протоиерей Александр Ветелев

Сборник 1, Поучение 58Сборник 2, Поучение 2

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

1. 1 неделя по Пятидесятнице. Всех святых. О любви и благодарении Божием (Мф. 10:32–33, 37–39; 19:27–30)

«Кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным».

Основной христианской добродетелью, как мы все знаем, благочестивые слушатели, является любовь: любовь к Богу и ближнему (Лк. 10:27). Любовь к Богу – исходная, основная любовь, без неё невозможна, как говорит апостол Иоанн, любовь к человеку (1Ин. 4:20).

Священный огонь благодатной любви к Богу зажигается в сердце человеческом лишь при крепкой и горячей вере в Него. Без такой веры невозможна любовь к Богу, ибо лишь при ней (вере) любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:5), изливается как дар Божий. Сердце, согретое и освящённое любовью к Богу, переносит этот свет и теплоту и на людей. Лишь полюбив Бога, мы одновременно начинаем любить и человека.

Христианская любовь – чувство двуединое и нераздельное, т. е. она есть любовь и к Богу и к человеку. Но начинается оно, повторяем, через веру и любовь к Богу.

Но как мы, братия и сестры, можем проверить себя: любим ли мы по-настоящему; не на словах, а на деле Господа? Какие признаки подлинной любви к Богу?

Одним из основных признаков любви, как указывает сегодняшнее евангельское чтение, является жизнь по этой любви. От избытка сердца уста глаголют, – говорит Слово Божие (Лк. 6:45). Сердцем веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению (Рим. 10:10).

Любовь к Богу должна проверяться, прежде всего, нашим отношением к самим себе. Если душу свою, – говорит Иисус Христос, – будешь предпочитать любви к Христу, т. е. беречь и любить её будешь больше, чем Его, то ты далёк от Бога и жизни вечной. Ибо сберегающий душу свою для интересов и забот временной, земной жизни, теряет её для жизни вечной (Мф. 10:39).

Об этом ещё и так сказано в сегодняшнем евангельском чтении: Кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф. 10:38).

Кого следует разуметь в этих словах Господа? Того, кто не принимает страданий и испытаний, как посылаемых для очищения души, для борьбы с засильем греха и для служения Богу и людям. Разуметь следует того, кто не следует за Христом в терпеливом, спасительном несении креста этих своих бед, скорбей и испытаний, подобно тому, как Христос понёс Свой благословенный и искупительный для нас Голгофский Крест.

Такой человек не достоин Меня, – говорит Господь, – так как он теряет Христа, утрачивает духовно-благодатную связь с Ним, а отсюда и со своими родными и со всеми людьми. И наоборот. Кто озарится любовью к Христу, то он не только оживит в сердце своём любовь к тем, кого когда-то оставил (отца, мать, жену и прочих), но и приобретает сотни новых отцов и матерей и братьев и сестёр, ибо во Христе все мы братья и сестры, все отцы и матери для неокрепших во Христе душ. Приобретая Христа, мы делаем близкими себе всех людей, приобретаем весь мир, всю вселенную, ничего (кроме греха) при этом не теряя.

Кто-нибудь из вас, благочестивые слушатели, может усомниться и спросить, а как возможно приобрести весь мир при слабости человеческих сил? Но ведь мы знаем, что сила Божия в немощах совершается; и что невозможно человеку, то возможно Богу. Для святых апостолов многое было невозможным до сошествия на них Святого Духа. И всё стало возможным с момента этого сошествия. Благодать Божия не только укрепила их веру во Христа, но и дала силу без страха и малодушия благовествовать о Нём во всём известном тогда мире (и тем приобрести весь этот мир) и созидать всюду Церковь Христову.

Благодать Святого Духа помогла исповедникам и мученикам за веру Христову переносить страдные мучения и тем укреплять Церковь Божию. Они оставляли и дома свои, и родителей, и родных и шли за Христом, свидетельствуя своей кровью верность и преданность Ему. Таковы, например, великомученицы Екатерина, Варвара, Анастасия.

Какие великие сонмы святых угодников Божиих на протяжении двух тысяч лет вызвала к жизни и укрепила в вере и подвиге благодать Божия, засиявшая и преизобильно изливающаяся в Церкви Христовой со дня святой Пятидесятницы? Всех их сегодня, в первое воскресенье после святой Пятидесятницы, чтит и прославляет святая Церковь. Все они подвигом жизни и веры свидетельствуют истинность и спасительность нашей веры в Господа нашего Иисуса Христа и основанной Им Церкви. Все они прошли один и тот же основной путь – от веры во Христа любви к Нему, а через любовь – к неиссякаемым источникам благодати Божией и силы.

Поверим же и мы от всего сердца, что Сын Божий, явился в мир ради нас и нашего спасения. И поверив, возлюбим Его, столь нас возлюбившего. И не будем ждать, чтобы кто-то из людей первым возлюбил нас. Достоин любви тот, кто сам, возлюбив Господа, первым начинает любить своих братьев и сестёр во Христе. И великая радость откроется в его сердце, и благодать Божия снизойдёт в его душу для дел любви и милосердия.

Мы только что, братия и сестры, отпраздновали праздник Святой Троицы, праздник ниспослания благодати Святого Духа, когда святая Церковь пела и поёт: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим всесвятого Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Пусть же восславит и возблагодарит и каждый из нас Господа, не лишившего нас благодатных даров Всесвятого Духа.

Троице Святая, Боже наш, слава Тебе! Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle