Историческая записка о Лукиановой пустыни, в Александровском уезде, Владимирской губернии
Содержание
Какое дальнейшее образование Лукиановой пустыни Средства содержания Лукиановой пустыни Жалованные царские грамоты в Лукианову пустынь
На месте нынешней пустыни Лукиановой было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье»1. Было ли это село, или погост, или пустынь – архивные документы не говорят о сём. В челобитной иеромонаха Лукьяна Патриарху Иосифу значится только, что «в Переславском уезде на пустоши в лесу, на болоте церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы от лихолетья стояла пуста и без кровли многие лета2, (по 7148 – 1640 г.), а в той непокровенной церкви стоял образ Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества многие лета и в Литовскую войну и разорение от солнца и от дождя остался цел и ни чем невредим и поднесь». Из этих челобитных слов видно, что церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года, – видно также, что церковь оставалась пустою до 1640 года, и что после запустения новое существование её начинается с 1640 года. Что же за причина такого обновления церкви? Ответ на это найдём в той же челобитной иеромонаха Лукьяна:
в той, – пишет он, – непокровенной церкви стоял образ Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества многие лета, и в Литовскую войну и разорение от солнца и от дождя цел и ничем невредим и поднесь, и в прошлом во 148 г. (1640) по явлению от Ея Пресвятыя Богородицы образа покрыли тое церковь с Вологды Спаса-Прилуцкаго монастыря чёрной священник Федосей Поморец3, и иные с ним прихожие старцы.
Стало быть, явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви. Как же теперь образовалась из этой церкви целая иноческая пустынь Лукьянова, это мы узнаём из двух грамот Патриарха Иосифа и челобитной самого Лукьяна. Вот первая грамота:
Божиею милостию се аз смиренный и Великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Русии. Били нам челом истопничей Александро Фёдоров сын Барков, да Переславец Тимофей Микулаев, а сказали – в Переславском-де уезде Залесскаго на патриаршей церковной земле, на пустоши в большом лесу, на болоте, стоит церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы ветха, пуста от лихолетья, и ныне они обещались на том же на старом месте воздвигнуть новый храм во имя Рождества Пречистыя, и нам бы их пожаловать благословить, велети бы им тот старой храм разобрать, а на новый лес ронить, и в том лесу воздвигнуть храм во имя Рождества Пречистыя Богородицы; и Аз Смиренный Великий Господин Иосиф Патриарх Московский всеа Русии истопничего Александра Фёдорова, сына Баркова, да Переславца Тимофея Микулаева пожаловал, благословил велел им тот старой храм разобрать, а на новый лес ронить, и в том лесу в Переславском уезде Залесскаго на патриаршей церковной земле, на пустоши воздвигнуть новой храм во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а из старова храма брёвна вывесть, в поле и огнём спалить, а антиминс старова храма велеть заделать в новом престоле, в десном столпце от восточныя страны; а как тот новой храм совершитца и на тот храм велел им и антиминс дать и освятить тот храм попу с дьяконом по правилам святых Апостол и святых Отец. Писано на Москве лета 7156 Марта в 21 день.
Из этой грамоты видно, что на место запустевшей церкви дозволено упомянутым лицам построить новый храм. Далее, в челобитной иеромонаха Лукиана Патриарху пишется:
в прошлом во 157 году (1649) вкладчики тое пустыни истопничей Александр Фёдоров и Тимофей Иванов по совету тамошних окрестных Христолюбцев вкладчиков и невкладчиков, которые велию веру содержат ко Пречистой Богородице и слыша многия чудеса от Пресвятыя Богородицы образа по твоему Святительскому благословению воздвигнули новую церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Рождества и били челом Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всеа Русии обо мне Лукьянище, что они Александр и Тимофей, и я, Лукьянище, с ними же трудился, и на той пустыне новую церковь по твоему Святительскому благословению воздвигнули; и быти бы у той церкви и за Государское многолетнее здравие Бога молити мне нищему Государеву и твоему Святительскому богомольцу. А по обещанию Государь своему пострижен я на той же пустыне в старой церкви от преже-прихожего Священника Спаса-Прилуцкаго монастыря Феодосия Поморца, а в попы, Государь, чёрные благословлён и поставлен от твоего Святительскаго рукоположения в прошлом во 7154 году (1646 г.). И по их, Государь, вкладчиков челобитную, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа русии пожаловал велел мне нищему туто, на пустыне у Рождества Пресвятыя Богородицы быть и в приказу Большаго Дворца и Государева жалованная грамота мне дана; и я нищей ваш Государев Богомолец без твоего Святительскаго благословения и без перехожей памяти служити не смею. Великий Государь Святейший Иосаф Патриарх Московский и всеа Русийски пожалуй Государь меня нищаго царскаго и своего Святительскаго Богомольца по обещанию моему, где я пострижен, вели Государь мне тут по своему Святительскому благословению священная действовать на пустыне у Рождества Пресвятыя Богородицы, – Государь, Святейший Патриарх, смилуйся!
На это челобитье Патриарх прислал ему следующую грамоту:
158 (то есть 1650 года) Августа в 28 день Великий Господин Святейший Иосиф, Патриарх Московский и всеа Русии, сее челобитну слушав, указал чёрному попу Лукьяну по Государеву указу и по грамоте, какова ему дана из Приказу Большаго Дворца, быть в той пустыне у церкви Рождества Пречистыя Богородицы и священноиноческая действовати по ставленной иноческой грамоте не возбранно, а из сей пустыни непереходить, а буде перейдёт, и он священно-иноческая да недействует.
Из этих грамот Патриарха и челобитной Лукьяна узнаём, что к новопостроенной церкви Рождества Богородицы был определён в 1650 году инок Лукиан4 с властию действовати священноиноческое. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою. Вот историческое основание Лукиановой пустыни.
Какое дальнейшее образование Лукиановой пустыни
Архивные памятники Данилова монастыря дают возможность проследить это образование только до 1714 года. С этого года архивные документы должны находиться в самой пустыни; но мы не имеем ни случая, ни удобства, ни средств иметь их под руками и должны ограничиться сказанием о пустыни только из имеющихся под руками памятников. Из них, во-первых, можно узнать о преемниках Лукиана – строителях пустыни, во-вторых, о начале построения других церквей, и третье, средствах содержания пустыни.
I.
Три строителя после Лукиана известны до 1714 г.
1. Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата.
2. Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.
3. Иеромонах Аврамий с 1707–1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем. При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины.
II.
До 1714 года в Лукиановой пустыни были известны церкви: 1. Во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 2. во имя Богоявления Господня с приделом святого Феодора Стратилата и 3. больничная во имя Великомученицы Екатерины.
1. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Когда именно сначала построена была сия церковь, неизвестно. По чудесам, бывшим от образа Рождества Богородицы, как мы видели, она сперва была покрыта иноком Феодосием Поморцем и другими старцами в 1640 году. Сей Феодосий с братиею жил при сей церкви недолго. «И пожил, – сказано в грамоте Царя Алексея Михайловича от 1650 года, – тут тот поп Феодосий с братиею немного времени от изгони Андроникова монастыря Архимандрита Иосифа5, потому что он Иосиф под новою Александровскою слободою в тоже время строил Семёновский монастырь». После Феодосия Александр и Тимофей и иные окольные люди, слыша от чудотворного образа Пресвятой Богородицы чудеса, в 1648 году воздвигнули новую церковь и призывали для служения при ней священников. «Но, – сказано в той же грамоте, – за пустотою мирские попы нейдут, потому что около тоя церкви вёрст по пяти и по шести и больше пусто, лесом поросло и болото, жилых сёл и деревень нет и впредь тут в приход за пустотою быть некому». Тогда изъявил желание служить при той церкви инок иеромонах Лукиан, который в 1650 году и был определён. В 1707 году постриженник Лукиановой пустыни, впоследствии Чудова монастыря келарь Иоасаф Кольдвечевский, по причине чрезмерной ветхости этой церкви, обещался построить вместо деревянной каменную. Сия каменная церковь окончена строением в 1712 году июня 14, и по указу Петра I и благословению Стефана Митрополита Рязанского и Муромского была тогда освящена Спаса Нового монастыря Архимандритом Моисеем по исправному требнику при строителе Лукиановой пустыни Аврамие.
2. Церковь во имя Богоявления Господня. Когда и кем построена была эта церковь, неизвестно. Известно только из грамоты Патриарха Иоакима, что она в 1680 году была ветхая деревянная и что в этом же году строитель иеромонах Корнилий просил у Патриарха построить вместо её новую каменную с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата.
В 1684 году при строителе Евагрие она была совсем окончена строением и, с благословения Патриарха Иоакима, освящена Никитским Игуменом Романом, по новоисправленному чиновнику, который велено было взять у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.
3. Больничная каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины. Историческое основание сей церкви следующее: в 1714 году мая 13 строитель Аврамий подал Государю Петру I челобитье, «что-де у них в пустыни у больницы церкви Божии непостроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочею братиею к литургии ходить немогут»; а ныне обещается вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сышин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, – и просил на то дозволения. По указу Великого Государя Преосвященный Стефан Митрополит строителя Аврамия благословил построить означенную больничную церковь с тем, «чтобы копая рвы и бьючи сваи погребённым телесем человеческим какого повреждения не было». Церковь сия была построена и освящена в том же 1714 году ноября 10 самим строителем Аврамием.
Средства содержания Лукиановой пустыни
Грамотою (1650 г.) Царя Алексея Михайловича иеромонаху Лукиану вместе с утверждением его во священника при вновь построенной церкви, велено владеть ему «церковным доходом, и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, которыя около тое церкви подошли близко, и которые бывали у тое церкви изстари и чем прежние попы владели». Но сих земель для продовольствия пустыни было недостаточно. Царь Фёдор Алексеевич по обещанию своему был в Лукиановой пустыни, и после щедро награждал её. В 1677 г. в своё пришествие, видя тоя святой обители в нужных потребах скудство, пожаловал пустошь Аминево, в которой значится по писцовым книгам 1629 года пашни пахотные 18 десятин [19,7 га], лесом поросло 30 десятин [32,8 га], четвертные пашни 96 чети [52,4 га], сена 30 копен [3,3 га], впусте 8 вытей.
1678 г. Царь пожаловал пустоши – Бекирево, Шадрино, Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче. По писцовым книгам 1675 года в них значилось: пашни пахотные – 26 десятин [28,4 га], лесом поросло 34 десятины [37,1 га], четвертные пашни 72 четвертей [39,3 га], сена 40 копен [4,4 га], 6 вытей.
В 1680 году пожаловал он 16 пустошей: Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово, Харламово, Непейну, Обарино малое, Обарино большое, Филимоново, Княжево, Мартьянку, Малогино, Губино. В них пашни пахотные 220 десятин [240 га], четвертные пашни 440 четвертей [240 га], сена 1 139 копен волоковых [124 га], леса непашенного 33 десятины [36,1 га], да полвёрстного вдоль на версту, поперёк на полверсты.
В 1681 году – пожаловал он же 6 пустошей: Сидорово, Тщаниково, Рябинино, Карпово, Патрекейку, Гатвышево да полпустоши Перепечино. В них значилось тогда: пашни перелогом и лесом поросло 26 чети [14,2 га], лесу пашенного и непашенного 33 десятины [36,1 га], сена 125 копен [13,7 га].
В 1685 и 1686 годах Великие Государи Иоанн и Пётр Алексеевичи все сии владения утвердили за Лукиановою пустынею.
Чем ещё владела эта пустынь, неизвестно.
Жалованные царские грамоты в Лукианову пустынь
I
Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя росии Самодержец. По нашему Царскаго Величества обещанию изволили наше Государское шествие сотворить Рождества Пресвятыя Богородицы и Присно-Девы Марии в монастырь в Лукьянову пустыню, что в Переславском уезде Залесскаго, и нашим царским благосмотрением видя тоя святыя обители в нужных потребах скудство для милости Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога, пожаловали мы, Великий Государь, в той Рождества Пресвятыя Богородицы монастырь в Лукьянову пустыню Строителю Корнилию с братиею и кто по них иные строители или игумены и братия будут для общаго и немятежнаго их жительства к благоупотреблению довольства в Переславском же уезде Залесскаго пустош Аминево с пашнею и с лесы и с сенными покосы безоброчно ныне и впредь на вечныя времена, донележе Вседержитель Он вся окормляя Бог видимый сей мир в целости блюсти изволит. А в Приказе Большаго Дворца в писцовых книгах письма и меры Князя Михаила Волконскаго, да подъячаго Василья Толмачёва 137 (1629) году написано: «в Переславском уезде Залесскаго к Нашему Государеву Дворцовому селу Ивановскому Хлуденеву пустош Аминево, пашни пахотные семнадцать десятин, да лесом поросло тридцать десятин, всего сорок восемь десятин, а четвертныя пашни девяносто шесть чети в поле, а вдву потому ж, сена тридцать копен, впусте восемь вытей»; а в приходных же окладных книгах прошлых лет и нынешняго 185 (4677) году в Переславском уезде Залесскаго Нашего Государева Дворцоваго села Ивановскаго Хлуденева пустош Аминево на оброке Лукьановы пустыни за Строителем Корнилием с братиею, – оброку с той пустоши емлют на Нас Великаго Государя по тридцати рублёв, по три алтына, по две деньги; и те деньги из приходные окладной книги с той пустоши из окладу сложены. И того вышеименованнаго монастыря Строителю Корнилию с братиею и будущим по них в той святой обители за Нас – Великаго Государя и за нашу Царскаго Величества Державу и сущих в ней всех Православных Христиан Бога молить; а тем нашим Государским жалованием пустош с пашнею и с лесы и с сенными покосы и со всеми угодьи по сей пашен Великаго Государя жалованной грамоте владеть ныне и впредь непременно, а в Нашу Великаго Государя казну с той пустоши ныне и впредь никакого оброку не платить, а для лучшего нашей Государской милости объяснения о тое пустоши за тою святою обителию утверждения дана ся наша Великаго Государя жалованная грамота по Нашему Великаго Государя Царя и Великаго Князя Фёдора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца имянному указу за нашею Государскою красною отворчетою печатью. Писана в нашем Царствующем граде Москве лета 7185 (1677) году Февраля в 13 день.
У той же Великаго Государя грамоты по ниже пишет Диак Семён Кудрявцов.
А позади тояж Великаго Государя грамоты пишет: Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержец.
У той же грамоты пишется:
Лета 7193 (1685) Декабря в 24 день Божиею милостию мы Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцы сея жалованныя грамоты слушав пожаловали Переславскаго уезду Залесскаго монастыря Рождества Пресвятыя Богородицы Лукьяновы пустыни Строителя Евагрия с братиею и кто по них в той обители впредь иные Строители и братия будут велели сию жалованную грамоту подписать на Наши Великих Государей Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцев имена и быть о всём потому как в указе брата Нашего Великих Государей блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца и в сей жалованной грамоте написано.
Припись Диака Лариона Вязмина.
II
Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и малыя и белыя Росии Самодержец для милости Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога пожаловали Переславскаго уезда Залесскаго монастыря Рождества Пресвятыя Богородицы, что словет Лукьянова пустыня Строителя Корнилия с братиею и кто по них иные Строители или Игумены и братия будут велели им дать сию нашу Великаго Государя жалованную грамоту Переславскаго уезду Залесскаго на пустоши – на Бекирево, Шадрино, да напустошь урочище Загляднино с пашнею и с лесы и сенными покосы, да на мельницу, что под деревнею Недуревкою на реке Малом Киржаче со всяким мелничным строением для того в прошлом во 185 да в нынешнем во 186 году били челом Нам Великому Государю Рождества Пресвятые Богородицы Лукьяновы пустыни Строитель Корнилий с братиею, чтоб Нам Великому Государю пожаловать их велеть на те пустоши и на мельницу дать Нашу Великаго Государя жалованную грамоту, по чему б им теми пустошьми и мельницею впредь владеть. И мы Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержец Рождества Пресвятыя Богородицы Лукьяновы пустыни Строителя Корнилия с братьею и кто по них в том монастыре иные Строители или Игумены и братия будут пожаловали велели на те пустоши и на мельницу дать Нашу Великого Государя жалованную грамоту; и по сей Нашей Великого Государя жалованной грамоте и по писцовым книгам того вышеименованнаго монастыря Строителю Корнилию с братиею и будущим со них в той святой обители теми пустошьми со всеми угодьи и мельницею со всяким мельничным строением и с берегами владеть безоброчно ныне и впредь на вечныя времена, а в наши Великаго Государя волости и ни в какия земли тех вышеписанных пустошей и мельницы не имать; а буде они Строитель с братиею и кто по них иные Строители и Игумены и братия будут похотят те пустоши и мельницу отдавать на оброк, и им вольно кому похотят, а без ведома Строителя с братиею никому теми пустошми и мельницею не владеть и селитвы (то есть жилища) не заводить и насильством не владеть; а будет, кто чрез сию нашу Великаго Государя жалованную грамоту того монастыря Строителю Корнилию с братиею и будущим по них учнёт какое насильство или чем изобидит, и тому от Нас Великаго Государя быть в великой опале и в наказанье и убытки велим доправить вдвое; и им Строителю Корнилию с братиею и будущим по них за нас Великаго Государя и за нашу Царскаго Величества Державу сущих в ней всех Православных Христиан всесильнаго в Троице славимаго Бога молить соборне и келейне; а для лучшаго нашей Государской милости объяснения и тех пустошей и мельницы за тою святою обителию утверждения дана ся наша Великаго Государя жалованная грамота за нашею Государскою красною отворчетою печатью. Писан в нашем царствующем граде Москве лета 7185 (1678) Мая в 27 день.
III
Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержец для милости Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога пожаловали Переславскаго уезду Залесскаго Рождества Пресвятыя Богородицы Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова пустыня, Строителя Иеромонаха Корнилия с братиею и кто по них в том монастыре иные Строители или игумены и братья будут для них скудости, что за тем монастырём вотчин и никаких угодий нет для прокормления братии из наших дворцовых земель Переславскаго уезду старые Александровы слободы да села Рюминскаго пустошьми, которыя около той пустыни, пустошь Пашкова, пустошь Плечева, Чечкина, Вострикова, Киникова, Балуева, Летолова, Харланова, Непейна, Новопоселённая деревня, что была пустошь Малое Обарино, да тое деревни две пустоши Большое Обарино Харилово, да Филимоново, пустошь Кряжево, да что куплены в хлебной приказ у Андрея, да у Ивана Тимофеевых детей Чернцовых в Переславском уезде Залесскаго в Новосельском, да в Гулятине станех пустошь Мартьянка Голубино тож пустошь Мологино Ластицыно тож пустошь Губино с Новоросчистными землями с пашнею и с лесы и с сенными покосы и со всякими угодьи, для того в нынешнем во 188 году Сентября в 31 день били челом Нам Великому Государю той пустоши Строитель Иеромонах Корнилий с братьею наших де Великаго Государя Дворцовых сёл старой Александровы слободы и Рюминскаго пустоши смежны с их монастырскою землёю около монастыря в полуверсте и больше, а про монастырской де обиход братцкой на пропитание земли и сеннаго покосу у них скудно и дров урубить и скотины выгнать негде потому что те и иныя пустоши подошли около монастыря близко, и Нам Великому Государю пожаловати-б их велеть на пропитание братии из тех пустошей, которыя смежны около их монастырской старинной земли кругом отвесть во все стороны по версте, а по досмотру и по чертежу и по росписи стольника нашего и Воеводы Осипа Тухачевскаго в мерной версте около Лукьяновой пустыни наших дворцовых сёл старой слободы Александровы и Рюминскаго всего семнадцать пустошей, а в них пашни пахатной и перелогом и лесом поросло по пашне двести двадцать десятин, а четвертные пашни четыреста сорок чети в поле а вдву потомуж, сена тысяча сто тридцать три десятины, да поверстнаго вдоль на версту поперёг на полверсты, а Новопоселённых крестьян с пустоши Обариной указали мы Великий Государь свесть и поселить на иных дворцовых пустошах, а денежной оброк и укосное сено со крестьян сложить и быть тем всем вышеписанным пустошам с пашнею и с лесы и сенными покосы и со всякими угодьи к тому монастырю впредь безповоротно, и на те вышеписанные пустоши указали мы Великий Государь в тот монастырь дать нашу Великаго Государя жалованную грамоту за Нашею Царскою отворчетою красною печатью, и по Нашему Великаго Государя милостивому жалованью и по сей Царской нашей жалованной грамоте тою вотчинною землёю и всякими угодьи монастыря Пречистые Богородицы Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова пустыня Строителю Иеромонаху Корнилию с братиею и кто в той Святой обители иные Строители или Игумены и братья будут владети в век неподвижно, а в Наши Великаго Государя Дворцовые волости и ни в какие земли тех вышеписанных пустошей и сенных покосов и всяких угодий неимать, а будет они Строитель с братьею и кто по них иные Строители или Игумены и братья будут похотят те пустоши и сенные покосы и всякия угодья отдавать на оброк, и им отдавать вольно, кому похотят, а без ведома Строителя с братьею никому теми пустошьми и сенными покосы и всякими угодьи невладеть и селитьбы не заводить, а будет кто чрез сию Нашу Великаго Государя жалованную грамоту того монастыря Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и будущих по них учнёт чинить какое насильство, или чем изобидит, и тому от Нас Великаго Государя быть в великой опале и в наказанье убытке на них доправлены будут вдвое, и за то Наше Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всеа Великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованье Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и будущим по них в той обители Строителем и общежитенному братству за Нас Великаго Государя Царя и за братью Нашу Благовернаго Государя Царевича и Великаго князя Иоанна Алексеевича и за Благовернаго Государя Царевича и Великаго князя Петра Алексеевича всеа Великия и малыя и Белыя Росии и за наших Великаго Государя наследников и за Нашу Царскаго Величества Державу и сущих в ней Православных Христиан всесильнаго и всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога молить соборне и келейне непрестанно, а для лучшаго Нашей Государской милости объяснения и тех пустошей и сенных покосов и всяких угодий за тою святою обителию утверждения дана сия Наша Великаго Государя жалованная грамота за Нашею Государскою красною отворчетою печатью. Писан в Нашем Царствующем граде Москве лета (7188) июня в 1-е.
В лице ж возле печати молвлено 5 рублёв 16 алтын 4 деньги взято и в книгу записано.
IV
Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержец по Нашему Царскаго Величества обещанию в прошлом во 185 году изволили Наше Государское шествие сотворить в монастырь Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Присно-Девы Марии честнаго и славнаго Ея Рождества Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова пустыня в Переславском уезде Залесскаго в наших Великаго Государя в Переславских Дворцовых селех, и Нашим Царским благоразсмотрением видя тоя святыя обители в нуждных всяких потребах оскудение и для милости Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога Мы Великий Государь пожаловали в тот монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и кто по них иные в той святой обители и братья для общаго и неисходнаго из того монастыря жительства тоя святыя обители ко благоупотреблению довольства из наших дворцовых земель, что куплены в хлебной приказ у Ивана Тимофеева, сына Чернцова в Переславском уезде Залесскаго в Гулятине стану пустошь Сидорово, Тщаниково в Новосельском стану, пустошь Рябинино, Карпово, Патрекейну, Гневышево Волкуша тож, да что куплено у Якима, у Алексея, у Матвея, у Василья, у Ивана, у Бориса Ивановых детей Лотыревых в Переславском же уезде Залесскаго в Огалеве стану полпустоши Перепечино с Новоросчистными землями и с пашнею и с лесы и сенными покосы и со всякими угодьи, а в тех пустошах пашни перелогом и лесом поросло двадцать шесть чети в поле, а в дву потомуж, лесу пашеннаго и непашеннаго тридцать три десятины, сена сто двадцать пять копен, и тем всем вышеписанным пустошам с пашнею и с лесы и с сенными покосы и со всякими угодьи быть к тому монастырю ныне и впредь безповоротно и по Нашему Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованью монастыря Пресвятыя Богородицы Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова пустыня Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и кто в той святой обители иные Строители и братия будут теми пустошьми и всякими угодьи владеть во век неподвижно, донележе Он вся окормляя Бог видимый сей мир в целости блюсти изволит; а в Наши Великаго Государя Дворцовые волости и ни в какия земли тех вышеписанных пустошей и сенных покосов и всяких угодий не имать и не переписывать, а будет они Строители или игумены и братия будут похотят те пустоши и сенные покосы и всякие угодья отдать на оброк и им отдавать вольно, кому они похотят, – а без ведома Строителя с братиею теми пустошьми и сенными покосы и всякими угодьи никому невладеть и селидьбы незаводить. А будетъ кто чрез сию Нашу Великаго Государя жалованную грамоту того монастыря Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и будущим по них учнёт чинить какое насильство или чем изобидит, и тому от нас Великаго Государя быть в великой опале и в наказанье и убытки на них доправлены будут вдвое; и за то Наше Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованье им Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и будущим по них в той обители Строителем и общежительному братству за Нас Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца и братию Нашу Благовернаго Государя Царевича и Великаго князя Иоанна Алексеевича, Благовернаго Государа Царевича и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии и за наших Великаго Государя наследников и за всю Нашу Царскаго Величества державу и сущих в ней православных Христиан всесильнаго и Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога молить соборне и келейне непрестанно, дабы Всемилостивый Господь Бог даровал Нашему Царскому Величеству и братьям Нашим Благоверному Царевичу и Великому князю Иоанну Алексеевичу и благоверному Царевичу и Великому князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя Росии многолетное здравие и всему Православному Христианству тишину и благоденствие и всё полезное; а для лучшего Нашей Государской милости объяснения и тех пустошей и сенных покосов и всяких угодей за тою святою обителию утверждения дана ся Наша Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованная грамота за Нашею Государскою красною отворчетою печатью в Нашем Царствующем граде Москве лета 7189 году (1681) июля в 31-е. Пошлин взято по уложенью два рубля шестнадцать алтын четыре деньги в книгу записано.
На той грамоте пишется.
Лета 7193 Декабря в 24 день Божиею милостию мы Великие Государи Цари и Великие князи Иоанн Алексеевич Пётр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцы сея жалованныя грамоты слушав пожаловали Переславскаго уезду Залесскаго монастыря Рождества Пресв. Богородицы Лукьяновы пустыни Строителя Евагрия с братиею и кто по них в той обители впредь и ныне Строители и братия будут велели сию жалованную грамоту подписать на Наши Великих Государей Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцев имяна и быть о всём потому, как в указе брата Нашего Великих Государей блаженные памяти Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца и в сей жалованной грамоте написано:
Дьяк Ларион Вязмин.
У той же грамоты позади пишется: 7194 июля в 15 день писцы Стольник Андрей Николаев сын Демской, да подъячей Василей Сафонов к писцовому межевому делу с сей великаго Государя жалованной грамоты взяли список. У подлинной грамоты справа подъячего Василья Постникова.
То же написано и под второю и третьею грамотою Царя Феодора Алексеевича.
* * *
Смотреть далее грамоту Царя Феодора Алексеевича от 1681 года.
Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы. (Муравьёв, А. Н. Жития святых российской церкви, также иверских и славянских / А. Н. Муравьёв. – СПб.: Типография III отделения, 1856. – Т. 4: Месяц декабрь. – Приложения, с. 216.) Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви. (Там же, с. 217.)
Матерь Божия явилась ему в сонном видении и ведала ему идти в пределы Переславские покрыть её церковь запустевшую.
Блаженный Лукиан скончался 1654 года сентября 8 дня.
В «Житиях святых российской церкви, также иверских и славянских» за месяц декабрь, с. 218, Иосиф назван Архимандритом Рождественского монастыря во Владимире. Странно! В приведённой грамоте Царя Алексея Михайловича чётко и ясно назван он Архимандритом Андроникова монастыря, и это должно быть справедливее. До 1744 года и Переславский и Александровский уезды относились к Московской епархии, и Архимандрит Владимирский едва ли мог мешать строить Феодосию на месте, принадлежащем Московской епархии.