Литургия по новооткрытому памятнику «Testamentum Domini nostri Jesu Christi»

Источник

См. библиографическую заметку об этом памятнике в Христ. Чт. 1900 г. 210 т. Часть первая. Стр. 159–165

«ХAPАКТЕР и степень современного понимания древнехристианской литургии находится в сильной, если только не всецелой, зависимости от количества изданных литургических памятников. Периоды бедные ими остаются в литургическом отношении или совершенно не­выясненными, или же вызывают сбивчивые представления, приправленные достаточной долей фантазии, и, наоборот, время богатое ими создаёт соответствующую, более или менее на­учную литературу. В пояснение сказанного можно сослаться на исследования о литургии первого и начала второго столетия и на труды, посвященные изучению ее состояния во вто­рой половине второго, третьем и четвёртом веках. В то время, как первые не могут прийти к соглашению даже по таким существенным и важным вопросам, каков, напр., вопрос о составе апостольской литургии и древнейшем типе евхаристических молитв, вторые, опираясь па показания Иустина Мученика, Оригена, Кирилла Иерусалимского и др., дают подробный и, в общем, довольно верный очерк литургии их времени. Разногласия по частным вопросам и пунктам остаются, конечно, и в них, но они не могут сравняться с диаметрально противоположными взглядами на литургию первого века1. В виду этого издание каждого древнего литургического памятника возбуждает чувство надежды, что он поможет разрешить недоуменные вопросы из истории древнехристианской литургии. Не всегда и не всяким оно удовлетворяется, подобное счастье выпадает на долю лишь некоторых. К ним-то и принадлежит изданный патриархом Рамани «Testamentum Domini nostri lesu Christi». Он является единственным в своём роде древним литургическим памятником: представляет не простой, голый перечень составных частей древней литургии, а подробное изложение всех ее молитв, описание всех ее действий. Полнотой и новизной своих данных «Testamentum» восполняет относительно недостаточные сведения о литургии второго века, проливает свет на некоторые еще не совсем ясные ее стороны. Главное же его значение заключается в том, что он представляет целый ряд данных для суждения о литургии первого века и, что всего важнее, имеет в этом отношении решающей голос: полагает конец давнишним спорам о том, имела она или нет гомилетическую часть. Изучение его. с этой стороны и составит нашу задачу.

По общему складу и типу литургия Testamentum’а близко подходит к литургиям II в. Но подобное сходство не исключает свойственных ей характерных особенностей. Первое место среди них занимает ее соединение с предрассветными собраниями, совершение в конце их. И так как в начале II в. при Плинии Младшем эти последние совершались отдельно от евхаристии2, то показание Testamentu’а отмечает новый момент в истории развития литургии– факт ее перенесения на утро и неизбежного при этом осложнения ее состава частями предрассветных собраний. Поэтому стоит только выделить их, и задача решится: определится тот самый вид, который имела литургия до перенесения на утро, т. е. ее состав от первого века. Весь вопрос, следовательно, в том, что представляли из себя предрассветные собрания, каково их содержание. До настоящего времени он не поддавался одному определённому решению: настолько неясно единственное относящееся сюда показание – свидетельство Плиния Младшего3. Testamentum проливает свет и на этот пункт. По его указанию, состав предрассветных собраний заключается в следующем. После возгласа предстоятеля: «слава Богу», и ответа присутствующих: «достойно и праведно», епископ произносит три хвалебно-благодарственные молитвы за блага искупления и дарование новой жизни. На первые две народ отвечает такими словами: «Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебе исповедаемся, Господи, и Тебя молим, Боже наш», а на последнюю просто «аминь». Непосредственно за этим мальчики, две девушки, три диакона и три пресвитера исполняют четыре псалма: один из Моисея, остальные из Соломона и пророков. Затем епископ или пресвитер обращается к народу с приветствием: «благодать Господа нашего да будет со всеми вами»; народ отвечает: «и со духом Твоим»: епископ: «еще восхвалим Господа»: народ: «достойно и праведно»; епископ: «устремите сердца свои»; народ: «имеем ко Господу». В заключение епископ произносит три новые хвалебно-благодарственные молитвы, а присутствующие отвечают так же, как и прежде. После этого, говорит Testamentum, возносится молитва, и тотчас же чтец читает пророков и прочие писания, а пресвитер или же диакон–евангелие. Наконец, епископ или пресвитер учит тому, что полезно и прилично, и после за­ключительной молитвы на оглашенных возлагаются предстоятелем руки. После их удаления, епископ предлагает верующим «тайноводственное наставление, дабы они знали, чего сподобляются в святейшем таинстве, и что вспоминают, совершая евхаристию»4, и сразу приступает к ее возношению.

Изложенный порядок молитв и действий, порядок, в общем, довольно ясный, возбуждает лишь один в высшей степени важный вопрос: к чему относить чтение Писания и следующее за ним поучение, к утренним ли предрассветным собраниям в качестве их заключения, или же к литургии в виде ее начала. Такое или иное решение неизбежно отражается на понимании состава литургии. Отнеся чтение Писания и поучение к предрассветным собраниям, мы тем самым признаем, что до перенесения на утро она состояла из одних евхаристических молитв, и, наоборот, включив их в число ее частей, вынуждены будем допустить, что и в первом веке она имела гомилетическій элемент. В последнем смысле решает данный вопрос издатель Testamentum’a– патриарх Рамани. Но подобный взгляд не имеет для себя оснований. Показания Testamentum’a приводят к противоположному выводу–заставляют относить чтение Писания и поучение к составным частям предрассветных собраний. Подобный результат получается прежде всего путем сравнения предрассветных собраний Testamentum’a с таковыми же собраниями Плиния. Оно приводит к тому заключению, что первые, включая в их состав гомилетическую часть, совпадают с последними, и, следовательно, чтение Писания и поучение не имеет никакого отношения к отделенной от предрассветных собраний евхаристии.

По словам Плиния, современные ему предрассветные собрания христиан состояли из двух действий: попеременного возношения песни Христу, как Богу, и клятвенного обязательства не совершать ни воровства, ни разбоя, пи прелюбодеяния, не нарушать верности и не отказываться от залога, если бы это потребовалось. Первому из указанных действий соответствуют в предрассветных собраниях Testamentum’a «collaudationes aurorae» – вышеупомянутые хвалебно-благодарственные молитвы за блага искупления и дарование новой жизни. Они подходят к «carmen Christo guasi Deo» Плиния и по содержанию, и по способу исполнения. Со стороны содержания это–хвалебные гимны не столько Богу Отцу, сколько Христу, как Богу5; со стороны исполнения–попеременное возношение предстоятелем и народом славословий Христу. Подобное выполнение заметно в том, что каждое из трёх отделений хвалебной молитвы заканчивается вышеуказанным ответом народа, а последняя молитва предваряется, сверх того, попеременным произношением тех возгласов, которые называются евхаристическими. Тем же самым способом исполняются и псалмы. Подобное и во всяком случае не случайное совпадение хвалебных молитв предрассветных собраний Testamentum’a с «carmen» Плиния дает полное право признать между ними генетическую зависимость–считать первые воспроизведением второй. Но совпадение одной части вызывает естественное предположение о совпадении другой. В противном случае придется допустить ничем неоправдываемую мысль, что. сохранившись до времени жизни автора Testamentum’a в одной половине, предрассветные собрания эпохи Плиния почему-то изменились в другой. Наоборот, сохранение одной допускает возможность мысли о сохранении и другой. При этой вполне законной точке зрения предрассветным собраниям Testamentum’a должны быть свойственны и те элементы, которые Плиний обозначает одним общим выражением: «обязывать себя клятвою не на злодеяние какое-нибудь, но, чтобы не совершать ни воровства, пи разбоя» и т. д. Подобным-то элементом и является чтение Писания и поучение. В пользу этого говорят следующие данные. Как видно из Testamentum’a, то и другое рассчитано на оглашенных, имеет в виду приготовление их к крещению. «Епископ, читаем в XXII гл. 1 кн. отпускает оглашенных (с предрассветных собраний) после того, как наставит их чтением и поучением»6. Крещения же удостаиваются лишь те из оглашаемых, которые успеют отрешиться от разного рода пороков. Так, «воины и правители, проходя оглашение, должны учиться не угнетать, не убивать, не гневаться, не грабить, не причинять несправедливости»7. Равным образом «прелюбодей, невоздержный и пьяница допускаются до крещения только тогда, когда отстанут от данных пороков»8. Достигаемое в результате этого состояние называется «чистотой», а путем к нему являются пророческие и апостольские увещания, предлагаемые оглашенным епископом. «Епископ, говорить по этому поводу Testamentum, заботится о том, чтобы наставить оглашаемого увещаниями пророков, приводящими к чистоте и, если он окажет успехи, внушает апостольское и евангель­ское учение и наконец, когда сделается достойным, крестит9». Таким образом, чтение Писания и поучение вменяло оглашаемым в обязанность избегать разного рода пороков, унаследованных от прежней языческой жизни. Слушающий их нравственно обязывался не прелюбодействовать, не убивать, не причинять близкому такой или иной вред; другими словами, он делал тоже самое, что и участник предрассветных собраний времени Плиния Младшего. И этот последний давал клятвенное обещание не совершать ни воров­ства, ни разбоя, пи прелюбодеяния, не нарушать верности и не отказываться от залога. В том и другом случае одно­родны пороки, одинаково и отношение к ним–обязательство избегать их. Показание Testamentum’a приводит, таким образом, к тому заключению, что чтение Писания и поучение– ничто иное, как клятвенное обещание участников предрассветных собраний времени Плиния. И если это последнее со­ставляло принадлежность отдельных от евхаристии богослужебных собраний, то и тожественное с ним действие, т. е. чтение Писания и поучение, не может быть отнесено к литургии, признано одной из ее составных частей. В Testamentum’е оно лишь кажется таковым, кажется потому, что ко времени жизни его автора литургия, собственно евхаристия, была перенесена на утро, поставлена во временную, внешнюю связь с предрассветными собраниями, их заключительным актом–гомилетической частью.

Кроме указанных оснований для отнесения чтения Писания и поучения не к евхаристии, а к предрассветным собраниям, в Testamentum’е имеются еще и другие. Как видно из XXIL гл. 1 кн., предрассветные собрания совершаются ежедневно10, между тем приуроченная к ним литургия отправляется только в субботу, воскресенье, дни поста, Пасху, Богоявление и Пятидесятницу11. То же самое наблюдается и относительно положенного на предрассветных собраниях «тайноводственного наставления», чтение которого предваряет возношение евхаристии. «Наставление, замечает XXVIII гл. 1 кн., произносится не ежедневно (во всякое время), а только в Пасху, субботу, воскресенье, Богоявление и Пятидесятницу»12, т. е. в дни совершения литургии. Судя по этим указаниям, Testamentum знает существование двоякого рода предрассветных собраний: одни назначаются для каждого недельного дня, другие–для вышеуказанных времен. Особенность последних заключалась в присоединении к обычному составу ежедневных предрассветных собраний новых частей. И так как прибавление начинается с тайноводственного наставления– оно не произносится на ежедневных собраниях, то очевидно, что новым является как оно, так и следующая за ним евхаристия. Потому все, что совершается до тайноводственного наставления, входит в состав ежедневных предрассветных собраний, не сопровождаемых отправлением литургии. К числу же этого «всего» принадлежит предшествующее наставлению чтение Писания и поучение: они–составные части предрассветных собраний, но не евхаристии. Только при подобном взгляде и становится возможным понять предписания VI гл. II кн. Testamentum‘a: «ежедневно после слушания евангелия на оглашенных возлагаются руки»13. Если бы чтение евангелия и следующее за ним возложение рук входило в состав отправляемой дважды в неделю (суббота и воскресенье) литургии, то о «ежедневном» совершении того и другого действия не могло бы быть и речи. Не совершается литургия, нет и чтения Писания с дальнейшим возложением рук предстоятеля на оглашенных. Предписание о «ежедневном» совершении рассматриваемых действий уместно и по­нятно постольку, поскольку они составляли принадлежность ежедневных предрассветных собраний, а не падавшей на два недельные дня литургии.

Устанавливаемому Testamentum‘ом различию между предрассветными собраниями с их заключительным актом– гомилетическою частью, с одной стороны, и собственно евхаристией, с другой, соответствует и их различие по смыслу. По идее это–два обособленных акта, обособленных настолько, что между ними нет ничего общего. По свидетельству нашего памятника, литургия представляет вполне закрытое богослужение: в состав ее молитв и действий то, что имеет непосредственное отношение к таинству евхаристии. С особенною рельефностью эта черта сказывается в том, что введением в литургию, подготовкой верующих к ее слушанию является тайноводственное наставление. «После удаления оглашенных епископ, замечает XXVII гл. 1 кн., наставляет народ относительно того, что составляет тайну; если же нет епископа, учит пресвитер, дабы верующие знали, к чему намереваются приступить»14. Тайновод­ственное наставление доставляет верующим знание того, чего они сподобляются в таинстве евхаристии. Следовательно, все предшествующее ему, в том числе и чтение Писания с поучением, такого знания не дает. Только этим и вызывается необходимость тайноводственного наставления. Тот же самый вывод подтверждается характером гомилетической части. Она рассчитана на неучаствующих в литургии оглашенных и не имеет в виду верных. «Епископ, читаем в XXII гл. 1 кн., отпускает оглашенных после того, как наставит их чтением и поучением»15. Этой чертой и объясняется состав литургии, сопровождающей акт крещения. Как совершаемая в присутствии одних верных, она не знает ни чтения Писания, ни поучения, а начинается с приношения даров. С другой стороны, вполне понятно также и то, что несвязанная идейно с литургией гомилетическая часть входит в состав всех не евхаристических собраний. «Во все сорок дней Пасхи, т. е. в дни приготовления оглашенных к крещению, народ, замечает VIII гл. II кн., должен пребывать в храме, бодрствуя, молясь, слушая Писание, гимны и поучения»16. «В дни Пасхи, особенно же последние, т. е. в пятницу и субботу, говорит ХѴІП гл. той же книги, днем и ночью бывает столько молитв, сколько песнопений. Собрание продолжается долго, чтения разнообразные и частые»17. Таков же точно состав вечернего собрания при наступлении ночи. «Диакон, читаем в XI гл. II кн. вносит в храм светильник и говорит: благодать Господа нашего да будет со всеми вами; и весь народ отвечает: и со духом твоим. Мальчики поют псалмы, а народ подпевает: аллилуиа. Затем предлагается чтение, и произносится слово назидания»18 совокупность всех указанных данных приводить к тому заключению, что литургия конца первого и начала второго столетия состояла из евхаристических молитв, – не имела гомилетической части. С этой последней она поставлена во временную, внешнюю связь в предрассветных собраниях Testamentum’a. Но подобная связь не повела за собою на первых порах связи внутренней. Чтение Писания и поучение не объединились с литургией идейно: временно соединенные. они остались чуждыми друг другу по духу. Потому- то совершаемая в присутствии одних верных литургия после акта крещения не знает гомилетической части, начинается с приношения даров19.

А. Петровский

* * *

1

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить мнения таких исследователей состава апостольской литургии, как Алляций, Бона, Ренодот, Биккель и Ассемани, с взглядами Свенсона, Даниеля, Моне, Кенига, Штейца, Нича и Госпиниана. Первые возводят к апостольскому веку почти все содержание известных ныне литургий, в частности так называемых апостольских, т. е. ап. Иакова, Фаддея, Мария и Св. Марка (Allatius. De liturgia Jacobi. Symmieta Opuscula, p. 191. Assemanus. Codex liturgicus. Lib. IV, pars I. p. 126. Bona. Rerum liturgiarum librizduo. Lib. I. cap. IX, p. 360. Renandot. Liturgiarum orientalium collectio, I t. p VI–VII; XVI–XVII. Bickell. Messe und Passlia. S. 37. Liturgien, Kraus. Real-Eneyklopadie. II B. S. 309), вторые ограничивают их апостольское содержание одними евхаристическими молитвами (Swainson. The greec Liturgies, p. XLIII. Daniel. Codex Liturgicus. IV t. p. 24. Mone. Lateinische und griechische Messe. S. 71–2. König. Die Haupt-Liturgien. S. I. Steitz. Messe. Herzog. Real-Encyclopädie IX. B. S. 397).

2

«Они, т.e. христиане, говорит Плиний, клянутся, что вся их вина и ответственность состоит в том, что они имеют обыкновение в. известный день собираться до восхода солнца и петь попеременно песнь Христу, как Богу, и клятвою обязывать себя не на злодеяние какое-нибудь, но чтобы не совершать ни воровства, ни разбоя, ни прелюбодеяния, не нарушать верности, не отказываться от залога, если бы это потребовалось. Сделав это, они расходились, а потом снова собирались для принятия пищи, обыкновенной, впрочем и невинной» (Plinii Caecilii Secundi epistolarum Libri decem. Lib. X. Ep. XCVIL p. 398. Petropoli. 1774). Как видно, Плиний различает два рода христианских собраний: одни совершались утром «до восхода солнца», другие-в необозначенное им время, которое обычно считается вечером. Цель вторых собраний заключалась в принятии пищи «обыкновенной и невинной». Если принять во внимание тот засвидетельствованный апологетами факт, что совершение христианами евхаристии давало язычникам повод обвинять их в том, что они, умерщвляя на своих вечерях младенцев, упиваются их кровью (Іустин Мученик. II апология, гл. XII, стр. 1, 8. Изд. Преображенского М. 1892. Минуций Феликс. Octavius. IX. Migne. III t. Col. 262), то вполне справедливо будешь видеть в выражении „обыкновенной и невинной» указание на евхаристию. Таким образом несомненно, что вечерние евхаристические собрания стояли вне связи с утренними.

3

Пробст и Биккель считают предрассветные собрания Плиния собраниями евхаристическими и сообразно с этим „carmen Christo quasi Dео“ трактуют как евхаристическую благодарственную молитву. (Probst. Liturgie der drei ersten christlicen hen lahrhunderten. S. 78. Bickell. Liturgien. Kraus. Keal-Encyclopädie. II B. S. 312). Их взгляд разделяя­ют Mörlin (De origine agaparum. См. Volbeding. II t. p. 1, p. 193), Drescher (De veterum Christianorum agapis. Ibid. p. 206), Binterim (Die vorzūglichsten Denkwűrdigkeiten. II B. Th. II), Baronius (Annales ecclesiastici II t. p. 29). Наоборот, Мосгейм видит в предрассветных собраниях Пли­ния собрания гомилетические. „Для меня, говорит он, ясно, что спро­шенные Плинием христиане отвечали так. После вознесенных Христу молитв встает один из начальников и читает нам часть Божественного Писания; потом пресвитер, или предстоятель увещевает присутствующих, чтобы они преобразовали мысли и нравы по образу того, что слышали, и избегали всех пороков; и все тихо отвечают, что они будут делать это “(De rebus Christianorum ante Constantinum Magnum commentarii. P. 150–1). Взгляд вышепоименованных учёных на „carmen» Плинія не может быть принят потому, что она возносится Христу, –евхаристическая же молитва–всегда и везде Богу Отцу

4

Testamentum. P. 51–9; 35, 67

5

Таковы, напр., две первые молитвы. „Тебя восхваляем, о Слове, рожденного от Отца прежде веков, почивающего со святыми Твоими, прославляемого славословиями архангелов. О Творец, несозданный руками, о возвеститель невидимых таинств, чистых и непорочных, открывший сокровенные тайны премудрости и обещавший нам свет бессмертия, Тебе воссылаем в чистой совести славу мы, рабы Твои, Господи»... „Восхваляем Тебя, Единородного Сына, Перворожденного и Отчее Слово, проявившего к нам свое благоволение, Тебя, которого мы называем помощником и Отца Твоего творцом. Ты безгрешный да­руешь надеющимся на Тебя всем сердцем то, во что желают про­никнуть ангелы: Ты–хранитель света вечного и сокровищ неветшающих, ты вывел нас из мрака во свет, вместо смерти даровал жизнь, вместо рабства свободу и крестом сделал нас друзьями Твоего Отца “.

6

Testamentum P. 35

7

Testamentum P. 115

8

Ibid.

9

Testamentum P. 111

10

Testamentum P. 32

11

Testamentum P. 35, 67

12

Testamentum P. 67

13

Testamentum P. 121

14

Testamentum, р. 59.

15

Testamentum, р. 35.

16

Testamentum, р. 127.

17

Testamentum, р. 139

18

Testamentum P. 135

19

Testamentum P. 131


Источник: Петровский А.В. Литургия по новооткрытому памятнику "Festamentum Domini nostri jesu christi" // Христианское чтение. 1904. № 4. С. 473-482.

Комментарии для сайта Cackle