Свобода

Литература по теме

Свобо́да – дарованная Богом способность человеческой воли, без которой он не мог бы осознанно и охотно стремиться к добру, а значит, не мог бы стать добродетельным.
Свобода в евангельском понимании — это свобода от греха (Рим.6:16-22, Ин.8:31-32).

Бог является высочайше свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной святостью, Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму.

Созданный по Образу Божьему человек также обладает даром свободной воли. «Если человек сотворен по Образу блаженного и пресущественного Божества, а Божество свободно и имеет волю по естеству, то и человек, как Образ Божества, свободен по естеству и имеет волю» (св. Иоанн Дамаскин).

Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.

Однако после грехопадения человек встал на путь зла. Грехопадение произошло от злоупотребления свободой разумных тварей, которую Бог создал доброю, и, даровавши им, уже не желает нарушать. После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати.

Для чего человеку дана свобода?

Бог даровал человеку свободу воли, в том числе для того, чтобы человек мог свободно и осознанно уподобляться Ему, духовно сближаться с Ним как со своим Творцом, Источником всяческих благ, чтобы он мог, при содействии Божественной благодати, реализовать свои творческие силы. Свобода воли, которая свойственна нам по существу, при правильном ее употреблении, позволяет нам стяжать и развивать добродетели, добровольно восходить по лествице духовных совершенств. Однако первый человек воспользовался этой свободой для постижения греха, а, кроме того, еще и обвинил Бога в этой данной ему возможности.

Является ли свобода причиной греха?

Причиной греха является не свобода, а желание использовать эту свободу во зло (например, для удовлетворения своих похотей), преднамеренно злая воля, которая сознательно избирает беспорядок и духовный ущерб в своей личной жизни и в жизни ближних.

Была ли свобода до того, как был создан человек?

Основанием той свободы, которой способен пользоваться человек, является свобода Божественная, свобода Самого Бога. Бог ни от чего не зависит. Он безграничен, беспределен, Он ничем не определяется, но Сам способен определять все. Само слово «определение» предполагает некие границы, пределы, которыми ограничивается предмет (в широком смысле этого слова), за пределы чего он не способен выйти. У Бога же нет таких границ, рамок, для Него, в принципе, нет ничего невозможного. Для Него возможно все потому, что Он безграничен. И поскольку свобода представляет собой некую безграничность, то в истинном и абсолютном смысле этого слова такой свободой-безграничностью обладает лишь один Бог. 

Если Бог свободен и благ, то Он не может делать зла. Какая же это свобода?

Это софизм. Бог может делать всё, что желает, но зла Он не желает. В этом нет ограниченности, как нет ограниченности у человека, который не желает взрывать дом своего шумного соседа. Воля Божья не только благая, но и всесвободная. Как Всесовершенный, Он осознанно и свободно творит добро, в соответствии с возвышенностью Своих качеств, Своих свойств, Своих совершенств.

Чем свобода Бога отличается от свободы человека?

Человек создан по образу и призван стать подобием Бога, это касается, не только свободы, но и всего бытия человека. Бог одарил человека свободой по образу Своему, но Божественная свобода отличается от человеческой тем, что она абсолютна. Только Бог автономен в прямом смысле слова (от греческого слова со значением «быть законом для самого себя»). Бог имеет абсолютную свободу, а человек ограниченную, относительную, зависящую от Бога и ближнего. И в то же время Бог благ, у человека же свобода – это выбор между добром и злом. 

Не приведет ли к потере свободы человека усиливающийся контроль над деятельностью отдельной личности со стороны государства?

Над внутренней свободой человека государство не властно.

Цитаты о свободе

«В свободе дана человеку некоторая независимость, но не с тем, чтобы он своевольничал, а чтобы свободно подчинил себя воле Божией. Добровольное подчинение свободы воле Божией есть единое истинное и единственно-блаженное употребление свободы».
свт. Феофан Затворник

«Вопреки распространенному мнению, формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве. Например, Бог, будучи абсолютно свободным Существом, не имеет избирательной воли, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства их достижения. Поэтому Бог свободен в том смысле, что всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость над Ним не тяготеет. Такая свобода называется свободой нравственной, или духовной.
Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим.7:19: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32); Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:34, 36). Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! (2Кор.3:17). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу».
прот. Олег Давыденков

«Да определили ли вы, чего хотите, так желая себе свободы? Внутренней свободы нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъемлемая принадлежность духа. Ее никто отнять не может. Выходит, вам желательна внешняя свобода. Но извольте рассудить, в какой мере допустима и достижима такая свобода? Куда ни киньтесь, всюду вы будете окружены такими же свободами, как и ваша, равноправными вашей свободе. Что бы мы ни задумали делать, всегда должны соображать свои действия с действиями других людей и ими ограничивать себя и, следовательно, стеснять свою свободу. Что ни шаг, то пресечение свободы. И притом законное, против которого возражать нельзя, по собственному сознанию. Если это так, то порыв на свободу есть бегание за радугой и еще хуже – желание схватить призрак».
святитель Феофан Затворник

«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой!»
Ф.М. Достоевский

«“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф.5:44). Такая любовь освобождает и выводит из бесконечного причинно-следственного порочного круга, где мерой воздается за меру, оком за око и зубом за зуб. И сам человек здесь может придти от низшего вида свободы, “свободы ОТ”, к высшей ее форме, “свободе ДЛЯ” или “свободе В”. С точки зрения обыкновенной житейской логики такая любовь невозможна. Но – “невозможное человекам возможно Богу”. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20), притом что такая любовь творит чудеса куда позначительнее простого переставления гор, а горы в данном случае — скорее окамененные человеческие сердца-глыбы. Наоборот, всякий раз, когда мы уповаем исключительно на свои природные силы, свою логику, никакого преображения ни внутри нас, ни вокруг нас не происходит – в лучшем случае господствуют законы, принципы, кантовские «категорические императивы», где не остается месту живой вере и любви».
священник Филипп Парфёнов

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».
Гал.5:13

«Как может укрепить державу такой государственный строй, при котором в жизни нет свободы? Нет у людей ничего равного свободе — ни золото, ни земельные наделы, ни самые высокие почести не имеют такой ценности. Тому, кто правит державой, [в которой нет свободы], нужно либо всех держать под стражей и надзором, взяв в осаду собственных подданных, словно врагов, либо, дав хоть немного слабины, немедленно потерять всю власть, поскольку никто не захочет быть рабом. Если же все будут под стражей, то что пользы от них будет для них ли самих или для общественного блага? Если никто не будет господином собственного имущества, но во власти правителя будет делать с ним, что угодно; если при одном упоминании слова государство все будут дрожать и бояться за свое имущество, кто — какой ремесленник, землепашец, купец — станет трудиться ради дохода, сознавая, что плоды его трудов достанутся другим? Живя в нищете, кто станет упражняться в мудрости, изучать военное дело, входить в тонкости законов или осваивать искусство полководца? Да и государственным доходам откуда взяться, если повсюду господствует бедность? Поэтому-то разумные правители считали своим [основным] делом защиту справедливости и свободы подданных. А чтобы в их городах ничто не причиняло [свободе и справедливости] ущерба — ни изнутри, ни со стороны внешних недоброжелателей — они готовились к обеим возможностям: и к войне, и к миру; для врагов они готовили стены и оружие, а для своих — суды и законы. А коль скоро это так, не кажется ли глупой нелепостью, что те, кто должен брать в руки оружие, чтобы не допустить насилия и беззакония, вооружаются путем беззаконного насилия над подданными?».
праведный Николай Кавасила

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки