Источник

Происхождение и история внешнего культа

Переходим теперь к вопросу, как сложился внешний обрядовый культ, как образовалось христианское богослужение. Эту сторону еще труднее выяснить, нежели историю организации церковного управления. В самом начале, пока церковь распространялась только по Палестине, видно, что христианское богослужение развивалось в тесной связи с богослужением ветхозаветным. Сначала христиане соблюдали многие ветхозаветные обряды; затем, сознавая несоответствие некоторых старых обрядов с новым учением, они их оставляли, устанавливали новые обряды для выражения новых, христианских идей. Но если на первых порах есть указания по этому вопросу, то далее они совсем прекращаются. Между тем весьма интересен вопрос, как образовалось богослужение у церквей, возникших не на иудейской почве, а среди языческого населения. Эти церкви брали много готового у прежде основанной церкви Палестинской. Поэтому, вопреки установившемуся среди немецкой отрицательной школы мнению о противоречии христианства еврейского и христианства языческого, нужно сказать, что даже с внешней стороны, в обрядах, первые христианские общины, возникшие среди язычества, много заимствовали у первых христианских общин палестинских. Во всем позднейшем богослужении отражается тип иудейский (причем, конечно, вводились и новые обряды). И что христианское богослужение заимствовало свои формы у ветхозаветного – это вполне понятно; иудейство не было чуждым христианству, оно было подготовкой к нему. Но, спрашивается, могло ли христианство заимствовать что-нибудь из языческого богослужения. Вероятно, такие заимствования были, хотя очень редко: христианство не стеснялось формалистикой, и если языческие обряды были чисты, годны, то христианство вводило эти обряды у себя, вкладывая в них новые идеи, давая им высший смысл.

Это можно сказать вообще об основных началах, на которых развилось христианское богослужение. Но подробности восстановить здесь очень трудно, потому что в первых памятниках христианских почти не встречается литургических подробностей. До нас, правда, дошли типы литургий – Римский (приписываемый Клименту), Иерусалимский (Иаков) и Александрийский (Марк); но в этих редакциях их нельзя считать произведением апостолов и века апостольского. Здесь видны прибавки и наслоения позднейшего времени. Вообще эти памятники литургические не имели такого установленного значения, как послания апостольские, касающиеся догматов. Богослужение было более живое, подвижное, дело практики, и чин богослужения передавался устно. Одно поколение за другим делало к первоначальному чину богослужения новые прибавки, изменения. Поэтому эти памятники изменялись постоянно, а как происходили эти изменения, проследить нельзя. В древнейших памятниках, например, в посланиях, писаниях мужей апостольских, писаниях апостолов, упоминаний об обрядах встречается очень мало, отчасти потому, что первоначальный культ был несложен, отчасти потому, что христиане особенно заботились о раскрытии нравственных начал христианства, на обрядовую сторону мало обращая внимания; и наконец, потому, что христиане намеренно скрывали свои обряды от язычников, опасаясь, чтобы святыня христианская не подверглась глумлению, осмеянию со стороны язычников. Поэтому и чин богослужения передавался сначала лишь изустно.

Таким образом, вообще историю первоначального христианского богослужения можно восстановить лишь предположительно, в самых кратких и отрывочных чертах.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle