Житие отцов

Источник

Содержание

Предисловие

I. Пролог православных святых Запада II. Житие святителя Григория Турского 539–594. Аббат Одо Родословная Святителя Чудесное знамение Его двоюродный дед, святитель Никита Лионский Его отец исцеляется во второй раз Исцеление и постриг Литературные занятия Святитель Мартин исцеляет его Сотворяется чудо, и гордость смиряется Видение света Божией Матери III. Православная Галлия. Введение Православное Христианство в Галлии VI века Заключение: значение Галлии VI века для современности IV. Vita patrum – житие отцов или книга о жизни некоторых святых святителя Григория Турского Пролог святителя Григория 1. Преподобные Роман и Лупикин, отшельники Юрских гор 2. Святитель Иллидий, Клермонский чудотворец 3. Преподобный Авраам, аббат, святой изгнанник с Востока 4. Святитель Квинтиан, образ христианской твердости и любви во времена смутные 5. Преподобный Портиан, аббат, земной раб, унаследовавший Царствие Божие 6. Святитель Галл сын сенатора, покинувший мир и обретший Небо 7. Святитель Григорий, нетленный чудотворец Лангрский 8. Святитель Никита Лионский, образец кротости, освободитель узников 9. Преподобный Патрокл, аббат, отшельник Бурже 10. Преподобный Фриард отшельник, избавивший ближнего от бесовского наваждения 11. Преподобный Калуппан отшельник, обитатель скалы в Оверни 12. Преподобный Емилиан пустынник и преподобный Бракхио, аббат 13. Святой Лупикин из Липидиако, отшельник-мирянин Оверни 14. Преподобный Мартий, аббат, блаженный воин Христов 15. Преподобный Сенох, аббат, блаженный целитель Турский 16. Преподобный Ванантий Турский, победитель диавольских сил 17. Святитель Никита Трирский, равноапостольный 18. Преподобные Урс и Леобат, аббаты Сенапарии 19. Преподобная Монегунда, праведная, чудотворица 20. Преподобный Леобард, отшельник, подвизавшийся в Мармутье, что рядом с Туром Конец книги “Житие отцов”. V. Прибавление к житию отцов святителя Григория Турского Вступительное примечание 25. Преподобный Аредий, святой аббат Лиможский Приложения Приложение I. Приложение II. 1. Благочестивая юность 2. Инок Иоанн 3. Битольский праведник 4. Шанхайский пастырь 5. Сила веры 6. “Гугнивый Моисей” 7. Среди позабытых святых 8. Американские скорби 9. “Хотя я и умер, но я жив” 10. Усыпальница-свидетельница  

 

Главный труд православной агиографии VI века великого православного Святого Запада. Никогда прежде не переводился на русский или греческий, впервые теперь представлен на русском и посвящен блаженной памяти архиепископа Иоанна (Максимовича), который сам являлся последним из великих православных иерархов Галлии и новым Апостолом стран Запада.

† Иеромонах Серафим (Роуз)

Предисловие

«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать.» (Исаия 35, 1–2)

Век апостолов отличался высоким подъемом духа среди христиан. Поскольку во многих местах над христианами за их веру нависала угроза мученичества, они всегда были наготове, жили в постоянном ожидании дня встречи с Господом, Которому служили. Когда позднее Христианство “легализовалось”, то оказалось, что требования к Христианству ослабели. Христианство не являлось больше вопросом жизни и смерти. Однако многие христиане не хотели терять горячую веру времен апостольских. Для них Христианство все еще было “вопросом жизни и смерти”, независимо от его культурного окружения. Чтобы сохранить светильник Веры, однажды зажженный в темных катакомбах, укрытых от антихристианских правителей, эти верующие бежали в “пустынь”, то есть в необитаемые места, где могли жить в уединении и молитве. Лишая себя удобств мирской жизни, которые отвлекают душу и плоть от служения Богу, они, таким образом, предавались бескровному мученичеству, чтобы не дать горящей вере катакомб исчезнуть с лица земли. Пустынь послужила сохранению высокого христианского духа и этим спасла все Христианство, которое приверженностью своим аскетическим корням может сохранить свою “первую любовь” до конца времен.

Любовь к пустыни впервые зародилась в христианских общинах Палестины и Египта. Позднее идеальное представление об этом образе жизни проникло во многие другие страны мира: в Грецию, Италию, Англию, Ирландию, Францию (Галлию). Центральной фигурой в этом западном движении был преподобный Иоанн Кассиан, который в IV веке отправился в Египет, чтобы изучить монашеские традиции и учение, а потом этими знаниями поделился со своими соотечественниками в Галлии. Этот “исход в пустыню” породил святых, чьи жизни были отмечены святостью не в меньшей степени, чем жизни их предшественников на Среднем Востоке. Их популярность среди верующих была настолько высока, что знаменитый летописец того времени святитель Григорий Турский постарался во многих книгах запечатлеть их жития в назидание будущим поколениям христиан. Одну книгу, специально посвященную его землякам-аскетам, он назвал “Vita Patrum” (Патерик) или “Житие Отцов”, словно множество этих людей вело одну жизнь пред Господом – высшая христианская добродетель – единодушие. “Vita Patrum” в первый раз представлена здесь на русском языке как результат точно такого же сильного стремления обрести христианские чувства, патристическое единение души, которое было присуще Отцам древней Египетской пустыни и Галлии. Составитель и переводчик этой книги на английский язык иеромонах Серафим (Роуз), сам был большим любителем пустыни. В течение многих лет, которые он подвизался в монашестве в пустыни Северной Калифорнии, он стремился понять и усвоить дух Отцов древней Галлии. Из вступительных глав отца Серафима можно видеть, что его исследование монашества Галлии было не просто научным занятием. Отец Серафим изучал святых Галлии, чтобы сопоставить на практическом уровне болезни того давнего Христианства и проблемы нашего современного монашества. Живя в Америке XX века, ему хотелось действовать согласно тем же принципам, что и древние христиане, верить, как они. Часто, когда видели его в состоянии погруженности в себя, его братия-монахи подшучивали над ним, говоря: “Не трогайте его, он в Галлии VI века”.

Отец Серафим не пытался уйти в прошлое, скорее, он надеялся ответить на вопросы своих сотоварищей-христиан, укрепить свою и их веру, дабы они не свернули с узкого пути христианской брани. Для этого он открывал забытые источники о святых в древней Галлии, снимал пыльный покров с подлинных древних христианских сокровищ, бывших недоступными более тысячи лет.

Книга “Vita Patrum” публикуется спустя более чем двадцать лет после его кончины в 1982 году и является плодом его трудов как монаха и как православного мыслителя.

Идеал пустыни, отраженный в житиях представленных здесь святых и в самом отце Серафиме да воспламенит многих любовью ко Иисусу Христу, да укрепит теперь и богоспасаемых русских православных людей и да вдохновит их святостью древних Православных святых Запада, столь родственной горячей ревности о Христе Святой Руси, единой с Небесным Православием. Такую горячую веру когда-то лелеяли в катакомбах, а позже в дальних лесах Галлии, на Афоне, в Русской Северной Фиваиде и подвизались.

И почему бы не подвизаться сейчас во все еще благоухающих пустынях новых миров – в Америке, Австралии, Новой Зеландии и в новой России, очищенной и обогащенной духовной силой, святой кровью Новомучеников Российских?

Игумен Герман (Подмошенский), еромонах Дамаскин (Христенсен).

Карта ранних монашеских поселений и святых Запада.


Источник: Vita Patrum : Житие отцов, составленное святителем Григорием Турским. Предисловие отца Серафима (Роуза) / пер. с латин. и фр. яз. на англ. осуществлен о. Серафимом (Роузом) и Полом Бартлетом ; пер. на рус. Лидии Васениной ; ред. и вступ. материал о. Серафима (Роуза). - Москва : Братство преп. Германа Аляскинского Платина, Калифорния [и др.], 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 413, [2] с. : ил., карт., портр.

Комментарии для сайта Cackle