священномученик Философ Орнатский

Ответ на «Пашковские вопросы» священника философа Орнатского

В 1890 году, кто-то из рабочих дал одному из столичных священников вопросы, характеризующие секту пашковцев с отрицательной стороны. Совопросник просил ответа на эти вопросы, давая обещание обратиться «в ваше православие», в том случае, если он получит удовлетворительный ответ «буквой из свящ. Писания» на вопросы. Между тем, эти вопросы были напечатаны в «Церковном Вестнике» (№ 51–52, 1890 года, «К катехизису пашковцев», заметка г. Барсова) без ответа на них, так как автор заметки, в которой появились «пашковские вопросы», «считал излишним излагать здесь ответы на эти наивные вопросы русских протестантов», тем более, что как писал он, «в любом из курсов богословия, даже семинарском, читатель найдёт главу, в которой излагаются доказательства, между прочим, и из свящ. Писания, необходимости, наравне с священным Писанием, церковного предания, как одного из главных источников вероучения и правил жизни церковной»…

He получив специального, так сказать, указания пальцем известных мест из свящ. Писания в ответ на предложенные вопросы и обиженные названием в упомянутой заметке этих вопросов «наивными», приверженцы секты снова предложили те же и частью новые вопросы, которые к сведению столичного духовенства и были еще раз напечатаны в речи председателя Совета «Общества религиозно-нравственного просвещения», появившейся в «Церковном Вестнике» (№ 40, 1892 г.), Частью, по поводу этих вопросов, главным же образом, для подробного пред лицом народа разоблачения сектантских заблуждений, в марте и апреле месяцах настоящего года Совет Общества устроил в Казанском соборе ряд собеседований с пашковцами, которые, однако, не выступали против собеседников со своими возражениями, как по поводу этих, так и других занимающих их вопросов. Это и вызвало настоящий краткий ответ специально на предложенные вопросы, которые в упомянутом № 40 «Церковного Вестника» напечатаны в следующем виде; где велено христианам: 1) рукой молиться и совершать крестное знамение; 2) священникам рукой благословлять народ; 3) мощи святые почитать и поклоняться им; 4) святых и Богородицу почитать и на помощь призывать; 5) мощи резать и по частям делить их составы; 6) священникам долгие волосы носить и с широкими рукавами рясы; 7) при крещении иметь восприемников, а также делать отрицание и плевать назад, и 8) иметь образа в доме.

* * *

«Не судите по наружности, но

судите судом праведным» (Ин.7:24).

Когда прошлой зимой велись в зале педагогического музея беседы со старообрядцами, то во время одной беседы женщина, известная в обществе проповедников по ее сочувствию секте пашковцев, публично заявила приблизительно следующее: «что де вы занимаетесь все какими-то старыми книгами, да обрядами, а о Евангелии и о св. Писании, как-будто и забыли; вот лучше бы от Евангелия доказали свою веру». Увлеченная в секту пашковцев, женщина открыто выразила свое не сочувствие старообрядцам и всем тем вопросам о сложении перстов, об имени Иисус, о сугубой аллилуйи и др., которые вот уже целые века глубоко занимают и волнуют любителей древнего благочестия.

Это невольно пришло нам на память, когда мы сели писать ответ на «пашковские вопросы». В самом деле, пашковцы не сочувствуют старообрядцам, осуждая их за то, что они занимаются обрядами и хотят решить спорные вопросы буквой старых книг; но что делают сами? He поднимают ли они те же вопросы о том, где велено рукой молиться и совершать крестное знамение (1 вопрос), священникам рукой благословлять народ (2 вопр.), священникам долгие волосы носить и с широкими рукавами рясы (6 вопр.) и др.? Но явно ли, что поднимающие эти вопросы, – те же старообрядцы, только как раз напротив решающие эти вопросы; одни говорят: надо креститься двумя перстами (старообрядцы), другие говорят: никак не надо креститься (пашковцы). Тех и других занимает одно и тоже, именно внешний обряд крестного знамения, а не внутреннее значение его, занимает буква мертвящая, а не дух животворящий. И не удивительно, что мертвая буква удаляет тех и других от Церкви, и держит их вне ее спасительной ограды. Так сходятся не сочувствующие друг другу люди, как только те и другие оторвались от тела Христова, Его святой Церкви, которая одна есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15).

Впрочем, «пашковские вопросы» головой выдают своих сочинителей. Вы, простые русские люди, передали их нам; но не вы их сочиняли. Они только для вас сочинены, чтобы смутить вас, удержать вас вне церкви в непослушании и непочтении, к своим от Бога поставленным пастырям. Вы говорите: ответьте нам хоть одной буквой св. Писания на эти вопросы и мы перейдем в ваше православие («Церк. Вестн.», № 51–52, 1890 г.). Таким образом, вы в зависимость от буквы ставите свое спасение, – буквой хотите спастись. Возможно ли это? Разумно ли? Вожаки пашковцев совсем не думают так, напротив, они хвалятся своей верой, очищенной от всего внешнего, а церковь хулят за то, что она, будто бы, все благочестие свела к внешней обрядности. «Если же они живут духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:25), как говорит апостол. А между тем, они говорят вам: требуйте от своих священников свидетельства от писания и только то признавайте, что заповедано в букве писания; спрашивайте, где велено, например, рукой молиться, священникам рукой благословлять народ и проч. Это они говорят только для того, чтобы вас смутить, а сами они этими вопросами и не занимаются. Не имеет значения, какую одежду или какие волосы носят священники, для тех которые, как пашковцы, совсем не признают священства. Значит, они и вопрос этот сочинили только для вас, чтобы вас смутить. A вы, если подлинно хотите познать истину, не по букве судите, а по духу; «дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Ин.6:63). Помните, что Господь Иисус Христос учил служить Богу в духе и истине (Ин.4:23:24), помните также слова апостола: «духа не угашайте» (1Сол.5:19) и, помня это, и на эти и всякие другие подобные вопросы ищите ответа не только в букве писания, но и в его духе. Нельзя было Господу Иисусу Христу и Его свв. апостолам на все вопросы дать буквенный ответ, все церковные обряды заповедать в слове Писания. И о самой жизни Спасителя нашего свв. евангелисты написали только главное, но отнюдь не все, как говорит св. Иоанн в заключение написанного им Евангелия: «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Что же, если бы подробно писать еще и о том, как справлять те или другие обряды не только в своих отношениях к Богу, но и в обыденных житейских обстоятельствах? Явно, невозможно было о всем написать; но заповедать словесно можно было многое. И все то, что признает св. православная церковь, например, о крестном знамении, о благословении священническом, об обрядах крещения и других таинствах, все это именно и было заповедано словесно свв. апостолами или позднее принято св. церковью, в согласии с духом Писания и св. веры Христовой. Посему то, св. апостол Павел писал христианам, чтобы они крепко держались апостольских преданий, заповеданных не только посланием, т. е. письменно, но и словом, т. е. устно. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол.2:15), пишет он. И об этих-то преданиях апостольских, завещанных их словом и записанных уже потом, надо рассуждать, не требуя буквенного свидетельства, но в согласии, как сказано, с духом веры Христовой. Будем же внимать букве Писания в тех вопросах, на которые Духу Святому угодно было ответить писанием, но не будем неверами и пустословами относительно тех истин, которые заповеданы словом предания и не противоречат духу Писания и веры Христовой. С молитвой Святому Духу, – Духу истины (Ин.15:16), Который научит нас всему и напомнит все, что говорил нам чрез свв. апостолов Господь Иисус Христос (Ин.14:26), с искренним желанием познать истину, для соединения со св. церковью, – приступим к решению вопросов.

He каждый вопрос, из напечатанных в № 40 «Церковного Вестника», касается особого предмета. Так, вопросы 3, 4, 5 и 8 касаются вопроса о почитании Пресвятой Богородицы, святых, их мощей и икон, вопросы 2 и 6 о благословении священниками, их долгих волосах и широких рясах. Поэтому, будем отвечать на них не в том порядке, как они напечатаны, но сначала на 4 вопрос, потом 3, 5, и 8, затем 2 и 6, наконец, 1 – о молитве рукой и крестном знамении и 7 – о восприемниках при крещении и отрицании сатаны при совершении этого таинства.

1). Где велено христианам, – «Богородицу почитать и на помощь призывать?» – Если бы вы хотели найти такое приказание в св. Писании: «почитайте Богородицу» или, –«призывайте Ее в своих молитвах», то таких слов вы в Писании не нашли бы; но это не значит, что и не надо почитать Пресвятую Богородицу. Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия (Ис.7:14), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог (Мф.1:23). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк.1:41–43); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20, Лк.2:7; Лк.2:33, 34; Лк.2:43, 48; Ин.2:3, 5, 19, Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» (Пс.44:10). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» (Лк.1:48–49). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк.1:28), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» (Лк.1:41), – ублажает св. Елизавета: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», т. е. блаженна Мать, породившая Иисуса Христа и воскормившая Его, ублажает ее неведомая женщина, слова коей записаны в наше назидание в св. Евангелии (Лк.11:27). И святая церковь, подражая сим евангельским примерам, ублажает ее, называя «честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов». 3) Наша надежда, что «много может молитва матери ко благосердию Владыки», вытекает уже из этой мысли о Ее близости к Нему и смелости пред Ним, как Сыном. Мы беспомощны в скорбном этом мире, со своими болезнями, скорбями, печалями; но мы знаем, что жив щедрый и милостивый Господь; только велик и свят Он, а мы прах и пепел перед Ним (Быт.17:18), и вот мы обращаемся к ходатайству и заступлению Той, Которая так близка к Нему, просим Ее: пресвятая Богородице, спаси нас; покрой нас честным Твоим покровом; милосердия двери отвори нам; умоли за нас Сына Твоего и Бога нашего; и веруем, что Она слышит и склоняется на наши молитвы, а Господь слышит Ее ходатайство. Таков смысл или дух нашего верования и он находит подтверждение в букве св. Писания. Известно, что во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос сотворил первое чудо на браке в Кане Галилейской, по просьбе Своей Матери. Глубоко поучителен рассказ об этом у св. Иоанна во 2 гл., ст. 1–11. Когда Пресвятая Дева Мария довела до сведения Иисуса, что у хозяев нет вина, Он говорит Ей: Что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой, т. е. в деле служения Его миру Им управляет лишь один Отец Небесный, Которого волю Он пришел исполнить, и что проявление Его божественного могущества имеет другую, высшую цель, чем облегчение нужд людских. Однако Богоматерь, как видно, глубоко веровала, что Сын исполнит ее просьбу, почему и говорит слугам: «что Он скажет вам, то сделайте». И известно, что Иисус Христос чудесным образом претворил воду в вино, положив этим начало Своим чудесам, а нам дав заповедь, – в своих нуждах обращаться к ходатайству Его Пречистой Матери, моление коей много может ко благосердию Владыки.

2). Таков же дух и смысл почитания и молитвенного призывания святых Божиих человеков (4 вопрос). Мы не боготворим их, но веруем, что если бы спросить их, то они тоже бы сказали о себе, пока жили на земле, что писал о себе св. апостол Павел: «собою не похвалюсь, разве только немощами моими; но сила Божия совершается в немощи» (2Кор.12:5:9). Именно сила Божия действует в святых Божиих и в этом вся вера наша. Верой, пожертвованием во славу Божию, вот чем велики они. Их величие пред Богом засвидетельствовано во св. Евангелии Самим Господом Иисусом Христом. Он именует исполнителей Своей воли друзьями; «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедал вам» (Ин.15:14), а сподобившихся достигнуть того века и воскресения из мертвых «равными ангелам» и «сынами Божиими» (Лк.20:36). Как друзья Божии, апостолы Христовы ближе всех к Нему, сидят на 12 престолах и будут судить 12 колен израилевых; как равноангельные, сыны Божии, святые, вместе с ангелами, окружают престол Его. Но мы не только ублажаем святых по их высокому достоинству пред Богом, мы и подражаем им, исполняя слово св. апостола: «будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.14:16; 1Кор.11:1). Что они, окружая престол Божий, молятся за весь мир и по смерти, как молились при жизни Авраам (за нечестивых жителей Содома, – Быт.18), Иов (за своих друзей, – 52:7–9), Моисей (за народ израильский – Исх.32:30, 32; Исх.32:33), Давид (за свой народ, – 2Цар.24:17), это читаем в кн. Апокалипсис: «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… И все ангелы стояли вокруг престола и старцев, и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу… Сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?… Это те, которые прошли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр.9:15). «И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на Золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Богом (Откр.8:3:4)1. Тут не одна буква, а целая картина молитвенного ходатайства ангелов и святых Божиих за нас, грешных, ибо не о себе же самих молятся те, о коих там же сказано: «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ни какой зной; ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16–17). О молитве сих-то праведников, как например, пророк Илия, который помолился, чтобы не было дождя и не было дождя на земле три года и шесть месяцев, и опять помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой, – говорит апостол Иаков, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16–18). Безначальные и радостные угодники Божии, друзья Его, равные свв. ангелам, они молятся за тех, кои прославляют в них величие и силу Божию, подражают им, как они подражали Христу, и обращаются к их заступлению пред Богом, – так веруем мы, чада св. православной церкви, и сколько радости и утешения подает сия вера наша всем жителям скорбного мира, лежащего во зле, – сей юдоли падений, скорби и страдания!

В связи с учением св. Церкви о почитании и молитвенном призывании святых Божиих стоит учение о почитании их мощей, – (вопрос 3) и тот, кто удостоверится из приведенных выше свидетельств Слова Божия о молитвенном предстательстве святых за нас пред Богом, тот не будет требовать: покажи, где написано: «почитай мощи святых». И в наших обыденных отношениях к людям, нами любимым, мы дорожим не только их образом мыслей, убеждениями, любовью к нам, но и всем, что связано с их личностью, тем более их прахом, который с честью погребаем, над которым насыпаем холмы и ставим памятники. Тем более, дороги должны быть для нас «останки» святых и даже вещи, им принадлежавшие. В свящ. Писании есть прямые указания на то, что следует почитать мощи святых. В кн. Исход разсказывается, что Моисей, при исходе евреев из Египта, «взял с собой кости (мощи по славянскому чтению) Иосифа (13:19), погребенные в Египте». Во Второзаконии о погребении Моисея рассказывается так: «и умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по Слову Господню, и погребен, и никто не знает места погребения его сего дне» (34:5–6). Спрашивается, – кто же совершил погребение Моисея? Очевидно, ангелы Божии. Когда умер св. пророк Елисей и похоронили его, то полчища моавитян пришли в то место в следующем году. Случилось так, что в это время погребали одного человека; увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он, при падении своем, коснулся костей Елисея, ожил и встал на ноги (4Цар.13:21).

Из этих свидетельств ясно, что тела умерших праведников бывают угодны Богу и Он прославляет их нетлением и совершением знамений и чудес Своего всемогущества. Посему то пророк Давид восклицал: «хранит Господь все кости праведного; ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21). И кто из русских православных людей не знает много множества святых Божиих, прославленных на святой Руси нетлением их мощей, чудотворениями и исцелениями от них, подобно тому, как от прикосновения к костям пр. Елисея воскрес мертвый. Пещеры киевские, обители московские и новгородские, каждая местность Русской земли имеет своих угодников Божиих, заступников пред Богом. Их чтут православные люди, в честь их дают имена своим детям, им посвящают храмы, их образа имеют в домах своих. Много святых у Бога; каждый по своему служил и угодил Богу, и каждый по своему служит людям примером для подражания. Но в лице всех их прославляется Единый Бог, дивный во святых Своих, – Единый Бог, творяй чудеса, одни и те же благость, премудрость и всемогущество Божии.

Давшие «пашковские вопросы» обиделись на то, что эти вопросы кто-то назвал наивными, а между тем нельзя не назвать 5-го вопроса, – странным. Где велено «мощи резать и по частям делить их суставы?» – Нигде. Это неверы и кощунники, бывало, поднимали свои руки против св. мощей и за это были наказываемы Богом. А мучали святых Божиих, предавали смерти и резали тела их, например, мучители первых веков христианства, не веровавшие во Христа люди. Какие мучения претерпевали свв. Апостолы и др. мученики, читайте, например, в посланиях св. апостола Павла 2Кор.11:23–32; Евр.11:33–38. Верующие же во Христа, почитая пострадавших за правду и ради Него (Mф.5:10–12), если имели возможность, подбирали тела свв. мучеников и с честью погребали их, как это сделали ученики св. Иоанна Крестителя с телом его (Mф.14:12), также собирали и останки их, и хранили их, так что исполнялось пророческое слово Давида царя: «хранит Господь все кости праведного; ни одна из них не сокрушится (Пс.33:21). Сии то останки праведников или части святых мощей, как видимые знаки невидимой силы Божией, действовавшей в праведниках при жизни их и действующей по смерти, св. Церковь сохранила и сохраняет, полагая их в храмах на святых престолах или под престолом, а также в особых ковчегах для благоговейного поклонения и целования. Первое она делает по примеру древних христиан, совершавших таинство тела и крови Христовых на гробах мучеников, второе, – по вере, что «и капли крови святых, сии малые признаки страдания, равно действуют телесам» (Слова св. Василия Великого). Вспомните при этом, что кровоточивая женщина получила исцеление и от прикосновения к ризе Христовой, по вере в Него, а во дни ап. Петра и Павла больные исцелялись не только по слову Петра во имя Господне, но тоже делала тень его (Деян.5:15), – не только руками Павла, но и платками и опоясаниями с тела его, возлагаемыми на больных, прекращались болезни и изгонялись злые духи (Деян.19:12).

3). Ответ на вопрос о почитании свв. икон и обычае православных христиан иметь их в домах своих можете найти в кн. «О почитании свв. икон» прот. Κ. Н. Ветвеницкого, изд. «Обществом религиозно-нравственного просвещения». Здесь я кратко укажу основание этого догмата церкви. Обыкновенно хулители свв. икон, в своем заблуждении, ссылаются на слова Господа Бога народу израильскому с горы Синая: «не сотвори себе кумира и всякого подобия…, да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх.20), в которых, будто бы, запрещается почитать образа или иконы. Такое понимание этого места совершенно ложно. Господь в этом, как и в др. местах (Втор.5), запрещает делать изображения ложных божеств и поклоняться им. Что Он не запрещает с благоговением и почтением относится к предметам, которые служат знамением или образом Самого Бога, Его силы и благоволения к людям, это видно из многократных повелений Господа тому же Моисею, чрез которого дана была народу израильскому вторая заповедь, а также Соломону, об устройстве скинии свидения, как места обитания Божия (Исх.15:8–40; Числ.8:4–1; 1Пар.19:1–3), – двух херувимов с распростертыми крыльями над ковчегом завета (2Пар.3:10), также херувимов на завесе, отделявшей святое святых от святилища и самого ковчега, на место откровения Бога Моисею (Исх.25:17–22), причем ковчег завета до того ясно служил «образом» Бога невидимого, что когда ковчег поднимали для выступления в путь, Моисей говорил: «восстань, Господи», а когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи (Числ.10:33–34). Также смотрели на ковчег завета, как на образ Бога невидимого, во время Иисуса Навина, ибо в кн. Иис. Нав. говорится о священниках, которые шли пред ковчегом завета, что они шли пред Господом (Исх.6:7), – во времена Давида, который говорит жене: пред Господом, т. е. пред ковчегом плясати буду (2Цар.6:21). Конечно, сии святые мужи ветхого завета не боготворили ковчег, но почитали оный, как образ Божий, возносясь умом и сердцем от ковчега к Господу Богу. Прямое буквенное повеление Божие, – о поклонении невидимому Богу в чувственном виде медного змия, причем благоговейное взирание на сего змия, по повелению Божию повешенного на древе, избавляло от смерти ужаленных змеями, читайте в кн. Числ.21:4–9. Толкование этого места находим у Соломона в его книге Премудрости, где прямо говорится, что обращавшийся к медному змию исцелялся не тем на что взирал, но Тобою, Спасителем всех (Прем.16:5–9). Не ясно ли, что змий служил в этом случае Образом Христа Спасителя, повешенного на древе, верой в которого спасается весь род человеческий? Это же видно и из того, что когда израильтяне, впоследствии, стали боготворить самого змия, то царь Езекия истребил его, так как такое почтение противоречило второй заповеди (4Цар.18:4). Этих свидетельств свящ. Писания для утверждения догмата о почитании свв. икон совершенно достаточно. Вы скажете, что все они взяты из ветхого завета, но по слову Господа Иисуса Христа, Он пришел не нарушить закон, а исполнить (Mф.5:17) и в другом месте прямо учил соблюдать заповеди (Mф.19:17); Он же Сам и свв. апостолы ходили молиться в храм иерусалимский, украшенный, как сказано, изображениями херувимов. Что же следует из приведенных свидетельств? Что Богу не противно почитание Его во внешних образах, напротив Сам Он, дает повеление об устройстве таких образов и только тогда не благоволит к богопочитанию во внешних изображениях, когда сии последние почитаются людьми за Самого Бога. Вот если бы и мы, христиане православные, боготворили изображение Господа Бога или Пресвятой Богородицы, или святых Божиих, то мы подлежали бы осуждению израильтян, которые стали боготворить медного змия. Но мы не боготворим свв. икон, а почитаем их, как изображение Бога или святых, от чувственных образов возносясь умом и сердцем к невидимому и неосязаемому. Иконы, – все равно, что книги, только написанные не буквами, но лицами. И как во дни ветхого завета Господь благословлял Своей милостью тех, которые почитали Его в видимых изображениях, например, Аведдара, в доме которого стоял ковчег завета (2Цар.6:11–12), так и в наши дни Господь приемлет молитвы тех, которые молятся пред свв. иконами, и в особенности, чрез явленные и чудотворные иконы обильно творит чудеса и подает исцеления. Как же православному христианину не иметь в своих домах образов Бога, явившегося плотью Пресвятой Богородице, теплой Заступницы рода христианского и святых, – друзей Божиих? Это, – лучшее богатство людей истинно благочестивых, лучшее украшение домов христианских, уподобляющее жилища храмам Божиим…

4). Второй вопрос, – где велено «священникам рукой благословлять народ» и шестой, – «священникам долгие волосы носить и с широкими рукавами рясы» – касаются священства и следовательно, нам надо сговориться о священстве. Менее важно, какие волосы или одежды должны носить священники; некоторые по нужде носят и короткие волосы и обыкновенные сюртуки, например, наши заграничные священники и от этого не лишаются благодати священства; важнее то, есть ли священство, – Божие установление и должно ли его признавать и почитать. Должно. Священство есть продолжение апостольского служения, по преемству от них, принятому чрез рукоположение. А свв. апостолы были особенными людьми, избранными Иис. Христом: «не вы Меня избрали, a я вас избрал (Ин.15:16–19); Иис. Христос называет их также преимущественно данными Ему Богом Отцом: «Я о них молю, не о всем мире молю, но о них, которых Ты дал Мне»… «Когда я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил и никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин.17:9–12). Сих то, данных Ему Богом Отцом избранников, Господь Иисус Христос послал в мир, чтобы они научили народы, крестили их, учили соблюдать все, заповеданное Им и по крещении (Мф.28:19–20); им дал дарование св. Духа и власть прощать грехи (Ин.20:22–23); они мазали маслом многих больных и те исцелялись (Мк.6:13); они устрояли первые церкви или общины верующих, и управляли ими (Деян.). Словом, Господь дал им власть учить людей, совершать таинства и управлять церковью. Вся полнота власти апостольской, власти тяжелой и обширной, передана ими посему не одной степени избранных ими лиц, но трем: именно, они сначала избрали и рукоположили в помощь себе диаконов (Деян.6:6), потом пресвитеров или священников (Деян.14:23), наконец, епископов (1Тим.4:14 и 2Тим.1:6). Главное, если вы прочтете указанные места св. Писания, то увидите, что на все эти степени лица поставлены были чрез рукоположение, что и доныне сохраняется церковью при посвящении духовных лиц епископами, как преемниками апостольской власти, – других рукополагать (Тит.1:5). Итак, если вопреки ложному мнению пашковцев, что не надо признавать священства церковного, что каждый верующий есть священник, мы признаем диаконов, священников и епископов людьми избранными Богом и поставленными на дело служения церкви, руководясь при этом и буквой св. Писания и его духом, то мы удовлетворительно решим и ваши вопросы.

а). О священническом благословении. Сам Господь повелел некогда Моисею, чтобы он разделил народ израильский на две половины, одну поставил бы на одной горе, другую, – на другой и чтобы левиты возглашали с горы Гевал проклятие на нарушителей закона, с горы Гаризим, – благословение на исполнителей его (Втор.17; Втор.18). Во дни новозаветные, Господь учил всех людей: «благословляйте и проклинающих вас» (Mф.5:44); также и св. апостол, выразитель духа Христова, пишет: «благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12:14). Если же всем христианам заповедуется благословлять, то тем более священникам. Они, – продолжатели дела Христова, преемники свв. апостолов и в благословении людей только подражают Самому Иисусу Христу. Вы знаете, как Господь Иисус Христос, когда приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним, обняв их, возложил руки на них и благословил их (Мф.10:13–16); мы должны знать также и то что, когда Господь Иисус Христос пред вознесением, вывел учеников Своих вон из города до Вифании, то «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50–51). Прямые буквенные свидетельства о том, что Господь движением рук благословлял детей и Своих учеников. Подражая Ему, епископы и священники движением рук благословляют народ, не во имя свое, но во имя Божие. Самим движением руки они изображают крест Христов, как орудие нашего спасения, сложением перстов изображают достопоклоняемое имя Иисуса Христа (Ис. Хс.), которым единым подобает спастися нам (Деян.4:12); наконец, имя Божие произносят при этом и устами говоря: благословляю тебя «во имя Господне» или «во имя Отца и Сына и св. Духа», или как в церкви, «благословение Господне на вас Toго (т. е. Иис. Христа) благодатью и человеколюбием», или «благодать Господа нашего Иис. Христа и любовь Бога и Отца и общение св. Духа буди со всеми вами». Что же, братия, есть сомнительного или спорного в этом святом обряде благословения (ведь, не проклятия!)? Нет, не бегите от него, но ищите его, зная, что благодать Божия изливается на всех приемлющих с верой благословение от священника!

б). О волосах. Вопрос о том, где велено священникам долгие волосы носить, опять нельзя не назвать странным. Святой Дух в Писании не благоволил предписывать людям правила внешней жизни, но, – устроения «царствия Божия», которое внутри человека. Как бы интересно, для удовлетворения религиозной любознательности, знать напр., о внешнем виде Господа Иисуса Христа, о Его росте, лике, волосах, об образе Его жизни и ежедневном времяпровождении в детстве, юности и зрелом возрасте. Однако, в Евангелии нигде нарочито не рассказывается об этом, a только о некоторых предметах упоминается, напр., о пещере и яслях рождения Его, о том, что Он не имел, где главы подклонить, о нешвенном хитоне. Тем естественнее умолчание в свящ. Писании о том, какие волосы или одежды должны носить священники. Возражая против ношения священниками долгих волос ссылаются на 1 посл. в Коринф., где говорится, «не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь» (1Кор.11:14–15). Но это сказано апостолом о мужчине и женщине в обыкновенном житейском быту, а не о священниках, причем апостол объясняет и причину ращения волос, – женщинами и – стрижения, – мужчинами: «так как, говорит, волосы даны ей вместо покрывала» (1Kop.11:15). Таким образом, по отношению к женщине это выражает мысль о ее стыдливости, целомудрии, а также и покорности мужу, как главе (1Кор.11:3–13). To, что составляет правило в отношении к мужчинам вообще, то допускает исключение по отношению к священникам и именно в виду их особенного избрания (как говорено было выше), назначения и освящения Богом, так что, если мужу-мирянину длинные волосы доставляют бесчестие, то священнику, – честь. Основание для ношения священниками длинных волос находим в свящ. Писании: существовали в ветхозаветное время посвящавшие себя на служение Богу люди, так называемые назореи, которые не пили вина и не стригли волос; таков, напр., был судья Сампсон (Суд.13); обетов назорейских придерживался св. Иоанн Креститель (Лк.1:15); св. ап. Павел также, по совету иерусалимских христиан, вступил в число назореев (Деян.21). От лет древних, этот обычай людей, посвятивших себя на слежение Богу, сделался отличием духовных лиц в христианстве и хотя духовенство западное отступило от этого обычая, он так сроден с представлением священных лиц, что христианские художники всех стран народов изображают Господа Иисуса Христа, свв. апостолов, свв. отцов не иначе, как с длинными волосами. Православная церковь, хотя и не наказует нарушителей этого обычая извержением из клира, тем не менее, не дозволяет, без крайней нужды, как напр., служение в странах иноверных, отступления от этого святого и древнего обычая глубоко гармонирующего с важностью служителей Божиих.

в). Все тоже должно сказать и о священнических рясах с широкими рукавами. Православное духовенство носит длинные и широкие одежды, как покрывающие все тело человека и при том, сообщающие важность тем, кои самим саном и служением поставлены на свещнице, верху горы (Mф.5:14–15). Но говорят, православное духовенство, нося длинные одежды, тем самым подвергает себя осуждению древних фарисеев, которых, между прочим, Господь Иисус Христос обвинял и в том, что они «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Mф.23:5). Смысл этого обвинения становится понятным по сопоставлению с другими содержащимися в этой главе, сущность которых можно кратко выразить словами Иисуса Христа: они (фарисеи) только говорят, а не делают; все же, что делают, то делают на показ (Mф.23:3–5). Так, они молятся и подают милостыню на углах улиц (Мф.6:2–5–16), любят занимать первые места (Мф.23:6), величаться от людей учителями (Мф.23:7), между прочим, и в самих одеждах допускают отличия, которые выделяют их из толпы обыкновенных иудеев и обращают на них общее внимание. Таким образом, у фарисеев все сводилось к внешности; принадлежности своего звания они обращали к тому, чтобы заслужить славу и похвалу от людей, а не от Бога, причем, конечно, совсем не пользовались своим знанием воли Божией, словом и примером для того, чтобы руководить народ к богоугодной жизни 1). Если бы и современные священники, забыв самоусовершенствование духовное (Mф.5:14–16; Тим.4:1–3) и пасение порученного им от Господа словесного стада (Деян.20:28), только одеждами и внешними отличиями своего сана занимались, они заслуживали бы осуждение, изреченное на фарисеев. Но из обличения Спасителя не следует, что священники не должны носить присвоенных их сану одежд. Одежды сами по себе не делают человека хуже или лучше. Но одежды священнические свидетельствуют о его служении, для него самого служат оградой от соблазнов и искушений мира сего, а от других вызывают почтение к нему.

Так, если признаем, что священники суть люди особенные, Самим Богом на высокое служение избранные и освященные, то мы не увидим ничего соблазнительного и в особенностях присвоенных их сану одежд, и в ращении ими волос; напротив, в этих особенностях увидим особый глубокий смысл и значение.

5). Вопрос, где велено, – «рукой молиться», в себе самом заключает противоречие. Молитва есть беседа с невидимым Богом или Его святыми. Следовательно, молиться можно только при непременном участии ума и сердца, молиться же только рукой или руками, – нельзя. Но это не значит, что руки, как и все существо человека, не должны участвовать в молитве. Господь осуждал словами пророка Исаии и тех, которые только устами молятся (Mф.15:8–9); но это не значит, что Он запрещал молиться словами, ибо и Сам в словах обращался к Богу Отцу и нам дал слова молитвы Господней. Повеление церкви, – молитву умную или сердечную сопровождать внешними знаками и телодвижениями, например, воздеянием рук, крестным знамением, поклонами, коленопреклонениями, вытекает, как из примера Господа Иисуса Христа, Который благословлял руками, возводил очи к небу, преклонял колена, так из слов св. апостола: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Kop.6:20) или: «от избытка сердца говорят уста» (Mф.12:34). Как запретить скорбящему плакать или радующемуся, – улыбаться? Также неестественно принуждать к мертвенному покою человека, у которого душа и сердце стремятся к небесам, к Невидимому, к Богу. Да и пашковцы, осуждая православные исконные обряды молитвенные, сами, когда молятся, падают на колена, утыкаются лицом в стул, бьют себя в грудь и проч. Но вы спрашиваете: где велено, – «рукой молиться?» Примите во внимание мое разъяснение по поводу вопроса и вы увидите, что сопровождать молитву движением рук заповедано в свящ. Писании неоднократно. Когда израильтяне воевали с амаликитянами, то Моисей взошел на гору и молился, и «когда воздвигал Моисей руки, одолевал израиль, когда же опускал руки, одолевал амалик». Заметив это, Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до тех пор, пока не одолели израильтяне (Исх.17:10–13). Не ясное ли свидетельство в подтверждение христианского обычая, – движением рук сопровождать выражение молитвенных чувств? А это же свидетельство подтверждает также и почитание креста, так как, по истолкованию свв. отцов, поднятием рук своих Моисей прообразовал крест Христов, на котором принесенная (а тогда еще будущая) жертва есть единая спасительная для всех. В 1 посл. к Тимофею св. Павел пишет: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Эти свидетельства ветхого и нового завета достаточно ясно показывают, как Господу угодно, чтобы люди святили и тела свои молитвой Ему.

Но, очевидно, ваш первый вопрос имеет в виду не столько молитву рукой вообще, сколько именно крестное знамение по обряду православной церкви. Если вы признаете, что молитва рукой в том смысле, как изъяснено выше, не противна Богу, то легче признать, что крестное знамение не противно Ему. Что нет в свящ. Писании буквенного повеления: «совершайте крестное знамение», из этого вовсе не следует, будто оно не угодно Богу. Многое такое из практики церковной не заповедано в свящ. Писании, что составляет общий обычай всей церкви. Так и крестное знамение, хотя и не заповедано в букве Писания, однако со времен апостолов употребляется всем христианским миром, исключая лютеран, которых происхождение относится только к XVI веку. За крестное знамение говорит уже его глубокий смысл: им изображаем на себе спасительный крест Христов, как орудие всеобщего спасения (Лк.12:50; Ин.12:32–33; Mф.24:30; Гал.6:14; 1Kop.1:18; 1Кор.1:23–24 и др.), а сложением перстов при крестном знамении исповедуем две главнейшие истины христианские о св. Троице и богочеловечестве Иисуса Христа. Нет в нем ничего соблазнительного или противного духу веры Христовой. Разумеется, если молитва только и выражается в небрежном крестном знамении, тогда она не угодна Богу, как и молитва устами только; но такую молитву св. церковь осуждает, а не одобряет. В заключение напомним вам, смущаемые ересью братья, укоризну св. апостола, которая к вам относится даже более, чем в свое время к галатам: «О, несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1). Православная церковь разнообразно показует нам Христа распятого и на свв. иконах, и крестом, который мы носим на груди, целуем в церкви, видим на куполах свв. храмов, и крестным знамением. Но вот появились ложные учителя, которые говорят вам: не надо почитать внешних изображений Христа распятого и вы, как неразумные, презрев голос матери, – Церкви, вторите за ними: не надо… Смотрите, в погоне за истиной, вслед за слепыми вождями, вы убежите от нее и как галаты, заслужите этот упрек апостола: «кто прельстил вам не покоряться истине?…» Ведь, врагу-то рода человеческого, который действует через лжеучителей, именно и надо только изгладить сначала из наших очей, a потом и сердец, Иисуса Христа распятого.

6). Вопрос о восприемниках, и об обрядах отрицания и плевания назад касается совершения таинства крещения. Крещение есть дверь, которой всякий человек приводится ко Христу. Сам Иисус Христос принял крещение от Иоанна и апостолам заповедал: идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф.29:19). В другом месте, Он придает такую важность крещению, что говорит, кто имеет веру и крестится, спасен будет (Мк.16:6), а кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в царствие Божие (Ин.3:5). Посему и свв. апостолы, на вопрос иудеев и язычников, – мужие, братие, что нам делать?, отвечали: покайтесь и пусть каждый из вас крестится (Деян.2:38). Как сами апостолы, так и их преемники, и весь христианский мир крещение признают необходимым условием вступления в «царствие Божие». Как необходимое условие спасения, крещение, конечно, обязательно и для детей, так как и они подвержены первородному и другим грехам, по силе первоначальной порчи. И в свв. Писании, мы находим подтверждение мысли о необходимости крещения для детей: так, апостол Павел крестил женщину из города Фиатир, Лидию и домашних ее (Деян.16:14–15), также темничного стража «и всех, бывших в доме его» (32): «крестил я Стефанинов дом», говорит тот же апостол. Весьма вероятно, что во всех этих семействах были и дети, которых апостол Павел крестил. Но с большей вероятностью о крещении детей апостолами можно утверждать на основании крещения целой общины самарян апостолом, – диаконом, Филиппом (Деян.8). Ужели в общине не было детей? Допуская крещение детей, еще не способных к вере, которая требуется при крещении, св. церковь, как осмотрительная и попечительная мать и поручает новокрещенное дитя попечению «духовных родителей» или восприемников, которые суть вместе и поручители за веру крещаемого. Святой, полный глубокого смысла обычай, ο котором хотя и нет буквенного повеления, но который глубоко согласен с духом нашей веры, научающей нас словами апостола «друг, друга тяготы носить и тако исполнять закон Христов» (Гал.6:2).

Что же дает крещение человеку? В нем человек получает прощение грехов (Деян.2:38); умирает для жизни греховной и вновь духовно рождается, освобождается от власти дьявола, тогда, как все люди вне царствия Христова «живут по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2) и становится сыном ц. Христова. В обряде отрицания при крещении выражается та мысль, что крещаемый должен «отречься от сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»; когда же отречется от сатаны, то и должен это выразить внешним действием, – плюновением назад, на запад, страну мрака. Таким образом, хотя эти обрядовые действия и не заповеданы в слове Писания, но прекрасно выражают мысль о необходимости, при помощи благодати Божией, бежать от власти дьявола, господствующего в сынах противления, по слову апостола. Недаром они ведут свое начало от глубокой древности.

Вот, я дал вам, братие, краткий ответ2 на смущающие вас вопросы. Если вы, прочитав оный, всё-таки не убедитесь в истине, содержимой св. православной церковью, то припишите это не невозможности защитить ее, но моему неумению. Церковь Бога живого, назданная на основании апостолов и пророков, при краеугольном камне, – Иисусе Христе, есть столп и утверждение истины. Как в прожитые христианским миром минувшие века св. церковь сумела сохранить ее, так сохранит и защитит ее и до конца веков. «И врата адовы не одолеют ее», по слову Господа. Тем более, грешные люди не поборют ее, но сами разобьются об нее. Кто, одинокий и слабый силами, вздумал бы разбить скалу своими руками, тот сам разбился бы об нее. Так и камень, краеугольный в здании св. церкви, Господь наш Иисус Христос лежит для одних на восстание, для других, – на падение (Лк.2:34). Будьте осмотрительны, чтобы ваше совопросничество не послужило для вас камнем претыкания. Не говорите, – мы ищем неоспоримого, наглядного, буквенного свидетельства в пользу истины церкви, чтобы принять ее вновь, как содержали мы ее по рождению, крещению, воспитанию и примеру своих родителей. Напомню вам, что сомнение в Божественной истине не всегда зависит от неочевидности ее, но часто от греховности и испорченности сердца человеческого. Ибо, если бы очевидностью Христовой истины можно было убедить всех к принятию ее, то стоило бы пальцем показать неверующим, безбожникам, пьяницам и блудникам слово Божие, заповеди и они исправились бы от своих пороков. Но этого не бывает. Смотрите, не греховность ли и своеволие сердца, которые усилились в вас, коль скоро вы сбросили с себя благое иго послушания св. церкви, гонят от истины и вас, предавшихся на сторону лжеучителей и лиц, презревших законных пастырей? Не за буквой гоняйтесь, но откройте сердце для истины, которая стучится в него. Иначе помните сказанное Авраамом евангельскому богачу в аду. На его просьбу: «Отче, пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения», Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть их слушают. «Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:27–31).

* * *

1

В другом месте «золотые чаши, полные фимиама», в руках старцев, павших пред Агнцем, прямо называются «молитвами святых» (Откр.5:8).

2

Более подробный ответ на те же и другие вопросы, которыми смущаются пашковцы и др. сектанты, например, штундисты, очень близкие по своим убеждениям к пашковцам, можно найти в книгах: 1) «Секта пашковцев» Спб., 1891 г.; 2) Письма к одному лицу в Спб. по поводу появления там нового учителя веры, Спб. 1881.; 3) Обличение заблуждений штундизма, Ив. Троицкого, Киев, 1891 г.; 4) Вероучение малорусских штундистов, А. Ушинского, Киев, 1886 г., a также в книжках под заглавием: Догмат о свв. иконах, о кресте, о почитании мощей, о почитании Пресв. Богородицы, святых и вр. по Стефану Яворскому. Все эти книги можно получить в книжных складах Общества, братства Пресв. Богородицы и у Тузова в Гостином дворе.


Источник: Ответ на «Пашковские вопросы» / [соч.] священника Философа Орнатского. - С.-Петербург: Тип. Главного управления уделов, 1893. - 24 с.

Комментарии для сайта Cackle