протоиерей Александр Введенский

ΧΧIII. Пожелание военного духовенства.

Летом текущего года состоялся в Петрограде съезд военного духовенства.

На этом съезде был затронут между прочим и вопрос о распространении в войсках сектантства. Причём выяснилось, что пропаганда сектантства среди наших солдат ведётся врагами православной Церкви чрезвычайно умело, успешно и в высшей степени энергично, следствием чего являются частые отпадения от православия.

Как на одно из обстоятельств, которые способствуют или, по крайней мере, могут способствовать в той или другой степени распространению сектантства, миссионерская секция указала на отсутствие в приёмных списках воинских чинов точных сведений о религиозных убеждениях последних. Это обстоятельство лишает полкового священника возможности сразу же принять надлежащие меры пастырского душепопечения в отношении к новобранцам сектантам, что в свою очередь даёт войсковой среде тайного глашатая различных сектантских верований и упований.

Вот для предотвращения этого, военное духовенство и высказало пожелание, чтобы волостные правления, а ещё лучше, если бы сами приходские пастыри, которым, во всяком случае, ближе известны истинные религиозные убеждения прихожан, представляли бы в ведомостях о лицах, подлежащих отбыванию воинской повинности, сведения о том, действительно ли призывающийся исповедует веру православной Церкви и чтит все её св. Таинства и обряды, а не уклонялся ли, или не обнаруживал ли уклонения в сторону той или другой секты, не принимал ли участия в каких-либо сектантских собраниях и не обращался ли к своему пастырю за разъяснениями недоуменных мест Св. Писания за разрешением, так сказать, сектантских узлов.

Всё это, по мнению миссионерской секции, даёт возможность военному священнику быстрее ориентироваться среди нового приплода своих духовных чад и направить всю силу своего такта, ума и воли на тех, кто колеблется и сомневается в истинах православной Церкви.

Вот по поводу этого пожелания военного духовенства мы и поговорим сейчас.

Желание вполне законное. И мы должны пойти навстречу ему и, по мере сил и возможности, удовлетворить его. Тут нельзя разграничивать общих интересов, нельзя полагать строгого водораздела между собою и военным духовенством, говорить: то мы, а то они. Тут общее дело, общие интересы. Будем обособляться – пострадают интересы обеих сторон.

Давным-давно уже доказано, что в войсках идёт усиленная пропаганда сектантства. Пропагандируют не только свои, но и чужие. Не только простые рядовые, но и их младшие начальники. Были примеры, что даже капитаны, подполковники и полковники занимались распространением сектантства.

Так как военные и гражданские законы запрещают и карают совращение из православия, то пропаганда ведётся тайно.

Вот это последнее обстоятельство в значительной степени затрудняет борьбу с сектантством. Военный священник не может сразу ориентироваться в большой массе новичков и узнать, кто из них твёрд, непоколебим в вере, а кто слаб и немощен, кто православный, а кто сектант. По документам они-то все православные, но по убеждениям не все. Многие из них уже имеют сектантскую закваску и, не обрати на таковых своевременного внимания, они обязательно перейдут в сектантство.

Тут важно, значит, уловить момент религиозных сомнений и религиозных исканий. Будет упущен момент – всё пропадёт. Окрепшего в сектантских воззрениях трудно переубедить и возвратить в лоно православной Церкви. А вовремя натолкнуться на „трость, ветром колеблемую”, – значит, спасти человека от „увлечения новым умением”, от „волков в овечьей одежде”, от „пророков, которых не знает Господь Бог”.

Ещё важнее – своевременно опознать сознательных, убеждённых сектантов, которые давным-давно ушли из православия и ещё в деревне занимались распространением сектантства. Вовремя узнать тайных сектантов в полку, – значит, затормозить дело их пропаганды и отчасти, если не совсем, обезвредить их. Потому что они, чувствуя постоянный над собою контроль, не посмеют открыто разглагольствовать и совращать молодых, неопытных солдатиков, зная, какие тяжёлые кары полагаются за это. А не попади вовремя на таких тайных пропагандистов, они в самое короткое время всюду посеют плевелы, многих совратят, многих погубят.

Но как тут вовремя уследить за теми и другими, когда, во-первых, на одно ознакомление с ними уходит много времени, а во-вторых, и это самое главное, все сторонники и последователи сектантства скрывают свою принадлежность и симпатии к „религиозным отщепенцам”. С целью большей маскировки они отваживаются на большее. Они, например, посещают церковные службы, бывают на исповеди, почтительно обходятся со своим батюшкой, так что при первом знакомстве с ними и не подумаешь, что имеешь дело с сектантами. А на самом-то деле они – сектанты и под личиной православия осторожно распространяют своё пагубное учение.

Конечно, при таких условиях и обстоятельствах нечего и думать о более или менее успешной борьбе с сектантами в наших войсках.

И нам, приходским пастырям, надо прийти на помощь военному духовенству, помочь ему скорее разобраться в общей массе новобранцев, указать им, кто надёжен из поступивших в его паству, а кто не надёжен, кто православный, а кто тайный сектант, на кого можно положиться, а на кого нельзя.

Располагая такими сведениями, военный священник быстро ознакомится со своими новыми прихожанами и сразу возьмётся за дело. Кто слаб, того поддержит. Кто симпатизирует сектантам, на того обратит серьёзное внимание. Кто сектант, за тем установит строгий надзор. И всё будет хорошо. Пропаганды не будет. А если и будет, то, во всяком случае, не в таком широком размере, как должна была быть.

Если же останемся глухи к братскому призыву военного духовенства и откажемся помочь ему в приобретении нужных для него сведений, то нам же самим плохо придётся. Пропаганда в войсках разовьётся. Совращений в сектантство будет больше. И те, кто православным шёл в солдаты, будет возвращаться сектантом.

Мы, конечно, будем винить военное духовенство, а оно, конечно, ни при чём.


Источник: Борьба с сектантством / Введенский А.П. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1914. – 412 с.

Комментарии для сайта Cackle