Порядок самоиспытания

Источник

В деле благоустроения душевного самое первое, – это: «познай себя», или, что тоже, самоиспытание, как видели мы прошедший раз. Как оно устрояется? Вернейшее к тому средство – сопоставить свою жизнь с требованиями Закона Божия и при свете его осмотреть свою внутреннюю храмину. Для сего возьми начертание заповедей Божиих ветхо-и-ново-заветных и, уединясь, разбирай по ним дела твои; не то, просто размышляй: всегда ли ты держал себя как должно в отношении к Господу Богу и в отношении к ближним; любил ли ты Бога, старался ли угождать Ему и служить верой и правдой; со страхом ли служил Ему, праздники и посты в богоугождении ли проводил и т. д.; к родителям всегда ли был почтителен, к начальникам, пастырям, учителям и т. д.; не обидел ли когда кого, не осквернил ли себя плотскими грехами, не соблазнил ли кого, не обокрал ли, не оболгал ли, с завистию и злорадством не отнесся ли к кому и т. п.? И во все это вдумайся не спеша, и не раз, не два, а ежедневно уделяй по нескольку часов на такое размышление. При этом, особенно если ты грамотен, каждую заповедь, каждый грех старайся разобрать до тонкости.

Так читаешь первую заповедь: Аз есм Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене. И размышляй: иных богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты и не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога и пр.? Вторая заповедь не велит поклоняться идолам. Ты и не кланяешься идолам. Но не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, сильным мира сего до забвения Бога и т. д? Третья заповедь гласит: не приемли имене Господа Бога твоего всуе, т. е. напрасно. А ты не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще безо всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестпым знамением безо всякой мысли о Распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? – Четвертая заповедь повелевает чтить праздничные дни. Их как ты проводишь? Не имеешь привычки работать по праздникам – хорошее дело. Но в праздник мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в богомыслии, в молитве, в творении милостыни и т. п. Наблюдаешь ли ты за этим? – Пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою... Здесь всю твою семейную жизнь подними: с родителями, братьями, детьми, прислугой как ты обращался и обращаешься; за тем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестным отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Широка есть заповедь сия. – Шестую заповедь: не убий, ты готов пройти, не задумавшись. «Не виновен я против нея», говоришь ты себе. Да, ты не зарезал никого. Но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаевает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и больной даже идет на работу. Ты бы мог помочь ему, но не помог. А он от натуги помер. Кто его убийца? По божескому закону – ты виновен в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему – и он жил бы еще. – Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, песни, страсть к нарядам, подкрашивание волос, лица, объядение, пьянство и пр. – Восьмая заповедь: не укради. Ты не вор: это так. Но и всякий обман, подлог, утайка – тоже воровство. Знаешь ли ты это? Скажу более: в разряду воров должны быть отчислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет, нищие по ремеслу, тунеядцы, люди, промышляющие разной легкой наживой, немилосердые ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие чрез то свои семьи и т. д. А против девятой заповеди и тем более кто из нас безответен? Не послушествтвуй на друга твоего свидетельства ложна, говорит Господь. А из нас кто не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? сплетни? пересуды? Кто чист от этих пороков? – И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? – Но положим, вы и воздерживались от грехов, запрещенных десятью заповедями закона ветхозаветного. А исполняете ли вы Евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя евавгельскими добродетелями? Стараетесь ли воспитать в себе чувства смирения, сознание собственного недостоинства? Скорбите ли слезно о своихь грехах и слабостях? В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими? Жаждете ли высшей праведности? К нуждам своих ближних внимательны ли? Считаете ли себя обязанными нуждающимся помогать, неразумных вразумлять и т. д.? О чистоте сердца прилагаете ли старание? Об умиротворении враждующих? Готовы ли за правду претерпеть хотя бы то и гонение? И настолько ли вы любите Господа Иисуса, чтобы за Него даже на смерть быть готовым идти? До всех этих вопросов можете вы дойти, братия, читая изречения Господни о блаженствах, или, что тоже, евангельские заповеди. Полезно, скажу, и вообще с указанною целью читать св. Евангелие и особенно нагорную беседу Спасителя, изложенную в Евангелии от Матфея, с 5 главы и до 8-й.

Так, други мои, надо разсмотреть каждому из вас жизнь свою, чтобы выразуметь: что ты? насколько здоров или болен душею? Дело понятное, что вдруг сделать такого само изследования нельзя, а нужно поприглядеться и приглядеться к своему внутреннему человеку. От того св. Церковию и назначено готовящимся к исповеди по крайней мере неделю употреблять на подготовку себя к этому. Мы же помним ли и наблюдаем ли это? Что же удивительного, если дело душевного благоустроения так трудно дается нам? Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с. / Порядок самоиспытания. 253-255 с.

Комментарии для сайта Cackle