Источник

Сборник 1, Поучение 2Сборник 1, Поучение 4

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

3. Неделя мясопустная. О страшном суде. За что Господь будет судить нас? О будущем суде Божием (Мф. 25:31–46)

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Остаётся одна неделя, братия и сестры, до Великого поста. В следующее, Прощённое, Воскресение святая Церковь будет призывать нас к примирению друг с другом, к прощению взаимных обид, указывая, что Бог нас прощает лишь тогда, когда мы сами прощаем друг друга. Готовя нас к Великому Посту, и к этому примирению друг с другом, святая Церковь сегодняшним Евангельским чтением вразумляет нас картиной будущего суда при втором пришествии Сына Божия.

Два суда ожидают нас, братия и сестры, по окончании земной жизни. Один – непосредственно после смерти. Это – предварительный, первый, частный суд. Его испытывает каждый, умерший, особенно в течение ближайших сорока дней после кончины (так называемые мытарства).

После разлучения с телом душа осознаёт свою духовность, свою причастность духовному миру и несоответствие своего внутреннего греховного состояния этому, миру, что вызывает тяжкие мучения и обличения совести в неправильно прожитой жизни. Вражья, демонская сила усиливает эти обличения, напоминая один за другим грехи прожитой жизни. Ангел хранитель противостоит этой силе в защите умершего.

В этой борьбе за его душу и за смягчение её тяжкого состояния много помогает молитва Церкви, милосердие, любовь и молитвенная связь с нею всех родных и близких. «Ваша молитва да будет для меня ходатаем на суде Божием», – говорил своей братии преподобный Ефрем Сирин2. Всё это поддерживает душу умершего и вселяет надежду на милосердие Божие на следующем суде – при втором пришествии Сына Божия. Горе тем, о ком некому помолиться после их смерти и подать милостыню, а это часто бывает с теми, кто сам при жизни не молится и не творит милостыни за умерших.

После предварительного суда умершие ждут определения своей окончательной участи при втором пришествии Сына Божия. Об этом втором суде и сообщалось в нынешнем Евангельском чтении. Христос придёт во всей небесной славе Своей, и пред Ним соберутся все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, не останется в сторонке, не укроется за спиной других.

Все соберутся и будут определены Господом, одни направо – праведники, другие налево – грешники. Праведным Господь скажет: Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34), ибо тогда Я алкал, жаждал, был наг, болен и в темнице, то вы напоили, накормили, одели и посетили Меня (Мф. 25:35–36).

Тогда праведники спросят: «А когда мы видели Тебя, Господи, чтобы напитать, посетить Тебя? На это Он скажет: Вы это сделали одному из малых сих, меньших братий, и тем самым сделали Мне (Мф. 25:40). И, обращаясь настоящим по левую сторону, скажет: Вы не накормили, не напоили, не одели, не посетили болящего и заключённого в темнице кого-либо из меньших братий Моих, значит, Мне ничего не сделали и поэтому заслужили муку вечную (Мф. 25:46).

Спрашивается, за что такой строгий приговор? – За то, что не сделали самого главного в жизни – не отозвались на нужды своего ближнего во имя Христа. Что значит разделить кусок хлеба с голодным или посетить больного во имя Христа? Это значит сострадательно отозваться в своём сердце на его голод и страдания, пережить его горе, как своё собственное, соболезновать ему и как брату во Христе, и, наконец, поделиться с ним тем, что Господь послал, и что есть под рукой. Вечным образцом оказания помощи больному является для нас Евангельский милосердный самарянин, отдавший израненному всё, что имел (Мк. 10:30–37).

У нас самих может и не быть лишних материальных средств для благотворительности, но в наше время не столько это богатство нужно, сколько богатство сердца, дары нашего внутреннего милосердия, сострадания, соучастия и молитвы.

О, если бы мы хоть немного любили друг друга во Христе, сочувствовали бы друг другу, уважали бы друг друга, тогда нашлись бы у нас средства и способы помочь друг другу. И тогда рай начинался бы уже здесь, на земле, и не страшно было бы умирать, ибо и нам Господь сказал бы: Приидите, благословеннии Отца Моего... (Мф. 25:34).

Почему же мы не любим друг друга? Потому, что не любим Бога. Не любя Бога, нельзя полюбить и ближнего.

Не любим же Бога потому, что вера наша слаба. Поэтому им же чувствуем Бога в своём сердце, не живём Им и не знаем Его, так как мало читаем Евангелие и не воспринимаем все события и дела нашей жизни в Боге, ибо «Промыслом Божиим хранится всё от начала и доныне», – говорит Исаак Сирин3.

Мелькают дни, недели, а мы иногда Бога и не вспоминаем, не задумаемся над своей жизнью, не смягчимся сердцем. Сердце же, не согретое любовью к Богу, будет холодным и к ближнему. И вместо любви в нём будет гнездиться вражда, вместо участия и помощи – ненавистничество, злорадство, и тогда мы сами приготовим будущий приговор себе! Суд без милости – не оказавшему милости (Иак. 2:13).

Братия и сестры! Две основные заповеди даны нам: первая – о любви к Богу и вторая – о любви к ближнему (Мк. 12:30–31). Кто наш ближний? – Все, с кем мы живём, работаем, встречаемся, кто нуждается в нашей любви, молитвенной помощи. По нашей христианской вере, все мы – братия и сестры, и составляем одну семью во Христе. Никто нам не чужой. За спиной каждого ближнего стоит Сам Христос. Если мы не оказываем любви ближнему, то не оказываем и Христу. Так просто и ясно сказал нам об этом Сам Христос в сегодняшнем Евангельском чтении.

Будем же всегда помнить эти слова Спасителя. Будем молить Его оживотворять наши сердца любовью к людям. Будем просить даровать нам «прежде конца покаяние» и «добрый ответ» при втором славном Его пришествии, чтобы услышать сей блаженный глас: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Аминь.

* * *

2

 Творения, часть 4, стр. 479.

3

 Творения преп. Исаака Сирина, 40 стр.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle