митрополит Иерофей (Влахос)

Жизнь после смерти

Содержание

Аннотация

Введение

Что нам рассказывает о посмертной жизни притча о богаче и Лазаре Притча о богаче и Лазаре Герменевтический анализ притчи Разлучение души с телом Определение души Творение и генезис души Смерть и первородный грех Таинство исхода души из тела Мытарства душ Среднее состояние душ Смерть младенцев Вывод Посмертный опыт Современные посмертные опыты Критика этого опыта с православной точки зрения Различие опыта Бессмертие души Бессмертие души в философии Бессмертие души согласно православному богословию Смерть души и Православная Церковь Очистительный огонь Собеседования на Ферраро-Флорентийском Соборе об очистительном огне Учение святителя Марка Евгеника об очистительном огне Второе пришествие Христово Преславное пришествие Христово Воскресение мертвых Будущий Суд Рай и ад Священное Писание о рае и аде Святые отцы о рае и аде Рай и ад в церковной жизни Богословские и церковные выводы из этой истины Всеобщее восстановление Античные философы и древние богословы о всеобщем восстановлении Взгляды исследователей на отношение святителя Григория Нисского ко всеобщему восстановлению Некоторые замечания об учении святителя Григория Нисского о всеобщем восстановлении Выводы Вечная жизнь Царство Божие Обновление творения Постоянное развитие в будущем веке Эсхатология во времени Истолкование определения «эсхатология» Время в православном восприятии Прошедшее и настоящее эсхатологии Послесловие Приложение Вечеря Царства О мытарствах О внетелесных опытах  

 
Аннотация

Книга «Жизнь после смерти» дает православный ответ на волнующий каждого человека вопрос: что ожидает нас в будущей жизни. В изложении известного греческого богослова и проповедника владыки Иерофея учение Святых Отцов становится понятным и интересным современному читателю.

Введение

Многими замечено, что у современного человека обнаруживается большой интерес к жизни после смерти. Его крайне занимает таинство смерти. Естественным образом это связано с так называемыми вопросами бытия, которые возникают у многих, особенно у юных людей, и сводятся к следующему: кто я? Каков смысл жизни? Куда я пойду после смерти? Есть ли жизнь после выхода души из тела? И другие.

Известно, что этим интересуются не только современные люди. Этим интересовались все люди всех эпох и поколений. Характерно то, что и философы занимаются проблемой происхождения жизни, существованием души, вхождением в мир зла и смертью. Таким образом, эти вопросы, хотя и кажутся современными, всегда занимали человеческий дух.

Если сегодня заинтересованность этими вопросами возрастает, то по большей части вследствие отсутствия у современного человека чувства безопасности. Действительно, когда вокруг рушатся все системы безопасности, когда из-за различных событий человека постигает разочарование, тогда естественным образом вопросы бытия встают на первый план.

Церковь всегда отвечала на эти вопросы, а главным образом на важнейший вопрос о величайшем таинстве – таинстве смерти. Воплощение Христово имело своей целью победу над державой смерти и диавола. Триумфальная победа Христа над смертью дала человеку возможность победить смерть в рамках своей личной жизни. Эта победа достигается в Церкви.

Когда Церковь говорит о смерти, то делает это не для того, чтобы напугать людей и довести их до паники, но чтобы помочь им преодолеть смерть. Ведь известно, что проблема смерти не легка, смерть не является каким-то незначительным событием. Мы рождаемся тленными и смертными. Рождаясь, человек приходит в мир, и ему предстоит умереть. Вся человеческая жизнь – это цепочка смертей. Болезненность и тленность тела подсказывают нам, что мы несем на себе груз смерти. И различные несчастные случаи приводят нас к переживанию смерти. Поэтому Церковь, говоря об этих проблемах, подает человеку результативную помощь. Она сеет в его душе не страх и панику, а надежду и утешение. Тогда человек начинает радоваться жизни.

Некоторые из этих вопросов, возникающих у современного человека, как то: что такое смерть, что такое душа, что происходит, когда душа разлучается с телом, куда идет душа после разлучения с телом, может быть, человек разрушается со смертью, что такое очистительный огонь, что такое рай и ад, что будет во Второе Христово пришествие и так далее, рассматриваются в этой книге.

В введении я хотел бы сделать несколько общих замечаний.

Прежде всего сказанное в этой книге вдохновлено учением Божественного Откровения, как оно было явлено святым каждой эпохи и записано как в Священном Писании, так и в житиях и учении святых отцов. Потому что святые отцы являются носителями Божественного Откровения.

Следующее: при написании некоторых глав было невозможно избежать частичных повторов. Например, говоря об очистительном огне, согласно святителю Марку Евгенику, совершенно необходимо было сказать и о Царстве Божием, о рае и аде. Но должна была быть и отдельная глава, которая говорила бы о рае и аде. Еще: в главе «Эсхатология во времени» было необходимо повторить предыдущие главы. В свое оправдание можно сказать: нам хорошо известно, что сама жизнь не может быть поделена на разные части, которые могли бы пониматься отрывочно и независимо друг от друга.

Кроме того, читатель должен знать, что некоторые моменты в настоящей книге трудны для понимания, потому что содержат богословское толкование и анализ разбираемых тем. Все упростить нельзя. Вопросы, упрощенные чрезмерно, искажаются и принижаются. Пусть читатель не теряет дерзновения, когда встретит некоторые трудности. Пусть листает дальше, где чтение будет более легким, чтобы узнать взгляд Церкви на проблему жизни и смерти, на то, что происходит после исхода души из тела.

Как стало уже понятным, в настоящей книге мы исследуем то, что происходит с момента исхода души из тела до жизни, которая будет после Второго Христова пришествия. Но «места» эти труднопроходимы, потому что здесь мы сталкиваемся с таинством. Знаем мы немногое, все невозможно объяснить. Мы знаем лишь то, что открыл нам Христос и святые. Поскольку в процессе написания мне встречались некоторые трудности, то читатель должен быть снисходительным.

Церковь, которая является воскресшим Телом Христовым, – это то место, где мы переживаем на опыте Его триумфальную победу над смертью и приобщаемся уже сейчас, как в обручении, Царства Божия. Дай Бог, чтобы все мы жили в Церкви именно так, как желает того Христос – Ее Глава, чтобы стяжать нам опыт вечной жизни, когда не понадобится рассудочный анализ и рациональное осмысление эсхатологии. Эсхатологию во времени тогда мы испытаем на опыте.

Писано в Афинах 4декабря 1993 года.

Праздник великого отца Церкви преподобного Иоанна Дамаскина, автора заупокойных тропарей

Архимандрит Иерофей (Влахос)


Источник: Жизнь после смерти / Иерофей (Влахос), митрополит Навпакта и святого Власия ; пер. иерея Василия Петрова. - Изд. 4-е. - Москва : ДАРЪ, 2013. - 320 с. ISBN 9-785-485-00430-9

Вам может быть интересно:

1. На пороге жизни и смерти епископ Александр (Милеант)

2. Умение умирать или Искусство жить архимандрит Рафаил (Карелин)

3. Жизнь. Болезнь. Смерть Антоний, митрополит Су́рожский

4. От смерти к жизни схимонах Иосиф Ватопедский

5. Смерть и первородный грех митрополит Иерофей (Влахос)

6. Душа после смерти иеромонах Серафим (Роуз)

7. Что такое жизнь протоиерей Александр Иванцов-Платонов

8. Обожение как смысл человеческой жизни архимандрит Георгий (Капсанис)

9. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского праведный Иоанн Кронштадтский

10. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle