епископ Александр (Милеант)

Октябрь

Преподобный Роман Сладкопевец

14 окт. (1 окт. по церк.кал.)

Преподобный Рома́н, прозванный “Сладкопе́вец,” был по происхождению греком и родился в середине 5-го столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасие Дикоре (491–518 гг.) он переехал в Константино́поль и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфи́мий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амво́н храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак ́празднику Рождества Христова: Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; А́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют: нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ Мла́до, Предве́чный Бог. (Кондак – краткая молитва, выражающая суть праздника).

На следующий день святой Роман пришел в храм к всенощной под Рождество Христово. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн “Де́ва днесь,” что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопе́вцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится его ака́фист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556-ом году.

Кондак:

Боже́ственными доброде́тельми Ду́ха, измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре, Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние бы́л еси́, пе́нием прекра́сным укра́сив ю́, блаже́нне. Тем мо́лим тя́, пода́ждь жела́ющим боже́ственного дарова́ния твоего́, я́ко да вопие́м ти́: ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Блаженный Андрей Христа ради юродивый

15 окт. (2 окт. по церк.кал.)

В Константинополе при императоре Льве Великом (886–912 гг.) служил телохранителем некий Феогно́ст, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андре́й, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава. Феогност любил Андрея и дал ему образование. Андрей часто ходил в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу, и по особому повелению свыше Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради, т.е. стал притворяться безумным.

Как умалишенного, святого Андрея поместили при храме святой Анастасии и здесь присматривали за ним. Явившись ему во сне, святая мученица Анастасия укрепила его продолжать свой подвиг, и Андрей стал юродствовать, но до такой степени, что его признали безнадежно безумным и прогнали с территории храма. После этого святой Андрей скитался по улицам столичного города грязный, полунагой и голодный. Большинство людей сторонилось его, а некоторые глумились над ним и избивали. Даже нищие, которым святой Андрей отдавал свои последние монетки, гнушались им. Но святой Андрей кротко переносил свои страдания и молился за обижающих его.

Впрочем не всегда Андрей притворялся безумным: в беседе со своим духовным отцом или со своим учеником богатым юношей Епифа́нием святой Андрей снимал маску юродства, и тогда обнаруживалась его духовная мудрость и необыкновенная духовная красота. За свое глубочайшее смирение и сердечную чистоту святой Андрей получил от Бога дар чудес и прозорливости. Епифаний многому полезному научился от святого юродствовавшего учителя и от него услышал предсказание, что в свое время он станет архиереем и знаменитым проповедником. Так оно и исполнилось.

Однажды святой Андрей, подобно первоверховному апостолу Павлу, был взят на третье Небо и слышал там неизреченные слова, которые людям нельзя слышать (1Кор. 2:9). Здесь он удостоился увидеть самого Господа Иисуса Христа, ангелов и многих угодников Божиих, однако святой Андрей удивлялся, что не увидел Пресвятую Деву. Он стал спрашивать, где Она, и ему ответили, что она спустилась в многобедственный мир, чтобы помогать людям и утешать скорбящих.

Через некоторое время святой Андрей, будучи во Влахернском храме в Константинополе, удостоился увидеть и Пресвятую Богородицу. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Когда святой Андрей вместе с Епифанием молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Святую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма Свой омофо́р. “Видишь ли ты Царицу всех?” – спросил Андрей своего ученика, как бы не веря своим глазам. “Вижу, отче святый, и ужасаюсь,” – ответил Епифаний.

Скончался блаженный Андрей на 66-ом году жизни в 936-ом году. Его житие описал Никифор – пресвитер храма Святой Софии, духовник святого Андрея и его ученика Епифания.

Кондак:

Во юро́дство притвори́вся во́лею, ми́ра сего́ красоты́ отню́дь возненави́дел еси́, плотска́я мудрова́ния увяди́л еси́, посто́м, и жа́ждою, и зно́ем, и сту́дению мра́за, от дождя́ и сне́га, и от про́чия возду́шныя тяготы́ никогда́ же уклони́вся, очи́стил еси́ себе́ я́ко зла́то в горни́ле, Андре́е блаже́нне.

Мученицы Домнина, Вероника и Проскудия

17 окт. (4 окт. по церк.кал)

Мученица До́мнина и ее дочери Верони́ка (Виринея) и Проску́дия жили в городе Антиохи́и в Сирии. В царствование императора Диоклетиа́на они пострадали за Христа в 304-ом году.

Известна еще другая святая Вероника, с памятью которой связан Нерукотворный образ страждущего Спасителя. Вероника находилась в Иерусалиме во время осуждения Господа Иисуса Христа на крестные страдания. Когда Спаситель нес Свой крест на Голгофу, она слилась с толпой иудеев и следовала за Ним. Увидев Его, павшего под тяжестью креста, она сжалилась над Ним и, подбежав, напоила Его водой. Сделав это, она полотенцем вытерла Его окровавленное лицо. Придя домой, она обнаружила, что на полотенце запечатлелся Его лик. Это полотенце святой Вероники со временем попало в Рим и стало здесь известным под именем Нерукотворного образа. Отличается этот образ от Нерукотворного образа Восточной церкви (смотри брошюру об Иисусе Христе) тем, что в нем на челе Спасителя изображается терновый венец.

Преподобная Пелагея

21 окт. (8 окт. по церк.кал.)

Преподобная Пелаге́я родилась в Антиохи́и сирийской и до своего обращения ко Христу была легкомысленной и распущенной девицей. Имея очень привлекательную наружность, она украшала себя роскошными одеждами, золотом и драгоценными камнями, за что поклонники называли ее Маргари́той, т.е. жемчужиной.

Однажды в Антиохию съехались на собор епископы соседних епархий. Среди них находился Нонн, епископ Илиопольский, известный своей мудростью и праведной жизнью. Во время перерыва епископы вышли из храма, где они заседали, и вдруг перед ними появилась шумная толпа юношей. Среди них особенно выделялась своей красотой одна девица – с обнаженными плечами и нескромно одетая. Это была Пелагея. Она громко шутила и смеялась, а поклонники вились вокруг нее. Смущенные епископы потупили свои взоры, а святой Нонн, напротив, стал пристально рассматривать Пелагею. Когда шумная толпа удалилась, Нонн спросил епископов: “Разве не понравилась вам красота этой женщины и ее наряд?” Они молчали. Тогда Нонн продолжил: “А я многому научился от нее. Она поставила своей целью нравиться людям и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей! На страшном суде ею осудит нас Господь, потому что мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?”

Придя в гостиницу, святой Нонн стал усердно молиться о спасении Пелагеи. В следующее воскресение, когда Нонн совершал Божественную литургию, Пелагея, влекомая таинственной силой, впервые пришла в храм. Богослужение и проповедь святого Нонна о Страшном суде так потрясли ее, что она пришла в ужас от своей грешной жизни. Придя к Нонну, она изъявила желание креститься, но не была уверена помилует ли ее Господь: “Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела.” Добрый пастырь утешил ее надеждой на милосердие Божие и крестил ее.

Став христианкой, Пелагея собрала свое имущество и принесла Нонну. Нонн же велел раздать его нищим, говоря: “Пусть будет умно потрачено худо собранное.” Несколько дней спустя, Пелагея, переодевшись в мужскую одежду, удалилась из города. Пошла она в Иерусалим и здесь приняла монашеский постриг. Ее приняли за юношу. Устроив себе келью на Елеонской горе, она затворилась в ней и стала вести суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Жители окрестных мест считали ее за инока Пела́гия, евнуха. После нескольких лет, достигнув высоких духовных дарований, инок Пела́гий скончался приблизительно в 457-ом году. При погребении обнаружилось, что почивший инок – женщина. (Елеонская гора – называется так по множеству произраставших на ней маслиновых деревьев. Она лежит к востоку от Иерусалима. С нее Господь вознесся на небо. Пещера преподобной Пелагеи находилась вблизи места вознесения).

Кондак:

Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши, бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х, я́ко да прии́мши соверше́нное оставле́ние: е́же и обрела́ еси́ ма́ти я́ве, пу́ть покая́ния показа́вши.

Преподобная Таисия

21 окт. (8 окт. по церк.кал.)

Святая Таи́сия родилась в Египте в конце 3-го столетия. Воспитанная своей матерью, женщиной дурного поведения, Таисия с юных лет предалась развратной жизни и стала блудницей. Прельщая юношей и мужей своей редкой красотой, она многих из них довела до разорения.

Слух о грешной Таисии дошел до старца Пафну́тия Великого, который многих погибающих грешников сумел привести к покаянию. Одевшись в светские одежды, старец Пафнутий пришел к Таисии и попросил назначить ему свидание в таком укромном месте, где бы решительно никто не увидел их – не только люди, но и Сам Господь! Таисия, хотя была язычницей, однако не лишена была элементарных представлений о Боге. Улыбнувшись, она ответила старцу, что исполнить его просьбу невозможно, так как Бог везде находится и все видит. Тогда преподобный Пафнутий живо представил ей всю тяжесть ее грехов и то, какой страшный ответ она должна будет дать Богу за обольщенных ею людей. Слова старца потрясли грешницу, и она, придя в глубокое раскаяние, решила в корне изменить свою жизнь.

Собрав свои сокровища, приобретенные греховными жизнью, она сожгла их на городской площади, чем всенародно осудила свой прежний образ жизни. После этого Таисия поступила в женский монастырь, и здесь три года она подвизалась в затво́ре, горько оплакивая свои грехи. Скончалась преподобная Таисия около 340-го года. Инок Павел, прозванный Простой, имел видение, что Господь простил Таисии ее грехи и удостоил Царства Небесного. Узнав это, старец Пафнутий очень обрадовался: ему удалось спасти погибшую было душу.

Тропарь: В тебе́ ма́ти изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: прии́мши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, и де́ющи учи́ла еси́, презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо: прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бная Таисия, ду́х тво́й.

Мученица Зинаида

14 окт. (11 окт. по церк.кал.)

Согласно преданию сестры Зинаи́да и Филони́лла приходились родственницами апостола Павла и были его ученицами. О них известно очень мало. Родились они в городе Та́рсе в Киликийской области Малой Азии (ныне Турции). Изучив врачебное искусство, они поселились около города Демитриа́ды, на севере от Тарса. Вся их жизнь проходила в молитве и посте. Жителям той страны они стали известны своим безвозмездным исцелением всевозможных недугов. Ища исцеления, все больше и больше людей стало посещать их. Но исцеляя физические болезни, святые сестры старались лечить и душевные недуги посетителей, и наставляли их в христианской вере. Этим они содействовали апостольскому делу своего родственника – апостола Павла.

Неизвестно, как долго святые Зинаида и Филонилла так подвизались в Демитриаде. Однажды ночью неверующие язычники, ворвались к ним, вытащили их на улицу и побили камнями. Так они пострадали, как мученицы за Христа.

Мученики Косьма, Дамиан, Леонтий и др.

17 окт. (4 окт. по церк.кал.)

Братьев Косьму́ и Дамиа́на издревле почитают как на Востоке, так и на Западе. Эти братья-близнецы родились в Ара́вии в середине третьего столетия. Изучив врачебное искусство, они ходили с проповедью по городам и селениям Аравии, исцеляя силой Христовой больных людей и даже зверей. От платы они отказывались. Таким образом они многих язычников обратили к христианской вере.

Во времена императора Диоклетиа́на (284–305 гг.) Косьма и Дамиан пришли в Килики́йскую область Малой Азии, где они подверглись гонению со стороны префе́кта Ли́сия. Их арестовали, заставляли отречься от Христа, долго мучили и в конце концов обезглавили в 303-ом году. Вместе с ними приняли мученический венец и братья-христиане Лео́нтий, Анфи́м и Евтро́пий.

Их святые останки были похоронены в городе Кир в Сирии, где от них стали совершаться многочисленные исцеления. Император Юстиниа́н I (527–565 гг.), будучи исцелен святыми Косьмой и Дамианом от опасной болезни, в благодарность перестроил и украсил их храм в Константино́поле. Этот храм стал местом паломничества для всего Востока. Будучи врачами-бессребрениками, святые Косьма и Дамиан почитаются покровителями врачей и изображаются на некоторых медицинских эмблемах. (Среди святых известны три пары братьев, которых звали Косьма и Дамиан). Кроме двух близнецов из Аравии, о которых мы здесь рассказали, были еще братья Косьма и Дамиан, которые жили в Малой Азии и мирно скончались в 3-ем веке в Месопотамии. Память их 1-го ноября по церковному календарю. Чтятся еще римские братья Косьма и Дамиан, которые пострадали в правление императора Карина (283–284 гг.). Память их совершается 1-го июля по церковному календарю.

Тропарь: Святи́и безсре́бренницы и чудотво́рцы, посети́те не́мощи на́ша: ту́не прия́сте, ту́не дади́те на́м.

Праведный отец Иоанн Кронштадтский

1 нояб. и 2 янв. (19 окт. и 20 дек. по церк.кал.)

Святой Иоа́нн (полное имя которого Иоа́нн Ильи́ч Се́ргиев) родился 19-го октября 1829-го года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Ры́льского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения.

Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота и случалось, что на него нападало отчаяние. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы “завеса спала с его очей.” Он вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. В 1851-ом году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.

Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855-ом году он окончил Академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иере́и и назначен священником Андре́евского собора в городе Кроншта́дте (недалеко от Петербурга).

С первого же дня после своего рукоположения батюшка отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и людям и стал ежедневно служить Божественную литургию. Он молился, учил и помогал многим. Его усердие было поразительно. Поначалу, да и потом, люди нередко осуждали его, смеялись над ним, считая его не вполне нормальным.

На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. В просьбах помолиться он не отказывал ни богатому, ни бедному, ни знатному, ни простому. И Господь принимал его молитвы. Совершались чудеса: их бесчисленное множество – записанных и не записанных. К нему стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со всей России и из заграницы.

Письма и телеграммы сотнями приходили в Кронштадт. Отец Иоанн читал их и обычно сразу же горячо молился. Тысячи и десятки тысяч людей стекались к батюшке за молитвой и благословением.

Отец Иоанн не был блестящим проповедником. Он говорил просто, ясно, сердечно, от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Эти проповеди печатались отдельными выпусками и распространялись в огромном количестве экземпляров по всей России. Было издано и собрание сочинений о. Иоанна, состоящее из нескольких крупных томов.

Особой популярностью у верующих пользовался его пастырский дневник “Моя жизнь во Христе.” Это был дневник духовной жизни отца Иоанна, запись благодатных мыслей и чувств, которых удостоился он, по его собственным словам, “от просвещающего Духа Божия в минуты глубокого внимания и испытания себя, особенно во время молитвы.”

Эти мысли и чувства обращены или к Самому Господу Богу (в форме молитв), или к своему “я” (в форме размышления), или же к другим лицам (в форме наставлений). Они касаются различных предметов веры, имеют большое нравственное значение и являются школой духовной жизни.

Отец Иоанн был и законоучителем. Причем влияние его на учеников было неотразимое. Дети его любили. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, уроков не задавал, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы. Эти беседы на всю жизнь запоминались ученикам. Отец Иоанн как-то особенно умел пробудить живую веру в душе ребенка. На уроках он часто читал жития святых, Библию, или рассказывал о своей пастырской деятельности.

Велико было милосердие отца Иоанна с первых же дней его пастырства. Он не гнушался людей. Шел по первому зову к самым бедным и опустившимся людям. У них он молился, наставлял и помогал, а часто отдавал последнее, вызывая по началу упреки со стороны близких. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за доктором в аптеку.

Позже через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Но он не считал их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882-ом году в Кронштадте был открыт “Дом трудолюбия,” в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище до 40 тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом.

По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его забота и помощь.

Скончался отец Иоанн 20-го декабря 1908-го года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Ива́новском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и постоянно служились панихиды.

Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и ко всем людям, отец Иоанн Кронштадтский получил по милости Божией всероссийское почитание.

Тропарь: Во Христе́ во ве́ки живы́й, чудотво́рче, любо́вию ми́луяй су́щия в беда́х. Слы́ши ча́да твоя́, ве́рою тя призыва́ющия, ще́дрыя по́мощи от Тебе́ ча́ющия, Иоа́нне Кроншта́дтский, возлю́блене па́стырю наш.

Кондак: От младе́нчества Бо́гом избра́нный, и во о́трочестве да́р уче́ния чуде́сного от Него́ прие́мый, и к пресви́терству в со́нном виде́нии пресла́вно при́зван бы́в, па́стырь ди́вный Це́ркве Христо́вы яви́лся еси́, о́тче Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те. Моли́ Христа́ Бо́га все́м на́м с тобо́ю в Ца́рствии Бо́жием бы́ти.

Святой апостол Иаков

5 нояб. (23 окт. по церк.кал.)

Апостол Паве́л в послании к Гала́там пишет, что вместе с апостолом Петро́м почитались столпами Церкви и апостолы Иа́ков и Иоа́нн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-ом году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15-я глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудным, поскольку он находился среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: “Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона” (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Наблюдая такое влияние апостола на народ, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Фе́ста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р.Х.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддуке́й Ана́н. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: “Скажи нам о Распятом?” – “Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных.” В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: “Оса́нна Сы́ну Дави́дову!” Первосвященники же и книжники закричали: “О, и сам праведник в заблуждении!” – и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: “Господи, прости их! Они не ведают, что творят.” “Побьем его камнями,” – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: “Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится.” Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Ио́сиф Фла́вий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Тропарь: Я ко Госпо́день учени́к, восприя́л еси́ пра́ведне Ева́нгелие: я́ко му́ченик и́маши, е́же неопи́санное; дерзнове́ние, я́ко бра́т Бо́жий: е́же моли́тися, я́ко иера́рх. Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Великомученик Димитрий Солунский

8 нояб. (26 окт. по церк.кал.)

Великомученик Дими́трий родился в городе Солу́ни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиа́н Гале́рий, вступивший на престол в 305-ом году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалони́йской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарма́тов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солу́ни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Не́стор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора, должны были наградить, как победителя, но вместо этого казнили, как христианина.

По приказу императора, темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306-ом году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солу́няне тайно предали его земле. Слуга Димитрия, Лупп, взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маври́кия (582–602 г.) ава́ры, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С 7-го века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В 14-ом веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом.” По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточи́вым.

Тропарь: Вели́ка обре́те в бе́дах тя́ побо́рника вселе́нная страстоте́рпче, язы́ки побежда́ющая: я́ко же у́бо Ли́еву низложи́л еси горды́ню, и на по́двиг дерзнове́нна сотвори́в Не́стора, та́ко, свя́те Дими́трие, Христу́ Бо́гу моли́ся дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Великомученица Параскева

10 нояб. (28 окт. по церк.кал.)

Великомученица Параске́ва родилась в городе Ико́нии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.

В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиа́на, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Пе́тка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой с лучезарным венком на голове.

Тропарь: Прему́драя и всехва́льная Христо́ва му́ченица Параске́ва, му́жескую кре́пость прие́мши, же́нскую же не́мощь отве́ргша, диа́вола победи́, и мучи́теля посрами́, вопию́щи и глаго́лющи: прии́дите, те́ло мое́ мече́м ссецы́те, и огне́м сожги́те: а́з бо ра́дующися иду́ ко Христу́ – жениху́ моему́. Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Преподобномученица Анастасия Римлянина

11 нояб. (29 окт. по церк.кал.)

Святая Анастаси́я Ри́млянина осиротела в возрасте 3-ех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. При императоре Де́кии (249–251 гг.) Анастасии исполнилось 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой.

В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

Военачальник Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. Тогда ее подвергли лютым пыткам: у нее вырвали из пальцев ногти, потом отсекли руки и ноги, затем выбили все зубы. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили, и святой Анастасии отрезали язык, которым она непрестанно славила Бога. Утомленные палачи, наконец, обезглавили ее. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.

Тропарь: А гница Твоя́, Иису́се, Анастасия зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́ Женише́ мо́й, люблю́, и тебе́ и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стра́жду Тебе́ ра́ди я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя́, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске.

Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска.


Источник: Избранные жития святых: Январь-декабрь / [Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина). ISBN 5-7373-0104-4

Комментарии для сайта Cackle