Требуются волонтёры

Александр Иванович Успенский

Преподобный Иосиф Песнописец

В схимонашеских одеждах, с кукулем назади, стоит на коленях, простерши руки, перед Богоматерью, стоящей перед ним со свитком в руках; надпись на свитке ”Владыка Господи Иисусе Христе Сыне мой услыши молитву”... Напротив Богоматери вверху, в облаках, Спаситель с благословляющей двуперстно десницей и со свернутой хартией в шуйце. На полях иконы припись: а) мученица Ирина, со свернутым свитком в правой руке и с восьмиконечным крестом в левой в) Св. Димитрий Ростовский, – в митре, с благословляющей десницей и с Евангелием в шуйце. Икона поступила из Хотькова монастыря. В подлинниках указаны два Иосифа Песнописца, – один под 26 января, другой под 4 апреля. Подлинник по Софийскому списку Новгор. Редакции не указывает, как нужно писать первого из названных пр. Иосифа, ограничившись лишь следующим замечанием: “ В той же день Принесение мощем иже во святых отца нашего Феодора, игумена обители Студийския, Осифа, брата его епископа Селуньскаго.” – В сводном подлиннике под 26 января замечается: “И память святого Иосифа, епископа Селунского, сей брат преподобного Феодора Студийского. Иосиф подобием рус, брада аки Козмина подоле, в схиме, ризы преподобнические, нецыи и пишут его в ризах епископских”. О втором Иосифе в софийском подлиннике говорится: ”Преподобного отца нашего Иосифа, творца каноном...Иосиф, творец каноном сед, брада Николина, на концы уже. Ряска вохра с белилы. С левого плеча манатья опала” – По сводному подлиннику: ”Преподобного отца нашего Иосифа песнописца и творца канонов; подобием стар и сед, брада аки Николина, на конец поуже, ризы преподобнические, исподняя вохра с белилы, в руке книга, а в ней написано: “Ускори щедрый и подщися, яко милостив на помощь нашу, яко можеши хотяй”. Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца. Первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, епископ Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338 многа и различна икон ради изгнания подъя”36. На рассматриваемой иконе изображен Иосиф схимонах, – именно епископ Солунский.

Какая из двух мучениц Ирин, указанных в подлиннике под 16 апреля, изображена на настоящей иконе в приписи? – По Софийскому подлиннику, где указана одна “мученица Ирина”, у последней – “на главе плат, риза празелень, багор с белилы, испод лазорь37. – В сводном подлиннике под 16 апреля: “Святых мучениц триех дев сестр, Агапии, Хионии и Ирины, пострадавших за Христа, быша в лето 5796. Ирина подобием младая, на главе наметка белая, власы испод наметки на плеча распущены долги, риза светла зеленая, испод багряна, в руке крест. – И святыя мученицы иныя Ирины, подобием аки Анна, матерь пресвятыя Богородицы, но токмо сия помоложе, риза зеленая, на главе ризою же покров, испод багряная”38. – Сравнивая изображения Ирины на рассматриваемой иконе и св. Анны, нетрудно заметить их сходство между собою. Следовательно, здесь представлена Ирина не из числа трех дев, а иная.

* * *

36

       Стр. 311.

37

       Стр. 91.

38

       Стр. 321.


Источник: Успенский, А.И. Иконы Церковно-археологического музея общества любителей духовного просвещения. Вып. 1: Пер. исполнены Р.Р. Шимановским / А.И. Успенский. – М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1900. – 23 с.

Комментарии для сайта Cackle