Александр Иванович Успенский

Алексей Человек Божий

(надпись:”Агiосъ преподобный Алексiй Человек Божiй”) представлен в обычном иконографическом типе аскета, со всклокоченными волосами, морщинистым челом и косматой бородою, ноги босы, одежда одна туника, руки молитвенно простерты к изображенному напротив – вверху, в облаках, Спасителю, благословляющему двуперстно. – Ниже – палаты; – пред ними на одре возлежит преставившийся Алексей со сложенными крестообразно на груди руками; к нему с благоговение приникли царь и папа в коронах, духовенство и проч. Надпись: “Преставление преподобного Алексiя Человека Божiя”. – Оклад на иконе серебряный, без пробы, в цате у Спаса бирюза, лал и два пустых места. Икона XVII века. – Прототипом для изображения Алексея Человека Божия послужил иконографический тип Иоанна Предтечи, – сходство на иконах Предтечи с Алексеем замечательное. Мотивом к усвоению св. Алексею типа И. Крестителя послужило сказание жития об его аскетическом образе жизни в Едесе и Риме. – В фресках базилики св. Климента в Риме, не позднее конца XI века, представлены следующие сцены из жития св. Алексея Человека Божия. Алексей возвращается из Палестины странником в дом своего отца, сенатора Евеимия; последний, окруженный слугами, сидит на лошади верхом. Невеста Алексея смотрит на него из окна. – Перед смертью он вручает папе Вонифатию свиток с изложением в нем своего жития. Папа в простой конической тиаре благословляет святого. Далее отец и мать (– с обнаженною грудью) в отчаянии рвут на себе волосы, невеста целует уже умершего Алексея. – Латинская надпись – рифмованное четверостишие: “Non pat agnoscit miserio sibi poscit papa tenet carta vita que nuntiat artam”. Все эти три последовательные сцены представлены на одной картине28. Превосходное изображение преставления св. Алексея находим на одной миниатюре (л. 210 об.) Греческой Четии-Минеи X–XI в. хранящейся в Московской Синодальной Патриаршей Библиотеке. В фресках Московского Успенского собора29 на предалтарной стене, близ стены, ведущей в придел апп. Петра и Павла, – находится изображение Алексея, Человека Божия. – В “Переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова“30. св. Алексей представлен в том же типе, как и на рассматриваемой иконе из Музея Общества Любителей Духовного Просвещения, десница святого приложена к груди, в шуйце свиток, со словами: “есмыи и сынъ твои алексии“. – В ”Материалах для истории русского иконописания“31 на одной из таблиц св. Алексей представлен с взором, устремленным к небу, и с крестообразно сложенными на груди руками; сзади – палаты – город; – на другой таблице св. Алексей Человек Божий и преп. Мария Египетская; Алексей молитвенно простер руки; сверху Нерукотворный Спас. – Изображения св. Алексея Человека Божия – один из наиболее распространенных сюжетов в русской иконографии. – В образной Палате в Москве, где были иконы, принадлежащие Государю, в 1669 году находилось не мало икон с изображением Алексея Человека Божия; вот как они описаны в описи32 названной палаты, составленной дьяком мастерской Палаты Иваном Чаплыгиным: “Образ Алексея Человека Божия, оклад басемной, венец резной, в венце зерно жемчужное да две винисы. – Две иконы Алексея Человека Божия. – Икона Алексея Митрополита да Алексея Человека Божия на одной цке, оклад басемной, венцы чеканные. Поставлена с чеканными иконы. – Образ Алексея Человека Божия, Екатерины Христовы мученицы, Иванна Белоградского, Татианы мученицы, оклад басемной. – Алексея Человека Божия семь икон, оклад басемной, золочен. – Алексея Человека Божия девятнадцать икон.“ – По древнейшему русскому иконописному подлиннику (Софийскому XVI в.), под 17 марта33. ”Алексей Человек Божий, аки Предтеча, руце к сердцу; риза празелень дичь“. В сводном подлиннике34 под 17 марта читаем: “Святого преподобного и праведного Алексея человека Божия, образом: брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: “се остави отца и матерь, жену и род, и другие, села и имения; праведный Алексей преставися в лето 5919“. В Строгановском лицевом подлиннике св. Алексей представлен совершенно согласно с Софийским подлинником. В Сийском же подлиннике Алексей изображен вместе с одним из ветхозаветных пророков; тип Человека Божия по этому подлиннику35 тот же, что и на иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения. Алексей Человек Божий принадлежит к наиболее почитаемым и популярным среди русского народа святым; он воспевается в духовных стихах калеками перехожими. –

* * *

28

       Вестник Общества Древне-русского искусства при Московском публичном музее 1874 г. № 1–3.

29

       Они закрыты в настоящее время иконостасом.

30

       Изданы В.И. Успенским при Спб. Археологическом институте. Спб. 1898 г. См. № 68.

31

       Переводы из собрания И.В. Тюлина, изданные М.И. и В.И. Успенскими при Спб. Археологическом Институте. Спб. 1900 г. См. №№ XCIV и XCV.

32

       Ныне хранятся в Московском Отделе Общего Архива Министерства императорского Двора. Оп. 34. № 595 (152 а).

33

      Стр. 83.

34

       Стр. 295.

35

       Рисунок смотри в труде проф. Н. Вас. Покровского ”Сийский иконописный подлинник“, ч. II. Спб. 1896, стр. 71, рис. 11.


Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : вып. 1-3 / А. И. Успенский. - Москва : О-во люб. д. прос., 1900-1905. / Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle