Церковная служба как часть государственного церемониала: об одном эксперименте Екатерины II
Доклад посвящен изданиям церковных служб гражданским шрифтом, которые были осуществлены в 1765 году по инициативе Екатерины II. Это был первый опыт масштабного использования гражданского шрифта для издания церковнославянских текстов. Аудиторией этих изданий было ближайшее окружение императрицы. Церковная служба стала частью придворного церемониала, что предопределило выбор шрифтового оформления.
В результате петровской реформы русской орфографии вид типографского шрифта вошел в число тех параметров, по которым проходит линия противопоставления светской и церковной культуры. И если проповеди в XVIII в. могли печататься гражданским шрифтом, то в изданиях богослужебных текстов гражданский шрифт практически не использовался. Однако имелись исключения, хотя и редкие. Так, в 1765 г. увидели свет 52 книги, содержащие церковные службы, напечатанные гражданскими литерами. В РГАДА, в делах Московской синодальной типографии, имеется несколько довольно объемных дел, посвященных этим изданиям. Из дел видно, что работы начались после именного указа Екатерины Синоду. Этот указ требовал, «чтоб церковным праздникам и на высокоторжественные дни службы и отправляемую на страстной неделе церемонию напечатать в особливых книжицах». Оговаривалось, что в этих книгах должен быть помещен полный чин безо всяких сокращений. Тиражи предлагалось печатать к соответствующим праздникам и передавать 100 экземпляров Екатерине II и 50 – наследнику престола Павлу (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 5326. Л. 1–1 об). Эксперимент длился только один год. В следующем 1766 г. такие книги уже не выходили, и типографии печатали в «Московских ведомостях» объявления о распродаже остатков изданий 1765 г.
В связи с этими изданиями встает вопрос, почему в данном случае была нарушена общепринятая норма шрифтового оформления. Вероятно, это объясняется тем, что книги были предназначены для совершения богослужения при дворе, то есть становились частью придворного церемониала. Не случайно в камер-фурьерских журналах, фиксирующих придворные церемонии, церковные службы стоят в одном ряду с другими придворными церемониями.
Соотнесение богослужебных книг гражданской печати с придворным церемониалом ставит вопрос об их репертуаре. Наряду с великими праздниками Триодного цикла и двунадесятыми здесь есть службы, посвященные менее значимым церковным памятям. Не сразу понятно, почему в число напечатанных вошли служба св. Евстратию или же Киру и Иоанну. Однако иногда ответ на этот вопрос содержится прямо в выходных данных. Так, в выходных данных службы Евстратию (20 сентября) прямо говорится, что это день рождения наследника престола Павла. Служба Обрезанию Господню соотнесена с гражданским новым годом. В выходных данных службы Петру и Павлу указано, что это именины цесаревича. А из надписания службы Киру и Иоанну следует, что это день вступления на престол Екатерины II. То есть привязка церковных праздников к придворным церемониям отмечена в выходных данных изданий. Любопытно, что часть книг этой серии одновременно печаталась и гражданскими литерами, и церковными. При этом состав служб и указания на события придворной жизни, соотносимые с этим днем, сохраняются и тех, и в других. Включение церковных служб в контекст государственной жизни давало им «двойное гражданство»: и в церковной традиции, и в государственной.
Екатерининский проект «гражданского» издания богослужебных текстов был наиболее масштабным, но не единственным. Еще в 1714 г. гражданским шрифтом была напечатана брошюра, озаглавленная «Указ всем во флоте российском обретающимся … коим образом и в которое время по вся дни должны приносить Господу Богу молении». Это краткий молитвослов для матросов, содержащий утренние молитвы. Позже этот сборник переиздавался в разных вариантах, по крайней мере, до середины XVIII в. В 1715 г. выходит еще одна книга такого типа: «Указ всем в войске российском обретающимся вышним и нижним служителям православныя кафоличския веры коим образом и в которое время во все дни они должны приносить Господу Богу моления, а которые иных законов, те по своим уставам, однако в то же время», которая затем переиздавалась в 1741, 1775, 1780 и 1784 гг.
Предпринимаемые в XVIII в. опыты издания богослужебных текстов гражданскими литерами были связаны с теми ситуациями, когда молитва оказывалась частью государственных обязанностей (один тип изданий адресован военным, а другой – придворным). Широкого распространения эти опыты не получили. И лишь во второй половине XIX в. издание молитвословов гражданской печати было возобновлено. Но общий культурный фон появления этих изданий был другим. Это были уже чисто церковные издания, адресованные людям, привыкшим к гражданским литерам больше, чем к славянским.