии за благо, так и в возмездии лживым деяниям. Согласно слову псалма: Узнается Господь, творящий судебные решения. А в Откровении Иоанна Богослова: Все народы придут, и поклонятся пред лицем Твоим, ибо явлены Твои правосудные решения.

Во-вторых, благодаря правосудию, будут восхвалены благие дела пред лицем всех Ангелов и человеков, а лукавые дела постыжены. Как нас вразумляет Павел, чтобы мы не судили никого прежде времени, но держались до пришествия Владыки, Который просветит скрытое, и тогда Им будет судим в полноте каждый человек.

Третье. Суд людской в земной жизни часто ошибается. Он судит внешнее, а внутреннего не знает. Волки считаются агнцами, а дикие звери – овцами. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был судим весь, как он есть, дабы объявились его деяния. В долине деревья зимой все кажутся одного рода, и ты не отличишь живого дерева от сухого, полезного и благоплодного от безполезного и безплодного. Но когда приходит вожделенная весна, и мир одевается новым цветом, зеленеют луга, и благоухают долы, рощи цветут, и все деревья облекаются разными листьями и цветами, тогда сладостные отличимы от сухих. Влажные имеют листья и цветы и со временем приносят плод, а сухие остаются безполезными, лишенные всякого благообразия и красоты; они достойны только сожжения.

Так и все люди. Пока мы находимся в суровой зиме настоящей жизни, трудно отличить хорошее от плохого, праведного от грешного. Но в день Суда, который есть истинная и нетленная весна, обновится весь мир, и воскреснут все люди. Тогда и явится вполне понятно, кто был благоплодным, напоенным благодатью Божией, а кто умер во грехе. Грешники, виновные, они как сухие деревья стоят слева от Господа без всякого благообразия, без листьев и цветов, без прекрасного плода, без славы вечной жизни. Они как сухие и безполезные деревья будут брошены в огонь мучения. Напротив, праведные как росистые растения и благоплодные деревья, полные хороших дел, встанут справа от Господа, пестрея прекрасными цветами, чтобы сиять больше солнца, источать полноту плодов преславного блаженства.

Четвертое и последнее. В этой жизни мы видим, что плохие и беззаконные люди благополучны. А добродетельные и праведные находятся в разных скорбях и мучениях. Отсюда Господь должен показать причину всем, почему Он дал грешникам здесь благополучие, а праведникам – такое наказание. Это произойдет в общем воскресении, когда праведные просияют как светила, получая плоды своих добрых дел, а грешники за свой лживый и порочный образ жизни получат вечный срам. Потому и наступит воскресение. И еще – чтобы душа вместе с телом вкушала отмщение за дела. Ведь если один человек творит благо, а другой – порок, то несправедливо, чтобы они оба одинаково были прославлены или одинаково мучились. А когда двое творят благо, то они и должны по справедливости вместе прославиться.

Многое достойно размышления в этом Судище. Прежде всего постигни, с какой невероятной точностью будет происходить проверка. Судия спросит и о самых малых прегрешениях, не только делом, но и словом, и помышлением. Кто не удивится и не устрашится, услышав писанные в Евангелии от Матфея Господни слова: Говорю вам, что за всякое праздное слово, которое произнесут люди, они дадут ответ в день Суда... Если мы будем проверяемы и за безполезные, и не ко времени сказанные слова, не совершившие никакого зла, то что мы испытаем за неподобающие и постыдные дела? За позорные и грязные помыслы? За блудные и развратные взгляды? За окровавленные руки? И, говоря просто, за всякое время нашей жизни, которое мы истратили на лукавые и неподобающие дела?

О, какой позор примут грешники в тот час! Когда все позорные дела и беззакония, пусть они и были скрыты по углам их домов, и все безстыдства, совершенные за всю жизнь, будут оглашены и явлены! О них услышит весь мир. Их стыд будет перед всеми Ангелами и людьми. Тогда против нас, грешников, будут восклицать три обвинителя. Первый – бес, который покажет записанными все совершенные нами грехи, сколько раз и каким путем. Бес воззовет к Господу со словами: «Праведнейший Судия, этот грешник не соблюдал Твоих заповедей, он все время вершил волю плоти. Вынеси решение в обвинение его дел».

Второй обвинитель – наша совесть, сознание дурного. То есть сами наши грехи, записанные в Книгах, Господь будет видеть, чтобы творить Суд. Как говорит Иоанн в Откровении: И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред лицем Бога. И Книги раскрылись, и судились мертвые из написанного в этих книгах, и дела их.

Третий обвинитель весь мир, как говорит Златоуст. В тот день мы не сможем оправдаться перед Судией. Против нас будет небо, земля, вода, солнце, звезды и весь мир. И хранитель и страж души Ангел у каждого, знающий все дела и слова, будет тогда свидетельствовать истину.

В «Лавсаике» явлено, что братья попросили авву Аммана сказать им полезное душе слово. Авва ответил со словами: «Кто желает быть искуплен от ловушек диавола, чтобы не упасть в страшную пропасть адского мучения, пусть всегда держит в уме и сердце то страшное решение, которое объявит праведный Судия против грешников. Пусть он стоит с таким страхом и скорбью, который в тюрьме у воров и разбойников, ожидающих своего часа и смертного приговора». Те, кто знают, что они не могут быть искуплены от опасности, пусть с болью плачут всегда и спрашивают о Господе, когда Он придет приговорить их к смерти. Так должен делать монах и всякий другой верный христианин. Он говорит ежечасно с сокрушением сердца и теплотой слез: «Увы, увы мне, несчастному. Как я предстану в тот страшный день на нелицеприятный и неподкупный Суд? Как я дам ответ за мою ленивую и порочную жизнь, безсовестный?» Знайте, братья, что у кого нет этого страха в сердце, тот быстро становится нерадив и впадает в различные грехи. Давайте идти на тот блаженный и желаннейший голос Владыки Своим друзьям».

Когда Царь и Владыка совершит проверку и отделит праведных от грешных, и поставит праведных справа, то скажет им с просвещенным ликом: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте приготовленное вам от сложения мира Царствие. Приидите, избранные Мои рабы, вкушайте теперь обильную плату за ваш труд, идите и примите нескончаемое Царствие, неизглаголанную радость, неувядаемую славу. В Первом Моем пришествии Я стал человеком, подверженном страданиям, и претерпел ради любви к вам глумления и бичевания, и позорную смерть. Я вам дал в пищу Плоть Мою. Я вам сделал множество других благодеяний. Теперь Я опять пришел, чтобы обожить вас и даровать вам славу Мою. Мое Царствие – ваше собственное. Мое Божество и блаженство – ваше. Ангелы – ваши сограждане. Моя Мать – Мать ваша. Мой Отец – ваш Отец, а Я – ваш брат. Я не могу вам дать больше благодатных даров, ибо нет ничего более достойного. Приидите, благословенные Отца Моего. Приходите вы, кто были презираемы и гонимы миром за имя Мое. Вы отказались от отца, матери и братьев, да прославлю вас и почту Я. Вы послушались велений Моих. Вы возненавидели мир и вашу плоть. Вы показали к нищим утробы милости ради любви ко Мне. Знайте, что вы Мне оказали эту любезность. Поэтому, как должник, Я вам сегодня возвращаю щедро, со славой неувядаемой и радостью вечной.

О, безпредельное возмещение за столь малое благодеяние! О, несравненное благодеяние за столь краткий дар! О, безценное одарение за малое делание! О, Боже мой Всеблагий, каков же Твой дар! Ты даешь Свое вечное Царствие и неизглаголанное блаженство даже за малый хлеб, вино и какое-то одеяние нищему! О, счастливые праведники, унаследовавшие эту усладу за малое содеянное благо!

Возблагодарив доблестных, Царь с гневом и несравненным раздражением обращает Свое лице на несчастных грешников. Он говорит им: «О, беззаконные и нечестивейшие, пришло время, чтобы вы вкусили по достоинству ваших дел. О, неблагодарные! Вы презирали Мой Закон. Вы не обращали внимания на Мои заповеди. Вы топтали Моих рабов, думая, что вы не будете давать ответа за ваши дела. Увы вам! Теперь вы постигнете свою низость! О, Моего виноградника ветви безплодные! Я никогда не отходил, чтобы напоять вас влагой Моей благодати, водой Моей мудрости. Я просвещал вас солнцем Веры и питал вас пищей Моих Таинств. Я дал вам Ангелов на стражу и одаривал многой другой благодатью. А вы, неблагодарные, воздали Мне лукавством и пороком вместо блага. Вместо зрелой грозди, вместо плода благого дела, вы произвели колючки и волчцы. Я стал человеком по любви к вам, Я много трудился, чтобы искупить вас от праотеческого греха. Я был предан в руки беззаконников, бичуем, оплеван, увенчан терном и умер на Кресте позорно ради вас, – чтобы вас искупить из вечного плена и сделать наследниками Царствия Моего. А вы, неблагодарные, что сделали в ответ на великие благодеяния ради вас? Были ли вы милостивы? Испытывали ли себя постами, бдениями, исполнением заповедей, что должны были бы делать? Вы выказали великую неблагодарность к Моим Страстям, вы презирали Мои Таинства и совершали все, что вам хотелось: блуд, убийство, другие беззакония. На Меня вы не смотрели. У вас были другие боги. Часто и безстыдно вы хулили Мое имя. Итак, если вы жили таким образом и не соблюдали Мои заповеди, то теперь у вас не будет никакой части со Мною во Царствии Моем».

Но как я изложу, братья мои, то страшное решение, которое будет произнесено против тех, кого обличит Владыка? Поистине, дрожит моя рука. Из глаз моих льются слезы, я не могу писать, мой язык лишается речи, и кровь холодеет. Гортань моя охрипла, и я не могу ничего не сказать. В исступлении небо, дрожит земля, отчаялось море и поколеблены все стихии творения! О, камни! О, растения и травы! Слышьте осуждение грешников, страшное решение, и соболезнуйте им, из листьев источая слезы! О, если бы в тот час было возможно, чтобы мой глас услышали во всех пределах земных, и его слушали все. богатые и бедные, мужчины и женщины. Они вняли бы в дрожь приводящему судебному решению Праведнейшего Судии против грешников, Его словам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и ангелам его. О, безутешное несчастье! О, неисповедимая беда. Плачьте все слушатели и рыдайте. Ибо это судебное решение ужасно и неизменно, скорбь вечна, и боль не знает успокоения. Его слово будет такой силы, что тотчас разверзнется земля, чтобы поглотить в бездну тех, кто бренчали на китаре и бубне, наслаждались звуками и радовались игре инструментов и израсходовали напрасно, незаметно для себя и безвременно свои дни. Об этом падении пишет Иоанн в Откровении: Пал Вавилон великий и стал обиталищем демонов, и темницей всякого нечистого духа. И после еще говорит: Я видел Ангела крепкого. Он поднял высоко камень, большой, как мельничный жернов, и бросил его в море со словами: В такой буре утонет великая земля Вавилона, и никогда не поднимется из пучины. Так падут грешники в ту полную рыданий глубину, темнейшее место нескончаемого мучения.

Слушатели, как вы думаете, какую великую скорбь и горечь восприимут несчастные, когда будут разлучены? Друг будет отделен от друга, отец от любимых детей, муж от возлюбленной супруги. И одни пойдут в вечную жизнь, а другие в нескончаемое мучения. Тогда один будет проклинать другого. Отец скажет своим детям: «Будь ты проклят, сын, и будь ты проклята, дочь. Ибо из-за безмерной любви к вам, чтобы вас благородно воспитать и тебя выдать замуж, сделать вас богатыми, я возненавидел свою душу и не помнил о заповедях Господних. Я похищал чужое, был несправедлив, чтобы вас обогатить. И теперь я мучаюсь из-за вас». А дети скажут, в свою очередь, родителям: «Проклятье вам, нечестивые и беззаконные родители, что вы нас не учили заповедям Господа, не руководили нами ко спасению. Какую пользу вы нам принесли своим богатством? Оно было причиной нашей гибели, потому что вы его приобрели не праведно, но хищением и стяжательством. А мы, потому что у нас благодаря вам было много денег, делали все то, что хочет плоть. Если бы мы были беднее, то не грешили так безстыдно. Проклятье вам, бездумные из бездумных, что вы для того, чтобы нас обогатить, дать нам временно землю и тленное удовольствие, лишили нас вечного блаженства. И мы, и вы отделены от Бога и осуждены в нескончаемый огонь». И многое другое скажет один родственник другому, но уже без всякой пользы, ибо совершенно ничего не значит тогда покаяние. Слышите, мирские благороднейшие люди, какую пользу вы получаете, что делаете ваших детей богатыми? Какого мучения вы становитесь причиной? Что же вы так жаждете проклятого серебра? Почему вы желаете денег и копите их себе на погибель? Почему вы их не даете бедным, чтобы Господь вернул вам этот долг на всенародном судебном собрании, чтобы Он вас благословил пред лицом всех, сделал вас сонаследниками Его Царствия? Но вы предпочли, не сообразив, мучиться за то, что сделали ваших детей богатыми, оставили их грешниками.

Есть некоторые безумные и объятые бесами люди, что они возразят на сказанное: «Кто знает, правда ли, что мы воскреснем после такого промежутка времени? Ведь от нас не останется и кусочка кости, все мы станем прахом и землей, на которую никто не обратит внимания». О, богохульство! Кто отрицает безсмертие души и говорит, что нет воскресения мертвых, тот совершенный безбожник. Сказать так – все равно, что сказать, что Бога нет. Это открывает дверь всякой мерзости и заставляет делать зло, предлагаемое бесом. Если нет другой жизни после смерти, то необходимо избегать духовной доблести, совершать все, что хочет плоть, вести безчестную и свинскую жизнь, стремиться к тому, что противно совести, жить как безсловесные и лишенные ума животные.

Мы видим, что в мире происходит много несправедливостей. Богатые презирают бедных и душат их различными обязанностями и повинностями. Тираны неправедно убивают многих. Невинные страдают. Нечестивые беззаконники захватывают власть. Невежественные и недостойные люди имеют почет и достоинство, а умные и ученые находятся в презрении и безчестии. Мудрыми управляют безумные, разумными командуют неразумные. Порочные лицемеры находят покровительство, а добрые и доблестные люди терпят поражение. Ложь восхваляется, а истина попирается. Говоря просто, у кого есть душа, тому нет жизни.

Если нет воскресения мертвых и воздаяния за дела. то необходимо сказать, что Бог не управляет миром хорошо. Ведь происходит столько безчиний! Тогда люди и должны совершать всякое беззаконие, дабы иметь успех, а наказание не имеет смысла. Поэтому даже думать о том, что нет воскресения, есть великое безчиние. Мы, верные, знаем, что ненаказанное Господом зло в этой жизни накажется Им в будущей более тяжело. И само наш сегодня истина и правдивейшее свидетельство о существовании другого Суда, на котором будут проверены все наши деяния.

Иоанн Златоуст так говорит в 4-ой «Беседе» о Промысле Божием, чтобы доказать, что есть и другая жизнь после смерти. Судия называется праведным (справедливым), когда он может наказывать злых людей и поощрять благих. И так как Бог это высший Судия всего мира, то необходимо, чтобы Он делал подобное: иначе Он не Бог, и не праведный. Праведность столь едина с Божеством, что кто отрицает праведность в Нем, тот отрицает и Божество.

Мы видим сейчас многих добродетельных и святых людей, не только не получающих поощрения за их благие дела, но, напротив, терпящих скорби, преследования и различные мучения. И, наоборот, мы видим развратников, не имеющих полагающихся им бед и неприятностей, но они-то утопают в утехах. Если нет другой жизни, то Бог неправеден.

Однако, если допустить воскресение мертвых, то будет сохранена праведность и суды Божии. Те, кто страдают здесь из-за любви к Нему, в жизни будущего века станут ликовать. И, наоборот, грешники, у которых здесь радость и услады, там будут скорбеть нескончаемо, согласно притче о богаче и Лазаре: Помни, чадо, что ты получил свои блага в своей жизни. Соломон говорит в Книге Премудрости, что мучением нечестивых будет видеть спасенных: те, кого мы презирали в той жизни, теперь в числе святых Божиих, и они составят счастливый клир избранных святых.

Не только наши книги, но и некоторые языческие являют эту истину. Был ряд философов, которые, благодаря своей большой разумности и знанию, понимали безсмертие души. Они оставили на сей счет свои записанные речи, откуда я приведу два свидетельства в уверение других и подтверждение истины. Мудрейший Платон, называемый «божественным» за благочестивейшие речи о Боге, пишет в диалоге «Горгий» так: «Крайнее зло и великий вред, – чтобы моя душа пошла в другую жизнь, отягощенная грехами». И в диалоге «Федон» он говорит: «Если душа умирает вместе с телом, то это на пользу беззаконным: ибо они пожили, как им угодно в этой жизни, и не дадут ответа за свои деяния». Но так как душа безсмертна, они не смогут избежать кар за свои дела. И Сивиллы, чьи пророчества так общеизвестны, говорили следующее. Эритрейская Сивилла сказала о карах адского мучения: «Вечный огонь будет жечь грешивших». То же говорила дельфийская Сивилла и другие, изречения которых я пропускаю, чтобы не растягивать речь.

Перехожу к нашим современникам, которые не только волей ума, но и делами, кровью исповедовали общее воскресение. Это святые мученики, вытерпевшие различные истязания, это преподобные подвижники, которые перенесли столько зол, идя по тесному пути скорбей и сохранив воздержание, чтобы принять воздаяние за свои труды. Отсюда ясно неложным образом, что если нет другой жизни, то они б не презирали так временную, не показали бы такую жестокость и немилосердие к своей плоти. Столькие учителя и ученые мудрейшие люди из всех городов, из всех частей мира, в стольких сочинениях засвидетельствовали эту истину! Те, у кого возвышенный ум и великая мудрость, те заставили и простых и неученых люден не сомневаться в этом. Цари и императоры – Константин Великий, Феодосий и их преемники, мудро правившие всем миром, имевшие большую власть и силу, тщательно изучали и допытывались, есть ли другая жизнь. Они исповедовали и уверились, что, без всякого сомнения, другая жизнь есть. Словами и делами, своей доблестной жизнью утвердили это. Но почему я предлагаю увериться в том по свидетельствам людей? Господь во многих местах Священного Евангелия возвестил эту истину: Блаженны нищие, потому что ваше Царствие Небесное. Блаженны плачущие сейчас, ибо будете веселы. Радуйтесь, ибо плата вам многая на Небесах. И в других местах подобное. Если бы не было других свидетельств, а только это свидетельство Владыки, то его достаточно, чтобы мы не сомневались.

Поэтому безстыдно и нечестиво говорить, что нет воскресения мертвых. Значит, патриархи и пророки не знали, что говорили? А апостолы и церковные учителя нас обманывали? И те, кто возненавидели наслаждения мира и терпели зло в надежде на награду другой жизни, заблуждались? И что же, мученики без всякого смысла претерпели смерть, если после смерти нет никакого воздаяния, нет благодатного дара за их героические и славнейшие подвиги? Говоря просто, отрицающий воскресение утверждает, что Учение и Закон Христа лжив.

Если нет воздаяния за дела и деяния, то мы, христиане, глупее всех язычников, потому что ведем тесную и полную трудностей жизнь. Так что не заблуждайтесь в том, есть ли воскресение мертвых. Не проводите безтолково жизнь, но исправьте вашу душу, грешники. Не засиживайтесь в безделии, откройте очи и уши ума, услышьте спасительный совет, который вам дает пророк Иеремия: Воздайте Господу Богу нашему славу, прежде помрачения и прежде ссечения ног ваших под мрачные горы. И вы будете в свете, а там сень смертная. И Владыка наш лучше всех вразумляет в 21 главе Евангелия от Луки: Следите за собой, дабы не отяготились ваши сердца в пьянстве и хмеле, и житейских заботах. Внезапно для вас настанет тот день. Берегитесь, люди, не предавайтесь пьянству хмелю и хлопотам и мирским заботам. Бойтесь пришествия великого Бога, Всецаря всего, – так же, как вы боитесь присутствия земного судьи, взвешивающего ваши деяния.

О, безумие! Когда царь приходит в ваши края или посылает другого испытать вас в отступничестве, – вы что, сговариваетесь с другим правителем, чтобы предать город в его руки? Что тогда будет делать царь? Всех, кого найдет виновными, предаст смерти без милости. И сколь будут в страхе тогда те, кто знают за собой такие прегрешения! Судите сами о себе, без моих слов. Сколько бы те люди дали, чтобы избежать гнева земного Судии! Воистину, они бы подарили все сокровища. израсходовали все свое золото и серебро, продали виноградники и поля и претерпели бы любой ущерб, только бы избежать смерти. О, грешник, ты находишься в величайшем бедствии, но не знаешь этого, а поэтому и не заботишься о своем спасении. Царь придет однажды с Неба со всеми Ангелами, созовет все стихии и все сущее против тебя, чтобы истребить тебя праведно, ибо ты предал Его умственно понимаемый град врагам Его. То есть ты предал свою душу. исполняя волю диавола. И ты не думаешь, несчастный, чтобы обратиться к покаянию? Ты так робеешь земного царя, а Небесного Царя вовсе не боишься? Чтобы избежать земного царя, который не может сделать тебе большего зла, чем лишить тебя временной жизни, ты можешь выдержать всякую скорбь и истязания, отдать все свое имущество, чтобы искупить из его власти тело, а душу погубить. Ты не желаешь дать и половину милостыней? О, невежество и суета! Чтобы избежать смерти тела, которая все равно завтра совершится, ты столько делаешь! А чтобы искупить тело и душу вместе от вечной и нескончаемой смерти, ты не прилагаешь, безумный, никакого старания?

Этого достаточно, чтобы подвигнуть бездумного и ленивого к покаянию. Скажем немного о славе рая, чтобы всякий понял, каких благ он лишается из-за унылого безделия.

Песенное сочинение Льва VI Мудрого на Второе пришествие Господа (по алфавиту)

Ах! Поднимаясь с земли в столкновении ветра внезапном, Я воспарю над долиною плача. Как не рыдать над мученьем, что меня ожидает?!

Боже! Земля пополам раскололась!

Волею силы Всевышнего бездны отверзлись, скрытые ныне, Горько взываю: «Увы мне! Увы мне!»

Гробы украшены тонкой резьбою, Но полные тлена и праха, Меня устрашают зияньем бездны и мраком,– – А чудились местом покоя, оплаканном тайно живыми.

Дико, мучительно, страшно виденье! Хищным червем оно подползает, Вьется хвостом, жадно пасть раскрывает, Чтобы пожрать богатевших безстыдно. Слезы подаждь мне, Слове и Боже, прежде, Чем чуждого благодеяньям, Не сотворшего ничесоже, Скроет могила, иссушат рыданья!

Ей, Господи! Скрежет зубов там, плач, истязанье, Бездна холодная, полная мрака, Стоны и слезы от адского страха.

Ждут весы проверки дел моих горьких, Но чаша добра столь легка, невесома, Что перевесит лукавство деяний порочных.

Зной покрывает меня и смятенье воздухов, В дрожи творенья земные, слышатся стоны, Громы ударов камней друг о друга, И Небеса преклонились в послушании грозном.

Истинно все, страхом я переполнен. Огнь всесжигающий, лава пленяет озера, И пламенеет, и хлещет возмездьем мне справедливым.

К Тебе прибегаем, Мати Мария, Надежда всех земнородных, Верных Заступнице, удел нас, убогих! Мира Отрада, исторгни меня из погибели вечной!

«Лик проясни свой!» – к себе же взываю. Умной зеницей взгляни на труды и боренья, И оцени свои скорби, удары, мученья. Жалкую, слабую душу подвигни на покаянье И теплотой своих слез уведи на дорогу исканий.

Мой Судия грядет, в облаках восседая. Видит творенье Свое до самых его оснований, И мановеньем Его воздух весь сотрясаем.

Нет уже гор и ущелий, вихрь все развеял. Бог Всевышний судит грешную землю, И ненасытный огонь сожигает просторы, Плачут моря, стонут камни и горы.

Отблески звезд тут же гаснут бледнея, И мириады светил замрут в онеменье. Чем же я встречу Второе пришествие Владыки?!

Правя на троне высоком, пощади меня. Боже! Матери Девы мольбою, святых и всех Твоих Воинств Даруй прощенье десницы Твоей творениям грешным!

Реки иссякнут и море до дна обмелеет, Ужас обымет, душа от безумья сомлеет.

Страшно увидеть, что океана стихия Вся сожжена и истлела как лист от пожара.

Так все! – Но ум отвергает, И согрешая безсчетно, душа не трепещет, Что суд ее настигает.

Ухо услышит звон трубный невыносимый, И земля вся предстанет огромной могилой, Море своих мертвецов воскресит в страшном восстанье!

Фразу замолви, о Приснодева, мне в оправданье! Ты – мой покров и защита, исхити меня из страданья, Ибо никчемны деянья, надежда в сомненье.

Хрупкие плиты могил вмиг раздроблены будут, Архистратиг Михаил на ответ Судии всех торопит, От концов четырех предстоят, и душа от ужаса вопит.

Царь на Престоле Своем восседает, Книги разгнет, приводящие в трепет, Вкруг Ангелов множества и человеков.

Что муки нас ждут, наперед уже знаю. Бесы готовы повинных взять в вечную муку. О Приснодева! Будь моею порукой! Первый я и последний средь грешников, – то несомненно, А потому вся надежда непрочна и тленна!

Шепчет кротко Господь правым слова утешения, А недостойных шлёт прочь, в геенну мучений. Одних воссылает Он к славе, других – к поражению.

Щади меня, Боже, по Твоему милосердию, Не предай Твоим Ангелам грешного от рождения!

Это благоутробие обойдет нечестивых Мудрецов, самодержцев, бельцов, Монахов и судий спесивых.

Юнцы разойдутся с отцами, жены с мужьями... Кто не оплачет ужас разлуки? Ибо во веки веков не сплетутся их руки!

Я о душе трепещу, что брошена будет в геенну. Ангелы огненосцы повлекут ее без боренья. Так покайся же прежде конца из глубин помышленья!

* * *

О, сокровища бездны, о, небесные хляби, Обнови Ты Ноев потоп на земле, мой Спаситель, И покрой теперь грязь моих похотений.

О, Владыко веков, Отче, Сыне, Дух Божий, О, единство нераздельное триипостасно, Время дай разрешить окаянные грешника путы.

О, Госпоже Богородице, скоро на помощь потщися! Ибо секира меня, как безплодного, устрашает. Лезвие серпа, безпечного, быстро отринет, Веятель мне огнем, как шелухе, угрожает!



Источник:

Перевод с греческого — А. Маркова Иллюстрации — святогорского инока Иоанна Врана

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс