Источник

Сборник 1, Поучение 19Сборник 1, Поучение 21

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

20. Неделя 2 Великого поста. Исцеление Капернаумского расслабленного. О молитве друг за друга (Мк. 2:1–12)

«Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).

В сегодняшнем Евангельском чтении святая Церковь, назидая нас чудом исцеления капернаумского расслабленного, призывает молиться друг за друга.

Расслабленный был лишён возможности движения (был парализован). И об исцелении его стали заботиться другие. Движимый верой, что Христос, исцеляя всех, исцелит и их расслабленного, они положили его на носилки и принесли к дому, внутри которого вёл беседу Христос. Дом был окружён плотным кольцом жаждущих слушать Учителя. Не ожидая конца Его беседы, принёсшие больного сразу же приступили к решительным действиям: взобрались на крышу, разобрали её и опустили носилки с расслабленным к ногам Спасителя. Сердцеведец Христос увидел причину столь неожиданных и решительных действий – веру (Мк. 2:5) принёсших, и ради неё совершил чудо, сказав больному: чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5). И затем, отвечая на тайные мысли врагов, добавил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2:11).

Расслабленный, братия и сестры, был исцелён по вере принёсших его. Он был исцелён тем, что ему были прощены грехи его, как причина болезни. Господь удалил эту причину (грехи), и тем самым восстановились силы больного: из расслабленного он сразу превратился в здорового, обрёл в себе силы к движению, к нормальной человеческой жизни.

Только Господь имеет власть прощать грехи человека и тем самым чудесно восстанавливать его силы. По Своей неизреченной любви к роду человеческому эту власть прощать грехи Он передал апостолам и их преемникам, сказав им: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23).

Братия и сестры! Священник, духовник ваш, к которому вы идёте на исповедь, именем Бога прощает вам согрешения ваши, если вы преисполняетесь верой в Господа, в Его чудотворящую силу, и если искренно раскаиваетесь и исповедуетесь в своих грехах пред священником. Неложно слово Божие и неложна власть духовника отпускать грехи исповедников именем Бога, «Его благодатию и человеколюбием».

Когда, братия и сестры, Сам Христос ходил по земле в окружении народа, то сила Божия непосредственно исходила от Него на окружающих. И они, чувствуя эту силу, спешили прикоснуться к ней. Так двенадцать лет кровоточащая женщина тайно прикоснулась к одежде Христа, веря, что исцеление будет (Мк. 5:28). И действительно исцелилась от болезни своей (Мк. 5:29). Знаменательно, что Христос в то время почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила (Мк. 5:30), т. е. почувствовал, что по вере больной отделилась от Него благодать и исцелила больную. На этом примере мы видим, что вера, чуждая сомнений и колебаний во всемогущую силу Господа, – чудодейственна. Христос сказал: Я с вами во все дни до скончания века. И хотя Христос, воскресши, и вознёсся на небо, но по слову Его Он всегда с нами Своей чудодейственной силой и помощью, особенно обильно даруемой именно в таинстве исповеди и Святом Причащении.

Прибегайте же, братия и сестры, к Распятому за нас Иисусу Христу с глубокой верой в Его любовь и в Его благодатную силу, и эта сила Божия облегчит ваши скорби и страдания, как когда-то облегчила состояние кровоточивой, исцелив её. По вере вашей будет вам (Гал. 3:22), говорит Слово Божие, по вере же, любви и преданности Богу не только будет, но и преизбудет нам милующая любовь Божия (Гал. 5:6).

Братия и сестры! Когда мы молимся святым угодникам Божиим, то они возносят наши молитвы к Богу. Матерь Божия больше пребывает на земле, чем на небе, больше проводит время с нами, чем со Своим возлюбленным Сыном. Что же Она делает? Она собирает наши молитвы, все наши вздохи и печали, которые изливает наша душа в молитвах, особенно в храме, и, вознося их к Сыну, – посылает нам «нечаянную радость», «утоляет» наши печали и скорби. Матерь Божия собирает не только молитвы наши, но и все покаянные сердечные слёзы и слезинки наши. И никакая из них не пропадёт бесследно пред Богом.

Как мы видели, Евангельский расслабленный был исцелён по вере, молитве, содействию других людей. Это указывает, что и нам следует прибегать в молитвах к Господу и Матери Божией, не только тогда, когда мы сами молимся за себя, но и друг за друга. На это мы находимом прямое указание в Слове Божием: Молитесь друг за друга, – взывает апостол Иаков (Иак. 5:16). А апостол Павел просил верующих молиться за апостолов (Кол. 4:3). «Ваша молитва, – говорит преподобный Ефрем Сирии своим слушателям, – да будет для меня ходатайством на суде»25.

Если апостолы и святые нуждались в молитве о них, то тем более нуждаемся мы в молитве о нас. Богу и Матери Божией особенно близка и угодна молитва матери о чадах своих. Дети не всегда слушают своих родителей и особенно мать, зато Матерь Божия всегда слышит её скорбные молитвы о чадах своих. Недаром говорится – «молитва матери со дна моря поднимает», – так она сильна пред Богом и Матерью Божией.

Молиться надо не только за родных и близких, но и за обидчиков и недругов своих. Христос так и заповедал: молитесь, – говорит Он, – за обижающих и гонящих вас (Мф. 5:44). Молясь за них, мы смиряем себя, изживаем нанесённые нам обиды и призываем на недругов милость Божию. О молитве за других напоминает нам и сегодняшнее Евангельское чтение.

Братия и сестры! В дни Великого поста и покаяния все мы, грешные, будучи от грехов своих расслабленными, духовно обессиленными, можем получить духовно-телесное оздоровление, укрепление, прибегая к Господу в таинствах исповеди и святого причащения. Святая Церковь, предлагая нам сегодня повествование о чуде исцеления расслабленного, и зовёт нас к очищению от греховней скверны, укреплению духовно-телесных сил наших и молитве друг за друга.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!... и яко щедр очисти благоутробной Твоею милостию». Аминь.

* * *

25

 Творения преподобного Ефрема Сирина. 4 часть, стр. 479.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle