епископ Александр (Милеант)

На пороге жизни и смерти

 Часть 7Часть 8

Приложение

Критика учения о перевоплощении

Взамен христианского учения о спасении человека во Христе все более распространяется вредное оккультно-теософское учение о перевоплощении. Согласно древнеиндусской версии этого учения душа после смерти переходит временно в астральный план, откуда она потом переселяется в другое тело, например, – в растение, насекомое, животное, или в тело другого человека. (Очевидно в этот список следует добавить микробов и вирусов, о которых не знали древние индусы. При этом тело, в которое предстоит воплотиться душе, определяется количеством «кармы» – или дел, добрых или злых, – которые она собрала в предыдущей своей жизни. Если человек делал добро, то его душа переходит в более развитое и благородное существо, если же жил худо, то его душа наказывается переходом в более низкое существо. Процесс перевоплощения повторяется до тех пор, пока душа полностью не освободится от кармы путем потери всякого интереса к жизни и тогда она сливается с абсолютом (Брахма) или (согласно буддизму) растворяется в Нирване.

Учение о перевоплощении душ утверждает, что как было время, когда человек не существовал, так настанет время, когда его больше не будет. Человек начал развиваться из низших существ, например, из растений или рыб, и будет развиваться в сверхчеловека. Поэтому нынешний человек – это преходящее существо. Он целиком находится во власти космических сил, которые влекут его к непонятной для него цели и приведут его к состоянию, в котором не будет уже ничего человеческого.

Хотя существует несколько версий учения о перевоплощении, на Западе популярна сейчас «очеловеченная» версия, согласно которой душа человека переходит только в тело человека – более благородного или менее благородного, но не в низшие жизненные формы.

Учение о перевоплощении во всех его разновидностях идет вразрез с тем, что Священное Писание говорит о природе и назначении человека. Это лжеучение не имеет никаких объективных данных в свою пользу и построено полностью на фантазии. Тем не менее оно привлекает к себе приверженцев тем, что, с одной стороны, обещает своего рода «бессмертие» души (в его примитивном языческом виде), а с другой стороны, отрицая верховного Судью над людьми и наказание в аду, освобождает грешника от чувства ответственности и страха за свои неблаговидные поступки. Логичный вывод из этого учения тот, что если человек и нагрешит в этой жизни, то в следующем своем перевоплощении он сможет поправить дело. После неограниченного цикла перевоплощений каждый человек в конце концов достигнет того же конца, что и остальные люди, – слияния с абсолютом. Разница лишь в количестве циклов.

Кроме того, учение о перевоплощении дает возможность объяснить и оправдать любые страсти и даже преступления человека. Например, если содомит чувствует влечение к другим мужчинам, то это, очевидно, потому, что в одной из своих «прежних жизней» он был женщиной. Если жена изменяет своему мужу, то это, вероятно, потому, что ее любовник был ее супругом в какой-то другой жизни. И так далее.

Помимо того, что это учение есть сплошной ничем не доказуемый вымысел, оно при некоторой кажущейся привлекательности в действительности ужасно мрачно. Во-первых, что собственно перевоплощается после смерти человека? Очевидно, это не та душа, которую мы отождествляем с нашим «Я». Ведь наше «Я» сознает себя единым и непрерывным существом на протяжении всей жизни. Наше «Я» познает, набирается опыта, развивает свои таланты. А тут получается, что весь этот духовный багаж, приобретенный с большим трудом, во время смерти стирается, и человек в своем новом теле должен начинать учиться с нуля: в момент нового воплощения его сознание – белый лист бумаги. Если человек страдает за плохую карму, собранную в прежней жизни, то он никогда не сможет понять, за что именно он наказывается. Ведь он ничего не помнит. Получается, что он несет наказание за дела, совершенные им в состоянии невменяемости, что несправедливо и недопустимо ни в одной законодательной системе.

Кроме того, если все люди раньше или позже достигнут той же цели, то зачем трудиться или стараться развивать свои добрые качества, делать добро? Да и что это за награда раствориться в нирване, где нет ни мысли, ни чувств, ни воли? В понимании личности наиболее остро сталкивается теософское учение о перевоплощении с христианским учением о человеке. Учение о перевоплощении упраздняет личность. Согласно ему, в космической эволюции она есть лишь преходящее образование и не является прочным ядром человека. В перевоплощениях личность человека не сохраняется. Для теософии прочным, сохраняющимся в перевоплощениях элементом является не личность, а индивидуальность, понимаемая, очевидно, как совокупность каких-то функций и признаков. Индивидуальность же есть категория натурально-биологическая, образованная эволюционным процессом. Получается отсюда, что человек в своей судьбе определен космическими силами.

Учение о перевоплощении в сущности не решает проблемы бессмертия, потому что не сохраняется память о предшествовавших жизнях, необходимой для единства личности. Перевоплощенный оказывается уже другим человеком, а может быть, даже и не человеком, а чем-то другим. Теософическое миросозерцание враждебно личности и потому враждебно человеку. Теософский бог безличен, как и человек. И божество, и человек, и природа – это разновидности абсолюта.

Христианское учение утверждает как раз обратное. Прочной и наследующей вечность является именно личность. Личность сотворена Богом и несет в себе образ и подобие Божие. Личность не есть продукт космической эволюции и не подлежит разложению или растворению. В этом – огромное преимущество христианства над теософией. Согласно христианскому учению человек может постоянно совершенствоваться, может войти в общение с Богом и в какой-то мере уподобиться Ему, но при этом он сохраняет свою человеческую природу. Человек произошел не из низших сфер космической жизни – он сотворен личностным Богом и в этом подобен Ему. В силу этого он предназначен для вечной сознательной жизни.

Учение о перевоплощении сталкивается с христианским учением об искуплении. Это ясно видно на евангельском примере благоразумного разбойника, который в одно мгновение своего обращения ко Христу наследует Царство Небесное (Лк. 23:39–43) (минуя индусскую карму). Искупление, совершенное Христом, освобождает человека из власти космических процессов и от власти судьбы. Оно силой благодати дает то, что не может дать предлагаемое теософией бесконечное цикловое скитание по космическим коридорам.

Современные рассказы о жизни после смерти ценны тем, что они в корне ниспровергают оккультное учение о перевоплощении. Действительно, во всех случаях, записанных врачами-реаниматорами, душа после смерти продолжала сознавать себя единой с той, которая жила в теле до смерти. Если она хотела вернуться в прежний мир, то лишь для того, чтобы довершить свою незаконченную миссию. Встречаясь с душами умерших родственников, душа временно умершего узнавала в них живые личности, и они в свою очередь узнавали ее. Во всех случаях души умерших сохраняли свое сформировавшееся «Я».

Таким образом, отрицая сохранение личности, учение о перевоплощении отрицает бессмертие вообще и делает человека игрушкой слепых космических процессов. Оно настолько же ложно насколько пессимистично.

Но Христос воскрес! Его силой и мы восстанем с нашими обновленными телами для вечной и сознательной жизни! Ему слава во веки. Аминь.

Библиография

Книги на английском языке

1. Rаymоnd А. Мооdy, МD, Life аftеr Life, Bаntаm Bооks, NY 1978.

2. Rаymоnd А. Мооdy, МD, Rеflеctиоns оn Life аftеr Life, Bаntаm Bооks, NY 1978.

3. Rаymоnd А. Мооdy, МD, The Light Bеyоnd, Bаntаm Bооks, NY 1990.

4. Меlvin Моrsе, МD, Clоsеr tо the Light, Ivy Bооks, NY 1990 (аbоut childrеn whо еxpеrиеncеd nеаr-dеаth).

5. Мichаеl Sаbоm, МD, Rеcоllеctиоns оf Dеаth, Hаrpеr and Rоw Publishеrs, NY 1982. (А sеrиоus and mеthоdicаl invеstigаtiоn).

6. Кеnnеth Ring, PhD Life аt Dеаth, QUILL, Nеw Yоrk, 1982.

7. Меlvin Моrsе, МD, Clоsеr tо the Light Ivy Bооks, publishеd by Bаllаntinе Bооks, 1990, To Hell and Back, 1993.

8. Hиеrоmоnk Sеrаphim Rоsе, The Sоul Аftеr Dеаth, Saint Hеrmаn оf Аlаskа Brоtherhооd, Plаtinа, CА, 1980.

9. J. Аnkеnbеrg and J. Wеldоn, The Fаcts оn Life Аftеr Dеаth, Hаrvеst Hоusе Publishеrs, Еugеnе, Оrеgоn, 1992.

10. Rоbеrt Каstеnbаum, Is Therе Life аftеr Dеаth? Nеw Yоrk, Prеnticе Hаll, 1984.

Книги на русском языке

1. Протопресвитер Михаил Помазанский, «Православное Догматическое Богословие». Типография Иова Почаевского, Джорданвиль, Нью-Йорк.

2. Архимандрит Пантелеимон, «Вечные загробные тайны». Типогр. Иова Почаевского, Джорданвиль, Нью-Йорк, 1968.

3. Доктор П. Калиновский, «Переход». Австралия, 1985.

4. К. Икскуль, «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Типография преп. Иова Почаеского, Джорданвиль, Нью-Йорк, 1959.

5. Монах Митрофан, «Как живут наши умершие». Сан-Франциско, 1991.


 Часть 7Часть 8


Источник: Миссионерский Листок #58 Свято-Троицкая Православная Миссия 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА Редактор: Епископ Александр (Милеант) (Death.doc, 01-14-03).