Источник

Сборник 1, Поучение 30Сборник 1, Поучение 32

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

31. Неделя 4 Великого поста. Об исцелении немого бесноватого. О вере и любви к Богу (Мк. 9:17–31)

«Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23).

Веровать в Бога – значит чувствовать Его в своём сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим Оком, и во всём доверять Ему. Иметь живую веру в Бога – значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всём и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю, поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать?

Живёт в Боге тот, у кого довлеет дневи попечение его (Мф. 6:34) и кто постоянно помнит «последняя своя», т. е. помнит смерть и вечную жизнь за гробом.

Верить в Бога – значит испытывать постоянно влечение и любовь к Нему, как Источнику всех духовных сил и благих начинаний наших и всех надежд на светлую жизнь за гробом.

Для верующей души отказаться от Бога – значит отказаться от самой жизни, ибо Бог – это и есть жизнь, дыхание и всё (Деян. 17:25).

Бог для любящей души – не отвлечённое понятие, не заоблачное, космическое, неведомое существо, а живая Личность, с которой эта душа входит во внутреннее непосредственное общение. В лице Иисуса Христа животворится идея Бога. Он принимает в нашем сердце близкий и достаточно ощутимый образ и свойственную Ему духовно-благодатную силу. По указанию апостола, Христос от века существует в нас (Кол. 2:26–27), в нашем сердце, поскольку мы – образ и подобие Божие.

Молится верующая душа дома, или участвует в общей молитве в храме, читает ли Евангелие, святых отцов Церкви, предаётся ли псалмопению или молчаливому богомыслию, – она всем этим животворит в себе свой собственный образ Божий. А тем самым животворит в себе образ Христа, Спасителя нашего. Может ли быть для верующей души что-либо реальное (ближе), чем Евангельский образ Христа, и что-либо насущнее, чем завет любить Его всем сердцем и всею душою, и всею крепостью своею (Мк. 12:33)?

Братия и сестры! Верить в Бога значит, как было уже сказано, чувствовать, ощущать Его в себе как Животворящую силу. Любить же Его – значит уже более полно жить Им, уподобляться Ему, прилепляться к Нему, облекаться в Него и в бедах, скорбях и лишениях видеть тот крест, который очищает, возвышает, духовно питает и укрепляет нашу душу. Вера – это начало жизни в Боге, любовь – продолжение, завершение и спасительный венец её. Насколько велико значение веры в человеческой жизни видно из сегодняшнего Евангельского чтения.

У некого человека был сын, с детства одержимый духом немым и глухим т. е. наиболее упорным в своей власти над человеком. Жестоко и бесчеловечно обращался этот дух со своим подчинённым, бросая его в огонь и воду, чтобы погубить его (Мк. 9:22). Власть его простиралась над больным так далеко, что когда он, дух, был удалён из немого, то тело его лежало неподвижным, как бы мёртвым (Мк. 9:26). Силе этого духа могла противостоять лишь горячая вера в силу Божию, могущую избавить больного от этого упорного и жестокого духа. Такой силы веры у отца, по-видимому, не было. На слова Христа всё возможно верующему (Мк. 9:23) он со слезами воскликнул: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9:24). Отец скромно сознавал, что у него нет этой всемогущей веры, и вместе с тем верил и исповедовал, что Христос «может, если сжалится, помочь им» (Мк. 9:22). Веру отца действительно восполняла любовь, жалость Христа, восхотевшая помочь им и действительно помогшая: больной был исцелён Им (Мк. 9:25).

Как видим, братия и сестры, для борьбы с грехом, и особенно с бесовской одержимостью, распущенностью мало нашей обычной, рассудочной веры. Нужен подвиг непрестанной молитвы и строгого поста, т. е. постоянного воздержания в мыслях, словах, делах и пище, нужна постоянная трезвенность, духовная бодрственность, собранность и преданность воле Божьей.

Когда Апостолы опросили Христа, почему они не смогли исцелить бесноватого, то Он так и ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

Молитва и пост. Не к тому ли зовут нас святые дни сии, дни Великого поста и покаяния? Пост и молитва нужны нам, как усилители нашей слабой веры как средства для более тесного, сердечного единения с Богом и получения от Него даров благодати. Только эта благодать делает нашу веру высокой и чудодейственной. Всё возможно верующему (Мк. 9:23), возможно именно при этой вспомоществующей благодати Божией и любви Его (Бога) к человеку. Вот почему и Апостолы взывали ко Господу: умножь в нас веру (Лк. 17:5), т. е. окажи нам Свою животворящую любовь. Благодать Божия и есть проявление любви Божией, которая наше «немощное врачует и оскудевающее», как это и имело место при исцелении бесноватого.

Братия и сестры! Болезнь одержимости страстями и пороками, болезнь потери самообладания и власти над собой – страшная и тяжёлая болезнь многих людей. Святая Церковь выделяет для извлечения от неё особое, исключительное время – время Великого поста, призывая к усиленному подвигу поста и молитвы (Мк. 9:29) и к той пламенной вере в Господе (23 ст.) и любви к Нему без которой, как это видно из сегодняшнего Евангельского чтения, это исцеление невозможно.

Будем же и мы, братия и сестры, молить Господа умножить в нас веру, осенить нас Своей Божественной любовью и исцелить от одержимости страстями, похотями и вожделениями, чтобы нам славословить, благодарить, хвалить, и прославлять Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle