епископ Александр (Милеант)

Царство Божие – где искать его?

Содержание

Значение покаяния Значение Благодати Кого привлекает Царство? Заключение

Да приидет Царствие Твое!

 

Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью Евангелия Царствия (Мат. 4:23).

Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, – нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или – общество, построенное на евангельских принципах; или – всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения (Откр. 20:4)?

Само наименование «Царствие» предполагает довольно большую и сложную общественную структуру – государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию – это весь Божий мир, вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть.

– Но в таком случае, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, – которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть?

– От греха и непослушания Богу, – учит Священное Писание, от сознательного противления Ему.

Именно в даре свободы, которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли – это как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или – для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.

В принципе Бог мог бы «запрограммировать» нас, чтобы мы делали только «добро», чтобы не могли бы вредить себе и другим, а совершали бы только предначертанные для нас действия, например, – ели, спали, размножались... Но в таком случае мы не были бы свободно-нравственными существами, а лишь роботами или животными, движимыми инстинктами природы. Мы оказались бы не только духовно-неполноценными, но и лишенными возможности того блаженства, которое происходит от творчества и вдохновения, от духовного роста и совершенствования, от сознательного творения добра и дел любви. Хотя таких существ, не наделенных нравственной свободой, живущих лишь по физическим законам, Бог создал великое множество, но они были лишь подготовительной ступенью к созданию человека, ради которого Бог и создал наш физический мир.

Господу по Его непостижимой любви было угодно сделать нас не слепо-послушными «механизмами», а свободными «детьми», которые бы сознательно любили Его и стремились к Нему, как к своему первообразу и идеалу. Бог наделил человека большими духовными способностями, поселил его в раю сладости, подчинил ему всю тварь, дал ему дерево жизни для того, чтобы он, живя всегда здоровым и совершенствуясь, радовался жизни. Какая честь и милость! И как благодарны должны были быть Ему люди, поселенные в Эдеме!

Но, как мы знаем, произошла трагедия: «научившись добывать огонь, дикарь сжег лес»! К счастью, не весь и не навсегда!

Здесь не будем пересказывать всех подробностей духовной катастрофы человечества, описанной в 3-й главе книги Бытия. Важно помнить, что в результате той трагедии все люди рождаются с нравственно поврежденной природой, с предрасположенностью грешить. Первородный грех – это как биологическое повреждение клетки, которое от родителей передается к детям.

Трагедия человечества заключается в том, что люди одними своими добрыми намерениями и усилиями не в состоянии излечиться от нравственной порчи, корни которой слишком глубоко уходят в нашу духовно-физическую сущность.

Милостью Божией ни наша земля, ни ад – это темное царство зла, которое создали себе демоны, – не распространились по всему Царству Божию. Они скорее отдельные «острова», «карантинные изоляторы», или темные пятна – на фоне необъятно великого Царства Света и Добра. Повсюду, в особенности в ангельском мире, царят жизнь, мир и гармония. Все радуются в животворящем свете Творца, все благодарят Его за бесконечную благость.

Лишь в нашем обществе, отпавшем от Творца, слышатся стоны, ропот и проклятия. Люди обманывают и обижают друг друга, «человек человеку стал волком». По временам кажется, что духовная тьма совсем поглотит наш мир и сделает его кромешным адом.

Но это не случится! Мы знаем, и нам обещано Спасителем, что зло попускается только до поры до времени. Сын Божий, второй раз придя в наш мир, воскресит всех людей. Тогда все те, которые сознательно творили зло, все насильники и злодеи, все те, которые ненавидели свет и радовались злу, вместе с демонами будут ввержены в геенну огненную. Тогда произойдет полное обновление мира. Все те, которые жили по Евангелию, любили добро, искали истину, невинно страдали, тяготились ложью и насилием, будут «спасены», т.е. воссоединятся с остальным Царством Божиим. То будет радость, которую нельзя описать.

И увидел я новое небо и новую землю, – пишет апостол Иоанн в книге Откровения, – ибо прежнее небо и прежняя земля миновали ... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... Храма же я не видел там, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его... И город [Новый Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец [Сын Божий]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов... И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов... И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (из книги Откр. 21-22 главы).

Природа того мира настолько отлична от нашего физического мира, что у автора не хватает слов, чтобы описать его. Одно ясно, что это прекраснейший мир. Одно сознание осужденного грешника, что он никогда не сможет попасть в него, думается, будет его тягчайшей мукой.

Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно – наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии – чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам.

 

Значение покаяния

Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. «Мир весь во зле лежит» (1 Ин. 5:19). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправии слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей – было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей, просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя.

«Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, – как бы так говорит Иисус Христос. – Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то – покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

«Покайтесь» – вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово «покайтесь» недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике «покайтесь» – «метанойя» значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей.

Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов – не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.

Процесс внутреннего обновления очень индивидуален. Он может наступить в человеке или мгновенно, или постепенно. Всё зависит от той искренности и усилия воли, с которым он обращается ко Христу. Только такие люди, которые есть ныне в наличности, не пригодны для Царства Божия: им надо измениться самым радикальным образом, осуществить коренную переоценку своих мыслей, желаний, стремлений и начать новую жизнь – словом полностью проникнуться духом учения Христова и стараться подражать Ему.

Но и одного искреннего желания недостаточно: продолжительная нравственная болезнь подкосила наши духовные силы, сама воля к добру стала шаткой и тусклой. Для коренного изменения жизни, для полного ее поворота в сторону Царствия Божия необходим приток свежих духовных сил. Нужно как бы снова родиться: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин. 3:1-3). Это рождение к духовной жизни совершается Духом Святым, а проводником Его силы является вода Крещения.

Значение Благодати

Благодать Божия – это первичный источник всех духовных сил и способностей. Она – как солнце, дающее свет и жизнь всему нашему миру.

Отпав от Бога через грех, люди лишились Его живительной силы, и потому духовно умерли. Целью пришествия Христова является вернуть нам утраченное общение с Богом, а с ним – утраченную жизнь. Вот почему обращение ко Христу уподобляется воскресению из мертвых: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия [Евангельскую проповедь] и, услышав, оживут», – говорил Спаситель (Ин. 5:25).

Проникая в сердце грешника, благодать Божия первым делом обнаруживает перед его сознанием все убожество и поврежденность его души. Внезапно он, как от сна пробужденный, начинает сознавать всю трагичность своего состояния, начинает страшиться за свою вечную участь и заботиться о том, как бы избавиться от беды и спастись. Прежде он был слеп по отношению к своему спасению, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать как бы стучится в сердце грешника и говорит ему: «Видишь, куда зашел, смотри же, прими меры к спасению». Пробудится ли он и воспользуется этим внушением – благо ему; не воспользуется – будет оставлен и снова погрузится в свой тяжелый сон.

Общая черта покаянных чувств под действием благодати Божией есть недовольство собой и искание чего-то высшего. Человек становится неудовлетворенным ничем, что окружает его, ни своими преимуществами, ни тем, чем обладает, хотя бы он был очень богат.

Слова «Если кто не родиться от воды и Духа...» (Иоан. 3:5) говорят о благодатном возрождении человека в воде Крещения и о приобщении к благодати Святого Духа в Миропомазании. Другие духовные средства, данные нам Спасителем, в особенности таинства Исповеди и Причащения, имеют целью закрепить и усилить в нас духовные силы. Этому же помогают наши домашние и церковные молитвы, христианские подвиги и добрые дела. Особое внимание надо обратить на сердечную молитву, которая привлекает к нам благодать Божию и делает нас храмом Духа Святого.

Благодать помогает человеку видеть убожество и ничтожество всего земного и согревает сердце пламенной любовью к Богу. Постепенно в сознании человека общение с Богом становится его главным богатством.

Отличительной чертой того, что в душе человека начинает вселяться Царство Божие – это то усердие и энтузиазм, с которым он воспринимает все духовное. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся», – говорил Спаситель (Лк. 12:49). Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь духовного горения должен захватить все существо христианина – его мысли, интересы, чувства, желания, всю его деятельность. Но есть опасность потерять общение с Богом. «Духа не угашать» (1 Фес. 5:19), «в усердии не ослабевайте, духом пламенейте», – предупреждает апостол Павел (Рим. 12:11).

Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или наказание, судя по тому, ленимся ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с волей Божией.

Процесс духовного обновления происходит глубоко в человеке, потому и сказано, что «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие – внутри вас» (Лк. 17:20-21). К закреплению внутри себя этого Царства должны быть направлены все наши усилия: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, – говорит Спаситель, – и остальное все приложится вам» (Мф. 6:33). Он не говорит: «Ищите только Царства Божия и правды», а «ищите прежде всего» т.е. заботы о Царстве Божием, стремления к правде в жизни должны быть первенствующими в нашем сознании.

Враг нашего спасения только то и делает, что старается отвлечь нас от главного, подсовывая нам всякие «срочные» и «важные» дела. Предостерегая нас от нового порабощения материальным, Господь убеждает: «Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» (Мф. 6:31-32). Только люди с непробужденным нравственным чувством удовлетворяются материальными благами. Для сынов Царства Божия внешний мир со всеми его благами может быть лишь средством к достижению главной цели, лежащей вне его.

Кого привлекает Царство?

Как уже было сказано, в данных условиях Царство Божие осуществляется не столько во внешних социальных улучшениях, сколько в тех внутренних благотворных изменениях, которые оно производит в людях. Царство Божие особенно близко тем, которых гнетет этот пошлый и жестокий мир, которые томятся собственными грехами и недостатками, которые задыхаются в атмосфере окружающей их лжи и неправды, которые жаждут торжества добра и правды.

Проникнется ли жаждой духовного обновления тот или другой человек – Царство Божие наступит для него. Проникнется ли этой жаждой тот или другой народ – и Царство Божие наступит для данного народа. Для тех же, кто доволен собой, кто счастлив существующим строем, кому смешно и непонятно стремление к идеальному, кого не волнуют существующие ложь и беззакония, кто презирает чистоту и бескорыстие, кто мечтает разбогатеть и гонится за мирским счастьем и физическими удовольствиями – тому Царство Божие странное и ненужное учение.

Царству Божию не суждено восторжествовать в этом мире. Оно – «тесные врата, и узкий путь», которые не многие находят. Оно не завершенное, а лишь строящееся «здание». Но при всем этом оно вполне реальное явление, осуществляющееся в мире со дня пришествия на землю Спасителя. Оно постоянно растет и распространяется, привлекая и как бы втягивая в себя духовно чутких людей из всех слоев общества, всех национальностей и всех уровней развития. Оно – организация (объединение) личностей, мыслей, сил, писаний, внешних преобразований и явлений, направляемая Богом и совершенствуемая Его невидимой благодатной силой. Царство Божие – это новая, праведная жизнь, строящаяся на вере в Спасителя и на принятии Его учения.

Полное и всем очевидное торжество Царства Божия осуществится лишь после Второго пришествия Христова, когда общество праведников сольётся с ангельским миром и станет Царством Небесным. Сейчас же оно осуществляется лишь частично и неполно в сердцах верующих в меру их духовного преуспеяния.

Тем не менее благотворные результаты или «плоды» этого Царства заметны в истории человечества после Рождества Христова – в упразднении рабства, в исправлении нравов, в преодолении жестокости и распущенности, в более гуманном законодательстве, в отмирании суеверий, в большем уважении к личности, в облагораживании всех отраслей искусства – в литературе, живописи, архитектуре, музыке...

Заключение

Итак, вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.

Строя свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!

Таким образом даже здесь, под сводами гробниц страдальцев, отдельные скорбные вздохи растворились в радостном гимне побеждающей веры. Созерцание занимающейся над миром зари евангельского дня заставляет христиан забыть свои горести и неудачи. Надо напоминать себе, что Царство Божие силою берется, и что только употребляющие усилие получают его.

Да приидет к нам Царствие Твое, Господи!

Помощь в распознавании текстов