Воскресение Христово
(опыт мистической идеологии пасхального догмата)
Содержание
Христос воскрес! Глава 1-я. Концепция Вл. С. Соловьева Глава 2. Концепция В. Ив. Несмелова Глава 3-я. Мистический разум Глава 4-я. Мистическое Богопознание Глава 5-я. Мистическая концепция христианства Глава 6-я. Супранатуралистический и юридический аспекты пасхального догмата Глава 7-я. Воскресение Заключение
От издательства
«Воскресение Христово есть для нас источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности, надежды, всегда полной, всегда новой, сколь не дано, сколь не часто из него почерпаем; оно есть вечная новость».
(Митрополит Филарет. Слова и речи. М. 1874. Т. 2. С. 74).
Предлагаемое вниманию читателя исследование профессора Московской Духовной Академии, протоиерея Александра Михайловича Туберовского «Воскресение Христово (Опыт нравственно-мистической идеологии догмата)», по выходе своем в свет сразу привлекло к себе внимание всех богословских кругов России. Как отмечают некоторые историки, защита этой диссертации была самой острой за всю историю М. Д. А. Во многих отзывах А. М. Туберовский (тогда он еще не был священником) был назван молодым блестящим богословом, достойно развивающим богословскую школу России. Появление таких имен в русском богословии свидетельствовало о его успешном развитии, которое, несомненно, достигло бы еще больших высот, если бы не было искусственно остановлено поражением Русского народа в катастрофе 1917 года.
Данная работа интересна тем, что это, пожалуй, единственное всестороннее православное исследование догмата Воскресения Христова в Русском богословии. Задача перед автором стояла чрезвычайно сложная. По сути, это была попытка создания богословской системы. Неудивительно поэтому, что работа имеет ряд недостатков, которые, однако, окупаются дерзновением веры, подвигнувшим автора приняться за столь ответственный труд.
По отзыву о. Павла Флоренского (назначенного Ученым Советом М. Д. А. рецензентом) диссертация Александра Михайловича «воодушевлена сердечным убеждением в излагаемых мыслях; она ставит своею задачею служить вере: она обнаруживает разносторонние интересы автора; наконец самое важное, она смотрит на вопросы веры по существу, не прячась от ответов на них за историческими обобщениями, и со смелостью берет на себя задачи, непосильные, быть может, и не для одного Александра Михайловича»1.
Однако, но мнению о. Павла, данная работа, безусловно, требовала своего развития и дальнейшей разработки. Об этом говорит критическое высказывание признанного богослова в адрес Александра Михайловича: «Богословские системы в молодости не создаются, для этого требуются многие годы»2.
Однако до появления работы А. М. Туберовского в русском богословии существовала наличность двух типов идеологии Воскресения Христова: космологического (Вл. С. Соловьева) и антропологического (В. Ив. Несмелова3), которые не могли в полноте отразить концепцию пасхального догмата. Автор же, не отвергая достижения двух предыдущих концепций, предлагает для опознания тайны Воскресения следовать «принципу чистого мистического разума», утверждая, что и «само Богопознание возможно только как продукт по преимуществу мистического разума»4, где «в противовес идеям космоса и человека», отправным началом является само Божество... Божественная сила любви имеет центральное и вместе отправное значение»5. Мистический, религиозный опыт есть отверзение ума и сердца, которое позволяет «ощущать бесконечность, божественность жизни вообще, святую – как говорит Григорий Богослов, – невидимого Божества в человеке»6.
Таким образом, как указывает в своей работе иеродиакон (ныне архимандрит) Матфей Мормыль: «излагая свою идеологию Пасхального догмата, А. Туберовский не задается целью, как об этом он сам говорит, открывает что-то новое. Его метод оригинален тем, что теоретическим „умозаключениям” и практическим „постулатам” он предпочитает религиозные интуиции, мистические определения, динамические формулы. Только благодаря применению такого метода к «опознанию» Воскресения Христова теоцентрическая концепция по сравнению с космологической и антропологической идеологиями ближе стоит к церковному взгляду (религиозно-опытному ведению) на внутренний смысл события Воскресения Христова»7.
К сожалению, исторические события в России не позволили А. М. Туберовскому развить свою богословскую систему. Но и современные исследователи обращаются к этому труду, давая ему высокую оценку. Так, В. А. Никитин пишет: «Наиболее подробно и всесторонне в трудах дореволюционных богословов Пасхальный догмат рассмотрен, пожалуй, в фундаментальной работе профессора М. Д. А. А. М. Туберовского «Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии догмата)». Эта монография, единственная в своем роде заслуживает специального анализа. Она как бы подводит итог всей догматической литературе на эту тему в русском богословии до 1917 года8.
Теперь скажем несколько слов непосредственно об авторе книги.
Туберовский Александр Михайлович родился в семье священника Михаила Туберовского в селе Макавеево, Касимовского уезда Рязанский губернии 8 марта 1881 года.9
В 1896 г. он окончил Касимовское Духовное Училище. В 1902 г. окончил Рязанскую Духовную Семинарию. Через год в 1903 году поступил волонтером в М. Д. А. С 16.08.1907 г. профессорский стипендиат Академии. 28.08.1908 г., назначен преподавателем Калужской Духовной семинарии (основное, догматическое, нравственное богословие), а с 16.08.1911 г. исполнял должность доцента М. Д. А. по кафедре догматического богословия.
В 1915 году он подает прошение рассмотреть в качестве диссертации на получение степени магистра богословия сочинения «Воскресение Христово (Опыт нравственно-мистической идеологии догмата)».
Это прошение рассматривалось на заседании Совета Академии 1 сентября 1915 года. Совет Академии определил: Магистерскую диссертацию И. Д. доцента Академии передать для рассмотрения профессору Академии по кафедре истории философии священнику Павлу Флоренскому10.
На заседании Совета Академии 2 мая 1916 года слушали отзыв профессора М. Д. Муретова и священника Павла Флоренского11 о сочинении Туберовского А. М., а также Особое Мнение преосвященного Ректора Епископа Феодора (Поздеевского). Преосвященным указывалось на необходимость исправления диссертации не в предлагаемом втором, а в настоящем ее издании. Все присоединились к мнению Ректора кроме двоих: отца Павла Флоренского и священника И. В. Гумилевского.
О. Павел Флоренский находил возможность допустить автора к защите диссертации в настоящем се виде. Однако на заседании определили: возвратить Туберовскому его магистерскую диссертацию «для исправления сообразно указаниям, изложенным в отзывах рецензентов и в особом мнении преосвященного Ректора»12.
11 (24) марта 1917 года скончался проф. Митрофан Дмитриевич Муретов13, являвшийся в то время «единственной живой связью молодой Академии с Академией старой»14. В связи с этим вторым рецензентом на защите Туберовского был назначен М. М. Тареев1516.
Продолжение диспута последовало в октябре 1917 года. Проходило оно два дня 10 и 11 октября и было, как уже указывалось, одним из самых острых за всю историю М. Д. А.17
11.10.1917 года А. М. Туберовскому присвоено звание магистра богословия, и он назначен на должность доцента Академии. Уже через месяц 16.11.1917 года он становится экстраординарным профессором М. Д. А. сверх штата.
За магистерскую диссертацию А. М. Туберовскому присуждена 12-я премия Митрополита Макария.
В 1919 году, в связи с закрытием Духовной Академии, А. М. Туберовский выехал к себе на родину в село Макавеево. Здесь он в 1922–1924 гг. принял священство и служил вместе со своим отцом. Был он женат на Татьяне Дмитриевне Третьяковой (дочери купца), окончившей Московский университет. 26 сентября 1937 года протоиерея Александра Туберовского арестовали, а 23 декабря 1937 года 23 человека, среди которых был о. Александр Туберовский18, расстреляли в пределах Рязанской области19.
Сочинение о. Александра «Воскресение Христово» было издано в Сергиевом Посаде в 1916 году тиражом 1000 экз.
Переиздавая этот труд издательство желало бы открыть для православных читателей еще одно забытое имя выдающегося русского богослова, который своей жизнью и мученической кончиной засвидетельствовал верность Господу принятием в страшные годы гонений священства и открытого служения Церкви Христовой.
* * *
Журнал «Начала». № 4. 1993. С. 74.
Там же. С. 6.
В. Н. Несмелов (1863–1920), профессор Казанской Духовной Академии по кафедре логике и философии.
Туберовский А. Л. Воскресение Христово. Сергиев Посад. 1916. С. 142.
Там же. С. 174.
Там же. С. 194.
Иеродиакон Матфей Мормыль. Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов. Сергиев Посад. Рукопись М. Д. А. С. 262–263.
Никитин В.А. Пасхальный догмат в русском богословии / Богословские труды. 1990. № 30.
Сведения о А.М. Туберовском взяты из книги С. А. Голубцова «М. Д. А. дореволюционного периода». Часть IV. 1984 г. Даты ареста и расстрела уточнены о. Сергием Гоубцовым и о. Сергием Правдолюбовым.
Богословский вестник. 1916. Журналы Академии.
Отзыв о. Павла Флоренского на книгу А. М. Туберовского «Воскресение Христово» опубликован Игуменом Андроником (Трубачевым) в журнале «Начала» 1993 г. № 4.
Богословский Вестник. 1917. Т. 1. Журналы Академии.
К концу своей жизни М. Д. Муретов (1851–1917), будучи профессором по кафедре Св. Писания Нового Завета М. Д. А., являлся почетным членом всех четырех духовных академий с 1911 года Московской, с 1912 года Санкт-Петербургской, с 1913 года – Казанской, с 1914 года – Киевской. (Богословский Вестник. 1918. С. 150).
Богословский Вестник. 1918. Март, апрель, май. С. 145.
М. М. Тареев (1867–1934), профессор нравственного богословия М. Д. А. Его богословская система была наиболее близка взглядам А. М. Туберовского и высоко оценена в его книге.
Журнал «Начала». № 4. 1993. С. 82.
Там же. С. 83.
Сведения предоставлены о. Сергием Правдолюбовым.
В том же году, за 2 недели до расстрела о. Александра, 8 декабря 1937 года был расстрелян о. Павел Флоренский. (Протоирей В. Цыпин. История Русской Церкви 1917–1997. С. 645).